Представление о самом себе
С неизлечимо больными детьми была проведена большая работа, которая помогла нам понять, что происходит в их внутреннем мире. Кублер-Росс (1983) установила, что дети знают, что происходит с ними, когда они умирают. Она отметила, что дети переживают такие же стадии печали и горя, как и взрослые: неприятие, гнев, спор, депрессия и, наконец, положительная реакция. В данном случае положительная реакция предполагает осознание ситуации и решимость прожить оставшиеся дни с максимальной полнотой. Эти стадии могут появляться в любой последовательности, причем некоторые из них могут быть пропущены. В процессе умирания психическая жизнь некоторых индивидов преимущественно протекает на одной эмоциональной стадии. Нередко появляется надежда: иногда это — надежда на исцеление, а иногда надежда закончить неоконченные дела. Вообще говоря, страх составляет неотъемлемую часть детских переживаний. Во многих случаях Кублер-Росс отмечала, что с помощью творческой деятельности — сочинения историй или рисования — дети приспосабливаются к событиям, которые происходят в их жизни, и сообщают это знание, нередко в символической форме, тем, кто способен выслушать их. Тем, кому приходится работать с серьезно больными или осиротевшими детьми, она рекомендует предоставлять детям как можно больше возможностей заниматься сочинительством и рисованием. Блубонд-Лангер (1978) проанализировала больничные материалы по серьезно больным детям. Она обнаружила, что у таких детей оценка своего состояния проходит ряд последовательных стадий: от удовлетворительного самочувствия до стадии 1 (серьезно болен), стадия 2 (серьезно болен и поправлюсь), стадия 3 (неизменно болен, но поправлюсь), стадия 4 (неизменно болен и никогда не поправлюсь) и, наконец, стадия 5 (умирание). Эти представления о своем состоянии имеют последовательный характер. Конкретные события должны объединиться с предыдущей информацией, прежде чем ребенок перейдет к следующей стадии. Ребенок не перейдет к следующей стадии до тех пор, пока на данной стадии не произойдет событие, способное ускорить такой переход. Поэтому даже в тех случаях, когда друг умирает от аналогичной болезни, ребенок не перейдет к стадии 5, если на стадии 4 не получит сведений о смерти друга. Мы полагаем, что установленные Кублер-Росс стадии можно без труда объединить с указанной схемой изменения представления о своем состоянии. При достижении каждой новой стадии понимания в реакциях детей вновь проявляются чувства неприятия, гнева и т. д. Если консультант способен понять этот процесс и обеспечить возможность переживания и обсуждения эмоций с помощью рисунков с целью формирования положительной реакции и понимания, тогда в состоянии ребенка, возможно, наступит улучшение, и он получит возможность рассмотреть и положительно оценить происходящее. Спонтанные рисунки Сюзан Бах (1966), лондонский психотерапевт юнгианского направления, стала одной из первых применять спонтанные рисунки в работе с умирающими детьми. Она полагала, что спонтанные рисунки отражают внутренний (или психологический) мир ребенка. Кроме того, эти рисунки, по ее мнению, содержат физиологическую информацию, полученную ребенком на бессознательном уровне (т. е. рисунки отражают как психологическое, так и соматическое состояние ребенка). Кепенгейер (1980) также отмечал появление в рисунках пациентов органической и психологической информации. Физиологические диагнозы этих исследователей впоследствии были подтверждены другими врачами, работавшими с этими детьми. Бах полагает (1975), что специалист, обученный методам точной оценки рисунков, получает информацию, необходимую для оказания помощи ребенку в целом. Теоретические предположения. Консультант приобретет способность понимать содержание рисунков только тогда, когда признает правильность следующих трех постулатов (Furth, 1986) 1. Существует бессознательная психика, которая способна проявляться посредством спонтанных или импровизированных рисунков. 2. Хотя спонтанный или импровизированный рисунок и служит «необычным» средством коммуникации, тем не менее он имеет право на существование и заключает в себе определенный смысл. 3. Ум и тело («психика» и «сома») взаимосвязаны друг с другом. Эта взаимосвязь обеспечивает коммуникативную непрерывность между ними. Оценка рисунка. Овладение навыками точной оценки рисунков составляет непростую задачу. При оценке рисунков необходимо проявлять осторожность, обращая особое внимание на опасность проектирования своих собственных эмоций и символов на рисунок другого человека (Thompson and Allan, 1987). С юнгианской точки зрения, использованный в рисунке символ или образ служит вместилищем чувств или эмоций (Allan, 1978; Allan and Clark, 1984; Allan and Crandall, 1986). Рассматривая рисунок, консультант ставит перед собой вопросы: «Какова эмоциональная окраска данного образа? Какие эмоции выразил здесь ребенок?» Постановка этих вопросов позволяет консультанту понять внутренние, эмоциональные проблемы ребенка. Эти проблемы нередко проявляются на имагистическом (образном) уровне, прежде чем достичь вербального сознания. Для тех, кто работает с детьми и их рисунками, Бах (1966) и Фурт (1981) дают ряд рекомендаций по «рассмотрению» содержания рисунков. Вначале необходимо произвести инвентаризацию рисунка, т. е. определить наличие и отсутствие на рисунке тех или иных предметов. Такое определение позволяет сосредоточиться на месте локализации основной психической энергии. Далее рекомендуется обратить внимание на выбор цвета, его отсутствие или неправильное использование. Кроме того, необходимо отметить и подсчитать число повторений, поскольку повторения также имеют смысловое значение. Размещение и взаимосвязь предметов на листе бумаги позволяют понять, что находится на переднем (или заднем) плане жизни ребенка. Хотя картина в целом и отражает состояние ребенка, тем не менее следует учитывать, что ребенок отождествляет себя с одним предметом или лицом на картине. Аллан (1978), Бах (1975), Капегейер (1980) и Фурт (1981) полагают, что процесс творческого самовыражения в присутствии консультанта без применения интерпретации помогает детям освободить в критический момент своей жизни часть энергии символов и эмоций. Таким образом дети получают возможность справиться с психологическим процессом, связанным с серьезной болезнью и умиранием. Пребывание рядом с ребенком и обсуждение содержания рисунка от третьего лица («Я заметил, что ты нарисовал большую гориллу. Интересно, о чем она думает... что она чувствует... и как она собирается поступить») помогают ребенку легче переносить чувства одиночества и отъединенности. Помощь семье. Рисунки служат одним из средств, позволяющих ребенку сообщить своей семье о своих переживаниях. Такие сообщения помогают членам семьи ребенка понять уровень информированности и потребностей ребенка (Bach, 1975). В таких случаях ребенок получает возможность более эффективно общаться с членами своей семьи в оставшееся время. Дети нередко испытывают трудности при обсуждении своих страхов, но они достаточно ясно изображают их на своих рисунках. Тогда рисунки можно использовать для перехода к беседе. Их можно показать родителям, чтобы помочь им понять некоторые из внутренних проблем ребенка. При успешном разрешении проблем семья получает утешение от рисунков и знания, что ребенок обрел спокойное расположение духа (Furth, 1981). Если разрешение проблем и не состоялось, родители, братья и сестры все же получат в свое распоряжение изображения и картины из жизни ребенка. Метод Встречи с каждым ребенком проводятся на индивидуальной основе. В начале каждой встречи, после установления раппорта, ребенку задают вопрос, не хотел ли бы он что-нибудь нарисовать. При вялости ребенка занятие проводят в сокращенном виде. В таких случаях его спрашивают, чем бы он хотел заняться в следующий раз. Этот вопрос позволяет ребенку чувствовать себя хозяином положения, оставляя за ним право выбора, заняться или не заняться рисованием. На начальном этапе необходимо заверить ребенка, что его рисунки действительно необходимы, и они не обязательно должны быть «правильными», как этого иногда требуют некоторые преподаватели рисования. Применение методов можно варьировать, Одни рисунки рождаются спонтанно, без наличия конкретного стимула, а другие возникают по подсказке: «Не мог бы ты изобразить на рисунке одно из своих сновидений?» Некоторые рисунки отражают в конкретной форме направленную деятельность творческого воображения. При работе с детьми в кризисной ситуации применение методов релаксации и направленного формирования образов, перед тем как приступить к рисованию, помогает снять напряжение и обеспечить творческую работу бессознательного. Ребенок выбирает необходимый инструмент для рисования: масляные краски, фломастеры, цветные карандаши и мелки или простой карандаш. Когда ребенок сообщает об окончании работы над рисунком, консультант должен поблагодарить его за проделанную работу, поставить дату и спросить, как называется рисунок. Иногда рисунок имеет название, хотя нередко бывает и так,что дети не знают, как назвать рисунок. Иногда В основе создания рисунка лежит какая-нибудь история. В таких случаях ребенок диктует консультанту историю, поскольку в физическом отношении процесс написания слишком утомителен для ребенка. Если рисунок не имеет истории, тогда необходимо немного побеседовать о рисунке. Иногда детям нравится поболтать во время рисования, хотя обычно они хранят молчание, и тогда необходимо следовать их примеру. Ребенок вместе с консультантом помещает новый рисунок в специальную папку. Этот процесс входит в состав установленной процедуры или ритуала, чтобы укрепить представление о том, что консультации и рисунки имеют особое значение. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|