Здавалка
Главная | Обратная связь

М.Горький. Пьеса «Мещане» (1902). Статьи «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности».



В пьесе «Мещане» действие в значительной степени организуется семейным конфликтом, конфликтов отцов и детей. Под одной крышей, в досе Бессеменовых идёт война всех со всеми. Бессеменов –старший, Василий Васильевич, сражается с детьми – Петром, Татьяной и приёмным сыном Нилом, а также с теми, кто претендует на его детей – Еленой и Полей, наконец, он воюет против непонятных ему, никчёмных с его точки зрения людей – птицелова Перчихина и бывшего дьякона Тетерева. Война идёт за порядочную жизнь. Бессеменовы, старшие в доме и главные в городе (Василий Васильевич претендует на роль городского голову), пытаются навязать всем своё представление о порядочной, образцовой, правильно жизни. Это и есть, по Горькому, изначальное свойство мещан: они уверены, что живут наилучшим образом, знают, как надо жить.

Младшие же –Пётр, Татьяна и особенно Нил – не хотят жить, как отцы. Однако в развитии конфликта обнаруживается ещё один водораздел между героями: между младшими Бессеменовыми, Петром и Татьяной, с одной стороны, и Нилом, с другой. Первые хотя и не хотят жить, как старшие, но иначе жить не смогут. В ходе действия становится ясным, что они в конце концов примирятся со старшими, с которым их связывает родство не только по крови, но и по духу. Отсутствие в Петре и Татьяне личностного «самостояния», а значит, и творческого начала, в конечном счёте ведёт к бесплодию: они, как все Бессеменовы, без семени…Таков суд Горького над героями – мещанами. Существенная перспектива в развитии драматического конфликта пьесы связана с образом Нила, который разрывает с Бессеменовыми, уходит из дома. Нил отстаивает право жить по собственному «расписанию», никого не спрашиваясь, свободно. Воля приемного отца – здесь символ власти – символ не абстрактный и не случайный. За ним – широкий спектр ассоциаций. Несмотря на то, что сценическое действие не выходит за стены одного дома, в ходе пьесы вырисовывается возможное расширение смысла художественного конфликта – в речах Нила, когда он рассказывает о столкновении с начальством, когда звучат слова о том, что хозяин – тот, кто трудится, о праве вмешаться в «расписание жизни» и т.д. Тем самым конфликт пьесы поднимается до уровня идеологического, а фигура Нила с его непримиримостью к «хозяевам» жизни получает героическую окраску. Это и определяет художественную новизну горьковской пьесы. Поиск героической потенции в людях своего времени становится главным ценностным ориентиром писателя в его дальнейшей творческой эволюции (источник: учебник Агеносова В.В.)

«Заметки о мещанстве».

Мещанство – это строй души современного представителя командующих классов. Основные ноты мещанства – уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх перед всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе всё что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей.

У мещанина пассивная позиция в битве жизни. Современное государство создано мещанами для защиты своего имущества – мещане же и дали государству развиться до полного порабощения и искажения личности. Противоречия между народом и командующим классом непримиримы.

Науку родили опыт и мысль человечества, она есть свободная сила, которую трудно подчинить интересам мещанства. Совесть – особенность мещанской души, которая позволила мещанину создать новое орудие примирения – гуманизм.

Мещанство живет чужим трудом и может бороться только чужими руками. Мещанин любит жить, но впечатления переживает неглубоко, социальный трагизм недоступен его чувствам. Мещанин всегда лирик, пафос совершенно недоступен мещанам. Мещанин не способен видеть ничего, кроме своей серой, мягкой, бессильной души.

Русская литература с печальным умилением смотрела, как тупая сила власти, разнузданной своей безнаказанностью, насилует русский народ. Наша литература – сплошной гимн терпению русского человека, она вся пропитана тихим восторгом пред страдальцем-мужичком и удивлением пред его нечеловеческой выносливостью.

Наша дворянская литература всегда рисовала народ терпеливо равнодушным к порядкам его жизни. Ко времени вынужденного народом освобождения его от крепостного права, образовался небольшой, но энергичный слой людей, сильных духом и внутренне свободным. Правительство занялось разведением чиновников. К разночинцам оно относилось подозрительно и враждебно. Было ясно – если интеллигент-разночинец хочет жить, он должен встать ближе к народу, опереться на него.

Беспримерная в истории эпическая борьба горсти смелых людей с чудовищем, которое похитило свободу.

Влияние Запада может только испортить разрушить кроткую, мягкую душу и прочие качества народа-Богоносца.

В творениях мещан – соединение таланта с какой-то истинно восточной ленью ума и татарской хитростью.

В страну медленно входил великий революционер, всё разрушающий капитализм.

Одно из свойств мещанской души – раболепие, рабье преклонение пред авторитетами. Есть два типа индивидуализма: мещанский и героический.

- ставит «я» в центре мира (напыщенное и нищенское)

- «Мир во мне… Мир – это народ. Человек – клетка моего организма.

Миропонимание рабочего, истинного и единственно законного хозяина жизни, ибо строит её он. Наиболее жизнеспособные мещане шли в революцию. Жизнь ставит дело просто и ясно: общее благо невозможно, пока существует хозяин и работник, подчинённый и командующий, имущий и неимущий. Мещане – лилипуты, народ – Гулливер, но если его запутать всеми нитками лжи и обмана, которые находятся в руках этого племени, он должен будет потратить лишнее время для того, чтобы порвать эти нитки.

«Это мы победили! Мы – представители народа!»

«Разрушение личности»

Народ – единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, трагедии земли и величайшую из них – историю всемирной культуры. Он творит религию, которая была его поэзией и заключала в себе всю сумму его знаний о силах природы, весь опыт, полученный им в столкновениях с враждебными энергиями вне его. В мире эпоса определенно сказывается коллективное творчество всего народа.

Только силой коллектива, возможно, объяснить глубокую красоту мифа и эпоса. Индивидуальный гений не дал ни одного обобщения, в корне коего не лежало бы народное творчество, ни одного мирового типа, который существовал бы ранее в народных сказках и легендах.

Единица представляла собой воплощение части физических сил группы и всех её знаний – всей психической энергии.

Процесс образования «я» аналогичен процессу образования эпического героя – коллектив нуждался в образовании личности.

Новое самосознание – начало драмы индивидуализма. В области духовного творчества личность играла консервативную роль: утверждая и отстаивая свои права, она должна была ставить пределы творчества коллектива, она суживала его задачи и тем искажала их.

Когда индивидуализм укреплялся в жизни как начало командующее и угнетающее, он создал бессмертного бога, заставил массы признать личное «я» богоподобным и сам уверовал в творческие силы свои. В своем стремлении ко власти индивидуализм был вынужден убить бессмертного бога.

Современный индивидуализм вновь пытается воскресить бога; навсегда потеряв дорогу к источнику творческих сил – коллективу.

Анархическая борьба личности с народом.

Индивидуальность инертна, консервативна и враждебна развитию жизни.

Мещанин – индивидуалист, который навсегда лишен способности ощущать в мире что-либо иное, кроме себя и смерти перед собою.

Поэзии этого тона присвоено имя «поэзия мировой скорби». Индивидуальность переносит ощущение утраты смысла своего бытия на весь мир.

Рядом с этим процессом агонии индивидуализма, железные руки капитана, помимо воли своей, снова создают коллектив, сжимая пролетариат в целостную психическую силу. Стремление мещанина к «самоутверждению своей личности».

Основное настроение современного индивидуалиста – тревожная тоска; он растерялся, напрягает все свои силы, чтобы как-нибудь прицепиться к жизни.

Хулиган – существо, лишенное социальных чувств, он не ощущает никакой связи с миром, не сознаёт вокруг себя присутствия каких-либо ценностей и даже постепенно утрачивает инстинкт самосохранения – теряет сознание ценности личной своей жизни. Основной импульс его бессвязного мышления, странных и часто отвратительных деяний – вражда к миру и людям инстинктивная.

Неуклонный процесс духовного обеднения человека, неустранимое сжимание «я».

Техника – результат творчества не личного, а коллективного. Командующие классы всегда стремились к монополизации знания.

Анархия – неоспоримый результат мещанского творчества.

Капиталистические организации необходимо суживают личность, подчиняя её индивидуалистические стремления своим целям, подавляя инициативу. Они развивают в личной психике пассивность.

Мещанин круто повернул от идей свободы к идее авторитета.

Защищаю свою позицию в жизни, индивидуалист-мещанин оправдывает свою борьбу против народа обязанностью защищать культуру.

Интеллигент имел все психофизические данные для сращения с любым классом. Необходимо было создать какую-то свою идеологическую мещанскую управу, и она была построена в виде учения «о роли личности в истории», которое гласило, что общественные цели могут быть достигнуты исключительно в личностях.

Плодотворное влияние социальной идеи на психику личности.

Наша литература посвятила массы творческой энергии, чтобы раскрыть, освятить душу мужика.

Выявилась органическая неспособность интеллигента к дисциплине, к общежитию – позорно низкая оценка человеческого ближнего своего.

Наш интеллигентный индивидуализм неизбежно приводит людей в болезненное состояние, в высшей степени родственные истерии. Основной тон «я» - безумный страх личного уничтожения.

Современного литератора трудно заподозрить в том, что его интересуют судьбы страны.

Писатели невольно подчинились гипнозу мещанства, которое осторожно подбираясь к власти, отравляет по дороге всех и всё. Это – упадок социальной этики, понимание самого типа русского писателя.

Храм русского искусства стран нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновляет нас, любите его! Психология старого русского литератора была шире и выше политических учений, которые тогда принимала интеллигенция. Писатели наших дней услужливо следуют за мещанами. Упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе народа. «Личность» современного автора – это его манера писать, а личность – комплекс чувств и дум – становится более неуловим.

Признаком этического упадка в русском обществе является крутой поворот во взглядах на женщину. Эпидемия порнографии поразила мозги наших литераторов. Усердно пачкают русскую девушку, женщину, мать.

Как относится наша интеллигенция к мужику. Пролетарий везде и всюду среди мещан является неприятным лицом, неудобен как герой.

Задача литературы – уничтожить этих людей или воскресить к жизни активной.

Мещанство пожирает личность изнутри.

Жизнь человека – творчество, стремление к победе над сопротивлением мёртвой материи. Задача данного исторического момента – развитие и организация всего запаса энергии народов, превращение её в активную силу.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.