Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирование представлений о предмете психологии в эпоху Античности, Средневековья и Нового времени.



Начальные знания о душе существовали с момента возникновения человечества в форме первобытных религиозных верований – анимизма (от лат. Anima – душа). Люди в древности считали, что душа есть неотъемлемая часть всех живых существ, к которым они относили и землю, и камни, и воду, т.е. весь мир, окружавший человека. В результате сформировалась стройная мифологическая система, которая выражала собой совокупность множества живых существ, занимающих свое место в сложном образовании – природе и взаимодействующих между собой на разных уровнях бытия.

Противоположная точка зрения существует в современном научном знании. Считается, что признаками живого организма обладает так называемая «органика», к которой относят животный и растительный мир. Горы камни, водные потоки и т.п. не обладают признаками живого существа. Наличие души здесь, как правило, не рассматривается.

Первые научные знания возникли и развивались на территории Древней Греции в VII – VI веках до н.э. и были представлены учениями натурфилософов или досократиков, поскольку все они жили и творили до рождения выдающегося мудреца Античности – Сократа. Основные учения досократиков, рассматривающие интересующий нас предмет исследований представлены идеями Гераклита, который считал душу искрой единого универсума (космоса).

Атомистические представления о душе Демокрита. Демокрит понимал душу как причину движения тела. Он полагал, что душа материальна и состоит из самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа, как и огонь, состоит из этих атомов: она — это атомы огня по своей форме и активности. Когда мелкие частицы проникают в тяжелые, они вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душой этих тяжелых тел. Таким образом, душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Душа смертна и уничтожается вместе с телом, принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души. Отсюда вытекает демокритовский панпсихизм: всё – и растения, и камни – имеет душу. Душа выступает продуктом организации тела, а не является изначальным принципом. Она не существует вне тела. Отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом.

Сократ не оставил после себя ни одного письменного труда, поскольку никогда ничего не записывал. Дошедшие до нас труды мудреца – это результат усилий его ученика Платона, который восполнил этот пробел, за своего учителя воссоздав его учение в диалогах, которые вел мудрец с разными людьми. Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно – как нечто, отличное от тела. Душа, в отличие от видимого тела, невидима. Она – разум, который является началом божественным. Сократ считал, что душа – самое высокое, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

Представления о душе Платона. Платон разработал учение об «идеях» – вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону – лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала). Философ полагал, что душа нематериальна и бессмертна. Душа выступает в качестве начала между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в «предмирном» пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. Поэтому природа души сродни природе идей. По Платону она состоит из 3-х частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других – разум, у третьих – мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи – воинами или героями. Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала.

Аристотель– автор первой известной работы по психологии – «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Прежде всего, Аристотель пересмотрел подход Платона к душе. С его точки зрения, разделение души и тела – невозможный и бессмысленный акт, так как «идея», «понятие» не может быть реальным физическим предметом, каковым является человек. Исходя из неотделимости души от тела, Аристотель и дал свою трактовку души: душа есть форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и не является телом. Душа представляет собой суть данного предмета, выражая цель его существования. В представлениях Аристотеля душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит (не душа мыслит, но тело мыслит посредством души). В целом, душа, как сущность живого тела, смертна вместе с телом; однако часть ее, которую мы могли бы на современном языке назвать абстрактным или теоретическим мышлением Аристотель считает бессмертной.

Представления о предмете психологии в эпоху Средневековья характеризовались доминированием религиозных догматов над попытками научно попытаться доказать положения связанные с устройством внутреннего мира человека. Общая направленность исследований сосредотачивается на изучении вопроса о взаимоотношении веры и разума в душе человека и в первую очередь представлена идеями Августина Аврелия Фомы Аквинского, Уильяма Оккама.

Августин Аврелий, считая душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas – воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой.

Фома Аквинский (1226-1274), учение которого позже было канонизировано как истинно католическая философия (и психология) получило название томизма.

Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной истины. Фома Аквинский отстаивал идею вечности души. С точки зрения Фомы Аквинского, душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. Осознанность характерна не только для разума, но и для других проявлений человеческой души, т. е. это общее свойство души человека. Растительная и животные функции души нуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи.

В Англии против томисткой концепции души выступил номинализм (от лат. «немей» – имя). Он возник в связи со спором о природе общих понятий, или универсалий. Суть спора состояла в том, существуют ли эти общие понятия сами по себе, самостоятельно и независимо от нашего мышления, или представляют собой только имена, реально же познаются лишь конкретные явления.

Главным идейным представителем номинализма был профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (ок. 1285–1349), призывавший опираться на чувственный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков. Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. Оккам рассматривает единую душу. Разнообразие направлений в деятельности единой души достаточно объясняет различие ее функций, а то, что называют душевными силами (органами, способностями) – это разные названия для различных актов одной души.

Фрэнсис Бэкон (1561—1626) намечает новую линию исследования души. Два шага, сделанные Бэконом,— исключение из состава души органических функций и отказ от изучения души как особого предмета, требование перейти к описанию ее процессов — подготавливали отмирание науки о душе и вместе с тем создавали предпосылки для становления новой науки о сознании. Учение о душе включает науки о рациональной божественной душе или духе и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным, природа, которой телесна. В каждой душе Бэкон выделяет ее способности (функции). Для чувствующей души это способности ощущения и выбора, т. е. стремление к благоприятным и избегание неблагоприятных обстоятельств, и произвольные движения. Способность ощущения и выбора, по Бэкону, имеют все тела: например, железу приписывалась особая симпатия – стремиться к магниту, плотным и тяжелым телам – влечение к земле. Способности рациональной души – это разум (или интеллект), рассудок, воображение, память, желание (или влечение), воля. Науки о душе должны исследовать их происхождение, способы их развития и укрепления.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.

Рене Декарт (1596-1650): определяет новый предмет психологического познания, которым вместо души становится сознание. Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке. При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Сознание Декарт описывает в противопоставлении телу, с которым отождествляет материю и дает геометрическое представление о материи. В основе физической теории Декарта лежит идея о тождестве материи и протяжения. Телу свойственны делимость, пространственная форма (фигура), перемещение в пространстве в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом, скорость этого перемещения, т.е. тело теоретическая модель, действующая как автомат системы, которая работает механически. Тем самым живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, т. е. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия. Декарт ввел понятие о рефлексе – отражения как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии.

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677). В противоположность Декарту Спиноза считал, что имеется единая, вечная субстанция – Природа – с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них нашему ограниченному разуму открыты только два – протяженность и мышление. Следовательно, бессмысленно представлять человека местом встречи телесной и духовной субстанций, как это делал Декарт. Человек – целостное телесно-духовное существо. Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения. Поэтому порядок и связь состояний тела, происходящих под влиянием взаимодействия с другими вещами, сообразны с тем, в каком порядке и связи располагаются в душе представления и идеи вещей в виде представлений, ощущений, воли и других психических процессов. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Готфрид Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. Наряду с ясно сознаваемыми – апперцепциями (восприятиями) в душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий), которые не сознаются. Все непроизвольные поступки являются результатом действия малых восприятий. Они определяют наши вкусы. Из них возникают сознательные желания и страсти. Сознание не отличается от бессознательного какой-то особой сущностью, в душе происходят постоянные переходы сознательных представлений в бессознательные и обратно.

Джон Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. Идеи, которые находятся в душе, по Локку, бывают простые и сложные. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя путями — через ощущение и рефлексию. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Сложные идеи - это их сочетания, соединенные вместе под одним общим именем.Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действии: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию (связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого). Сознание Локк рассматривает как обязательный признак душевных явлений, как некую духовную силу, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность.

Философы, используя одни идеи Локка, отвергали другие, по-разному трактуя понятие ассоциации: Дэвид Гартли полагал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом; Джорж Беркли – в основе ассоциаций лежит чувственный опыт; Дэвид Юм – человеческое познание является ассоциацией идей.

Таким образом, возникнув в эпоху Античности и пройдя длительный путь развития, психологические знания сформировали основные представления о предмете будущей психологической науки: душа как в античной традиции, синтез веры и разума в средневековой традиции и сознание в психологии Нового времени. Проблема души трансформировалась в проблему сознания как уникальной способности человека не только мыслить и ощущать, но и возможность подвергать рефлексии все свои акты и состояния.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.