Здавалка
Главная | Обратная связь

Конкретное исследование



Впервом классе Каройл был поставлен диагноз «неизлечи­мая форма лейкемии». Она прошла курс химиотерапии. По мере возможности она посещала занятия во втором классе школы, но тем не менее ее включили в программу проведения консульта­ций на дому в течение лета. В сентябре она должна была присту­пить к занятиям в третьем классе в домашних условиях. В тече­ние первых нескольких месяцев реализации программы для больных, находящихся на домашнем режиме, у девочки отмеча­лась ремиссия, и на первый взгляд она не очень походила на больную, хотя постоянно принимала лекарства.

В число планов, которые Каройл собиралась осуществить в художественно-лингвистической школе, входила работа над ри­сунками. Семье нравилась ее книга стихов с рождественскими


иллюстрациями. В начале января она утратила интерес к лите­ратурному процессу (который предусматривал переработку не­которых фрагментов книги), но по-прежнему с удовольствием работала над иллюстрациями. По мере ухудшения ее здоровья мы стали уделять больше внимания процессу рисования. Мы рассматривали иллюстративный материал только с точки зре­ния литературного произведения без интерпретации содержа­ния и эмоций, заключенных в данном материале, хотя в то время участились обсуждения содержания рисунков от третье­го лица.

Переход от диктовки литературного произведения к рисо­ванию отнюдь не свидетельствовал о потере интереса к школь­ным предметам. Ее любимыми предметами были «рисование и математика». Даже в тех случаях, когда она испытывала на­столько сильное недомогание, что не могла заниматься обыч­ными школьными предметами, процесс рисования доставлял ей достаточное облегчение, чтобы сохранить интерес к предме­ту своей первой любви — математике.

Когда интенсивность эмоций, отразившихся в работе Ка­ройл, произвела на консультанта Джуди особенно гнетущее впечатление, она решила разъяснить родителям Каройл свою роль. Родители сказали консультанту, что ни при каких обсто­ятельствах нельзя подтверждать тот факт, что девочка умрет, так как такое подтверждение подорвет волю Каройл к жизни. В дальнейшей совместной работе Каройл и консультант знали о неизбежности смерти и признавали, что каждая из них знает об этом, но открыто не обсуждали проблему смерти девочки.

Хотя мы прямо и не затрагивали проблему ее смерти, тем не менее мы обсуждали множество других предметов, к числу которых относятся похороны, страх, конфиденциальность, вера, истина и доверие. В зависимости от содержания и формы вопросов, затронутых девочкой, консультант давала ответы в качестве помощницы или подруги. При обсуждении философ­ских вопросов консультант выступала в роли подруги. Когда невозможность уединиться в больнице вызывала у Каройл раз­дражение, консультант выступала в роли помощницы. Прове­дение индивидуальных ежедневных учебных и консультаци­онных занятий в течение многих месяцев сочеталось с необхо­димостью учитывать пожелания семьи девочки и привело к изменению границ в рамках школьного консультирования. Но как бы ни сложилась ситуация, консультант обязан исходить из задач обеспечения оптимальной заботы о ребенке.


Иллюстративный материал

Основная серия начинается с рисунка «Пауки», который был нарисован через 5 месяцев после первого занятия (рис.5.1). К этому времени у Каройл сформировалась само­оценка, соответствовавшая по классификации Блубонд-Лангер (1978) стадии 3, «неизменно больна, но поправлюсь».

Каройл изображена в центре рисунка, и поэтому это изо­бражение относится к тем немногочисленным рисункам, на которых событие описано от первого лица, усиливая личност­ный характер символического содержания данного рисунка. Рот широко открыт в искривленной улыбке или пронзитель­ном крике. Пронзительный крик более вероятен, поскольку в рассказе речь идет о том, как Каройл была обманута людьми, спрятавшимися в зарослях. Каройл обнаружила этих людей, не зная, что они там прятались. В конце рассказа они положи­ли на Каройл множество пауков, и она, визжа от ужаса, бежит домой.

Паук олицетворяет Великого Ткача или Творца (Cooper, 1978), который прядет нить жизни. Вначале центральная фигу­ра была нарисована без рук, что свидетельствовало об ощущении беспомощности, и без пауков. Руки и пауки были пририсованы после того, как был продиктован рассказ. Правые глаз и нога

 

 

 


выглядят немного меньше и слабее, чем левые глаз и нога. Дере­во имеет странную форму, массивный ствол и мало листвы. Это свидетельствует о наличии проблем с получением достаточной энергии для поддержки тела девочки. Голубое облако с желты­ми полосами, вероятно, указывает на потребность поплакать, а зарождающаяся радуга, символизирующая мостик между ду­ховным и преходящим, свидетельствует о надежде обрести покой. Ноги изображены синим цветом. Девочка как бы «болта­ет ногами в воздухе», что позволяет заключить о существовании пока еще довольно сильного потока энергии.

Рассказ передавал ощущение коварного обмана и страха, отчасти замаскированных показной бравадой. В это время Ка­ройл не признавала, что судьба жестоко подшутила над ней («Почему я?»), и говорила, что «неизменно будет болеть».

Неделю спустя Каройл нарисовала рисунок под названием «Всегда плачу» (рис.5.2), который также относится к стадии 3 и свидетельствует о подавленном настроении девочки. Отсут­ствие на изображении большей части тела подчеркивается переходом к использованию простого карандаша. Три слезин­ки, выкатившиеся из каждого глаза, достаточно убедительно

 


 

передают общее эмоциональное состояние девочки. Плач объ­яснялся физическими страданиями, рухнувшими надеждами, отсутствием доброжелательного внимания к себе и возможнос­ти покинуть больницу. Черты лица смещены в нижнюю поло­вину. Нетрудно понять, какие чувства испытывает человек с лицом, искаженным подобным образом. За час до окончания работы над рисунком девочка рассказала мне, что ночью у нее был приступ головокружения и возникло ощущение, будто она не могла двигаться из-за отсутствия ног. Это состояние тела достаточно ясно передано на рисунке. И тем не менее, хотя девочка на рисунке «всегда плачет», потому что «неиз­менно больна», Каройл стерла ластиком первоначальное изо­бражение шеи и нарисовала более крупную шею, которая по­зволяла ей высоко держать голову, несмотря на те страдания, которые она испытывала в настоящее время. Другие рисунки и рассказы девочки в этот период свидетельствуют о надеждах на благополучный исход и счастливое будущее.

На рисунке 5.3 изображена большая сильная горилла, ко­торая находится в клетке с зеркалом и качелями. Люди броса­ют горилле морковь и фрукты. Не та ли это морковь, которую


подвешивают на шесте, чтобы обмануть осла? Рисунок указы­вает на ведение переговоров, хотя мы и не знаем точно, что именно символизирует морковь. Быть может, горилла олице­творяет болезнь или укрощенный гнев. Можно предположить, что фрукты, которые получает горилла, олицетворяют лекар­ства, необходимые для контроля болезни. (Блубонд-Лангер от­мечает, что на этой стадии дети нередко верят, что они прини­мают такие же лекарства, как и те, которые были выписаны при первой постановке диагноза, и эти лекарства отличаются от тех, которые пришлось в дальнейшем принимать. Кроме того, дети верят, что лекарства помогут им выздороветь). Не­пропорциональное лицо гориллы смотрит влево, поворачива­ясь к бледно-желтому зеркалу. Поскольку расположенное слева яблоко и зеркало нередко символизируют знание, можно предположить, что Каройл идет к новому пониманию или осо­знанию своего положения.

Два дня спустя Каройл нарисовала «Галерею изобразитель­ных искусств» (рис.5.4), которая заключает в себе известную долю шутки. Б галерее искусств находится сердитая девочка (панк), занятая разрисовыванием картин граффити, которые походят на каракули, но в действительности обозначают


глаза. Приповторном посещении галереи она заметила, что один глаз подмигнул и заговорил с ней. Затем она проснулась. Искаженные черты, вероятно, свидетельствуют о наличии проблем с рассмотрением реальности. Отсутствие рук — беспо­мощность — в сочетании с лиловым цветом позволяет заклю­чить о сильной потребности в контроле и поддержке со стороны других людей. Подбор цветов для изображения множества глаз — вначале бледно-желтый, затем оранжевый, желто-зеле­ный и, наконец, лиловый — подчеркивает существенное ухуд­шение здоровья девочки. Ситуация стала настолько ненадеж­ной, что девочке понадобилось заключить картину в багряную рамку. Говорящая картина, расположенная в верхней части листа бумаги, указывает на фантазию о том, что болезнь — это всего лишь шутка, однако реальность для разместившейся в нижней части девочки состоит в том, что она навсегда останется больной. Для нее нет счастливого будущего. Глаза символизиру­ют интуитивную способность и говорят девочке: «Никто тебя не обманывает». Она видит реальность. Изображенные черным цветом бесформенные ноги теперь способны лишь с большим трудом передвигаться. Блубонд-Лангер отмечает, что на ста­дии 4 дети оценивают свое состояние как «неизменно болен и ни­когда не поправлюсь». Несмотря на попытку отрицать безна­дежность своего состояния, девочка «пробуждается», чтобы осо­знать новую реальность.

Представление об осознании новой реальности получило подтверждение через 2 недели, когда был нарисован очеред­ной рисунок. Синяя дверь расположена высоко над основа­нием дома и существенно затрудняет вход и выход из него. Из разъяснений Каройл можно заключить, что девочка может проникнуть в дом, из которого она должна выйти через отверстие в крыше, что свидетельствует о существова­нии единственной возможности спастись от тела, а именно духовным путем. Она поднимается по лестнице, ступеньки которой громко скрипят под тяжестью ее тела. Лестни­ца приводит девочку к призраку, который живет в этом доме. Таким образом земная часть существа девочки уступа­ет место духовной части. Призрак пугает девочку, и она с криком просыпается.

В доме три этажа, причем на двух верхних этажах обитают безглазые призраки. Дом имеет шесть окон.Два окна забиты досками. В одном окне отсутствуют стекла. Отсюда можно за­ключить, что на духовном (или интуитивном) уровне девочка


знает, что происходит, не испытывая потребности взглянуть в лицо реальности. В то же время ее сознательная сущность стремится ретушировать эту тягостную реальность. В нижней части рисунка отсутствует цвет, что свидетельствует в пользу концепции подавленных чувств. В таком случае черный цвет символизирует неизведанное или безрадостное будущее, к ко­торому девочка еще не вполне готова. И тем не менее внутри дома можно различить темно-коричневый или ярко-синий цвет, которые наводят на размышление о здоровье и энергии. В окнах, заключенных в синие и коричневые рамы, видны три призрака, олицетворяющие позитивные возможности разви­тия духовной сущности девочки. В последние месяцы окрепла никогда не покидавшая ее вера.

Следующая история также посвящена сновидению. Чело­век просыпается и «продолжает жить». Однако нам говорят, что он поправится и проживет счастливую жизнь. Почти весь лист бумаги занимает изображение ярко-синего водопада, оли­цетворяющего энергию и здоровый дух. Отсюда можно заклю­чить, что девочка все еще находится на стадии 4. В данном случае поток воды указывает на формирование позитивного отношения к этой стадии.

Рисунок 5.Г) мы решили включить в рассмотрение не столь­ко по соображениям хронологии развития болезни, сколько для того, чтобы подчеркнуть важное значение процесса рисо­вания для детей. Мать Каройл не успела предупредить меня о необходимости отменить утреннее занятие. Поскольку кон­сультант уже пришла на занятие, она предложила девочке не­много порисовать, хотя та чувствовала себя слишком бальной для школьных занятий. Девочка согласилась заняться рисова­нием. Положение фигуры в левой части листа и несколько сле­зинок свидетельствовали о депрессивном состоянии. Закончив рисунок, она сказала, что даст ему название «плохое самочув­ствие», однако на рисунке написала «хорошее самочувствие». На просьбу дать объяснение она сказала, что теперь действи­тельно чувствует себя лучше, и попросила разрешения присту­пить к школьным занятиям. При обсуждении этого события с матерью девочки мы осознали важное значение самого процес­са рисования.

Шесть дней спустя появился рисунок под названием «Мас­кировка кролика». На этот раз лист бумаги был установлен в вертикальное положение, которое усиливало экспрессивность по сравнению с предыдущими рисунками. Кроме того, этот


 

Рисунок имел поразительное сходство с гориллой, нарисованной два половиной месяца назад. Основные предметы зани­мают на листе бумаги такое же положение, как и на рисунке гориллы, хотя на этот раз лицо главного персонажа имеет ясные очертания. Из названия рисунка мы знаем, что это мас­кировка. Несмотря на идентичное положение и форму морко­ви, в ней отсутствует цвет. В этом случае, как и в предыдущем, мы точно не знаем, что именно символизирует морковь. Одна­ко из разъяснений девочки нам известно, что все хотят съесть именно эту морковь. Человек «любит морковь. Об этом нельзя забывать». Затем девочка рассказала, что человек съест мор­ковь после того, как наденет костюм из кролика. Для амери­канских индейцев кролик символизирует трикстера. Однако облачение в шкуру кролика символизирует покорность и сми­рение перед Великим духом (Storm, 1972). В таком случае от­сюда можно заключить, что обычные кролики, направляю­щиеся вправо, не собираются съесть эту морковку. Вероятно, морковку съест смиренный кролик, направившийся влево.

Во время рисования Каройл сказала: «Раньше я рисовала добрых кроликов, а теперь не рисую. Я стала другой». Затем


она сообщила, что собирается воспользоваться для рисования ручкой с пером. Этот рисунок был единственным из всей серии рисунков, который девочка нарисовала ручкой. Кроме того, девочка заметила, что два дня назад умерла ее лучшая подру­га: «Она меня больше всех любила». Уникальность использо­вания ручки для рисования и ориентация листа бумаги под­черкивают особое значение этого рисунка. В это время Каройл перешла к стадии 5, «умирание». Она пережила ряд представ­лений о состоянии своего здоровья и теперь приобрела способ­ность рассматривать смерть подруги от аналогичной болезни как логический исход своей собственной болезни.

Два дня спустя появился рисунок под названием «Клум­ба». Рисунок был выполнен карандашом, причем лист бумаги вновь занял горизонтальное положение. На рисунке были изо­бражены три цветка, а на предыдущем рисунке — три кроли­ка. Одна подруга Каройл умерла 5 месяцев назад, а другая 4 дня тому назад. Если продлить вымаранный стебель цветка, он соединится с буквой «л» в конце ее имени. На бессознатель­ном уровне она знает, какая ей уготована судьба.

Цветок справа был стерт ластиком и вновь нарисован в виде тюльпана, олицетворяющего совершенную любовь (Coo­per, 1978). На рисунке изображены стайки птиц, состоящие из ворон, ястребов и орлов. Птицы, напоминающие формой букву М, расположились в ряд, а над вымаранным цветком помести­лись вороны. Они символизируют вестника смерти. Остальные птицы являются солнечными и небесными символами. В дей­ствительности Каройл вначале хотела нарисовать малиновок, но передумала и вместо них нарисовала ястребов. Ее обе подру­ги уже стали частью духовного мира. Об этом она только что получила весть.

На следующий день Каройл нарисовала «Грустное чудови­ще» (рис.5.6). Огромное трехногое чудовище приближается слева к крошечным фигуркам людей с просьбой стать его дру­зьями, причем три человечка соглашаются, а один отвечает отказом. Коричневый цвет, поверх которого нанесен зеленый, свидетельствует о возможности роста, психологического исцеле­ния или примирения со смертью. Вагряный цвет указывает на силу чудовища и, может быть, на потребность в поддержке. Рас­крашивая чудовище, Каройл рассуждала о похоронах и по­минках. Рисуя людей, она рассуждала о дружбе, причем нашу дружбу назвала «крепкой». Если предположить, что чудовище


 

олицетворяет смерть, тогда три части души девочки смирились с неизбежностью смерти, а одна часть не смирилась.

Четыре дня спустя появился рисунок «Спущенная шина» (рис.5.7). На этот раз на рисунке были изображены четыре цветка, один из которых находился в устойчивом положении, а три подпрыгивали в тот момент, когда спускала шина. Дра­матизм ситуации состоит в том, что три цветка оказались вы­битыми из своей среды, и их стебли не дотягиваются до цве­точных ваз. Об этом свидетельствует внутренний обвод каран­дашного контура цветным фломастером. Стебель цветка, находящегося в устойчивом положении, соприкасается с вазой. Вероятно, это связано с тем, что тело девочки на три четверти поражено раком. Тележку толкает человек, расположившийся с наружной стороны ручек. Если бы он тащил те­лежку, ухватившись за одну ручку, тележка изменила бы на­правление движения и стала двигаться влево. Изменение на­правления движения имеет важное значение для определения направления жизни девочки. Изменив направление, она те­перь движется влево, на запад, т. е. к смерти. В дальнейших рисунках движение показано в этом направлении, тогда как на всех предыдущих показано движение направо. Исключение составляют фронтальные изображения. Тележка украшена


 

тремя наборами из концентрических кругов, что позволяет за­ключить о завершении трех частей жизни: прошлого, настоя­щего и будущего.

Три месяца спустя Каройл нарисовала двух бабочек: чер­ное тело, олицетворяющее куколку (насекомого) или смерть, и появление возродившейся бабочки. Кублер-Росс (1983) пишет о том, что дети в концентрационных лагерях и боль­ницах рисовали бабочек. Каройл весьма энергичным конту­ром обвела лица большой и маленькой бабочек и большое вечнозеленое дерево, расположившееся рядом с маленькой бабочкой. Все контуры были дополнительно обведены цвет­ным карандашом. Не отражает ли энергичность контуров за­боту девочки о внешнем мире? Несмотря на осень, по-летне­му зеленые деревья имеют очень яркую листву. Быть может, это несоответствие отражает возрождение духа? На рисунке изображены семь цветков. А ведь число семь в первую оче­редь заключает в себе духовное и преходящее (Cooper, 1978, стр. 117). Цветы и пятнышки на бабочках нарисованы оран­жевым и пурпурным цветом, что указывает на напряжен­ную борьбу между жизнью и смертью в теле девочки. Внача­ле стволы всех деревьев были нарисованы светло-желтой краской (опасная жизненная ситуация), а затем закрашены


черной. Быть может, это означает страх перед потерей связи каждого дерева с питательной почвой, связи с землей?

Два месяца спустя Каройл вновь нарисовала два вечнозеле­ных дерева, по одному с каждой стороны чудовища (рис.5.8). Чудовище нарисовано небесно-голубой краской, а его руки и глаза - пурпурной. На первый взгляд может показаться, что чудовище пугает крошечного человечка, взывающего о помо­щи Быть может, это смерть зовет девочку? На прежних ри­сунках отсутствовали пунктирные линии, которыми обозначе­но чудовище. Эти линии свидетельствуют о распаде границ тела девочки, вызванного лейкемией. Темно-розовый пуп свя­зывает эту фигуру с центром мироздания и олицетворяет связь с нитью жизни. Чудовище почти полностью окаймлено зеле­ным цветом. Оно парит над землею, то ли в подвешенном со­стоянии, то ли в процессе вознесения на небо. При вниматель­ном рассмотрении дома с провисшей дверью, несимметрич­ной крышей, трубой (из которой не идет дым, а следовательно, в доме нет тепла) и двумя яркими неровными окнами (большее окно нарисовано оранжевым цветом, олицетворяющим борьбу между жизнью и смертью, а меньшее - зеленым, сим­волизирующим здоровье), можно прийти к заключению, что человек взывает к чудовищу о помощи. Кроваво-красный рот


чудовища немного размазан, указывая на необходимость влить в него здоровую кровь.

Поскольку призыв о помощи был столь очевиден, консуль­тант спросила Каройл, не приходилось ли ей испытывать такие же чувства, как и упомянутый персонаж на рисунке. Это был один из тех случаев, когда консультант устанавливала связь с содержанием рисунка, не прибегая к третьему лицу. Этот вопрос привел к продолжительной беседе о переживани­ях родных и близких девочки, о ее желании более подробно обо всем поговорить и стремлении защитить родных от мучи­тельных переживаний. Отсутствие окон на первом этаже и схематичное изображение фронтальной части дома могли бы рассказать нам о том, что девочка вынуждена что-то скрывать и не может быть «искренней». Таким образом, упомянутый вопрос существенно расширил рамки нашей беседы на этом и дальнейших занятиях.

Три дня спустя появился рисунок под названием «Мали­новка» (рис.5.9). Хотя уже наступил ноябрь, Каройл сказа­ла, что она видела эту малиновку. Появившееся из расколо­того белого яйца тело птицы имеет такой же бледно-голубой цвет, как и небо на прежних рисунках. Взметнувшиеся кры­лья уходят за пределы листа бумаги, символизируя устрем­ленный ввысь дух, который вызывает ассоциации с чудови­щем на предыдущем рисунке. Большие розовые участки сло­женных крыльев свидетельствуют о преобладании желания видеть ситуацию «в розовом цвете». В христианской симво­лике малиновка олицетворяет смерть и воскрешение. Яйцо (Космическое Яйцо), осколки которого лежат вокруг ма­линовки, также символизирует возрождение духа и надеж­ды. Кроваво-красный цвет, которым был изображен рот чудовища, теперь переместился на грудь, где он и должен находиться, поскольку грудка малиновки должна быть красной. Золотисто-желтый клюв с двумя ноздрями, вероят­но, указывает на вдыхание духовного. Теперь мы вправе предположить, что девочка перешла к стадии смирения со

своей судьбой.

Через неделю появился рисунок под названием «Земля и море» (рис.5.10). Каройл пояснила, что на рисунке изображе­но возвращение принцессы (движение налево) в замок короля, которому она собирается сообщить о своем намерении выйти замуж за невольника. Рыбы, олицетворяющие поток жизни, плывут направо. Вода, как и небо, изображена синим цветом



 

Коричневый (целительный, земной) цвет занимает более поло­вины рисунка. Поверх коричневого нанесен золотисто-жел­тый цвет, символизирующий духовное (а не земное) исцеле­ние. Живые существа — люди и рыбы — прозрачны, а про­зрачность символизирует увядание жизни. В таком случае мы имеем дело с изображением «переправы через воды», которая, как это можно заметить во многих культурах, предшествует и сопровождает смерть.

Две недели спустя появился рисунок под названием «Медведь и снеговик» (рис.5.11), в котором была вновь за­тронута тема увядающей жизни. На изображение медведя ушла большая часть времени, поскольку понадобилось не­сколько раз подтирать контур, чтобы добиться достаточной легкости линий. Пришлось несколько раз стирать ластиком и снеговика, чтобы получилась достаточно большая голова. Разумеется, снеговик олицетворяет преходящесть, так как ему суждено скоро растаять. Головы обеих фигур увенчаны головными уборами. На нижнем этаже дома отсутствуют окна, что свидетельствует о потребности подавить или


скрыть какое-то событие. Обе фигуры стоят в одинаковой позе, широко раскрыв руки и оставив туловище незащищен­ным. Как и на многих других рисунках Каройл, здесь также можно заметить некоторое несоответствие: правый глаз меньше левого. Несоразмерностью характеризуются и уши. Много сил ушло на изображение органов чувств снеговика. Быть может, раковые клетки уже затронули сенсорные ре­цепторы в мозгу? Стоит серый облачный день. Не указыва­ют ли облачность и подчистка рисунка на близость ухода из этого мира? На рисунке вновь присутствует число шесть: шесть угольков, обозначающих рот снеговика, шесть сек­ций дымовой трубы и шесть ступенек па спуске от дома. Ровно шесть недель назад Каройл была срочно госпитализи­рована.

Затем Каройл нарисовала рисунок под названием «Уеди­ненный сад». В то время Каройл читала вместе с мамой рас­сказ с таким же названием. Рисунок передает ощущение хаоса и необитаемости. На рисунке изображены стена с дверью, два дерева с крепкими корнями, три маленьких цветка перед дере­вьями и девочка, которая, по-видимому, только что вошла в сад. На одежде девочки видны две пуговки в форме сердечек. Место расположения пуговок соответствует расположению двух кружочков на одежде медведя. Быть может, это свиде­тельствует о соединении воедино двух центров, физического и духовного, тогда как обозначенное пунктирной линией чудо­вище олицетворяло лишь духовный центр? Два дерева касают­ся неба и земли, символизируя объединение небесного и зем­ного в саду. На рисунке изображены облака, но они не закры­вают солнца. Левая рука девочки как-то странно свисает из рукава. Обе руки идут прямо от плеч, не сгибаясь в локтях. Очень неудобно держать руки в таком положении. Быть может, это указывает на трудность содержания тела в хоро­шем состоянии? Волосы и дверная ручка отличаются от дру­гих предметов более темным цветом. Быть может, прическа что-то скрывает? Прическу она нарисовала простым каранда­шом в той манере, в какой она обычно рисовала прическу пер­сонажей, с которыми себя отождествляла. Правда, на этом ри­сунке прическа выглядит меньше, чем па других рисунках. Дверная ручка отчетливо видна, но Каройл сказала, что по всей стене растет плющ (символизирующий вечную жизнь, по­скольку остается зеленым в самую суровую зиму) и поэтому дверь почти невозможно найти. Поскольку девочка намного


Риг. 5.12. Заход солнца

больше двери, ей пришлось приложить определенные усилия, чтобы проникнуть в сад через дверь. Но, оказавшись в саду, сможет ли она выбраться из него? Стена выглядит как барьер, отделяющий жизнь от смерти. Каройл готовится умереть, перейти на «другую сторону», откуда нет возврата в эту жизнь.

На одной из последних картин, написанных девочкой в больнице для своих родителей, изображены два отдельных дома, четыре птицы в небе и автомобиль, направляющийся к заходящему солнцу (рис.5.12). Рисунок получил название «Заход солнца» и поэтому наводит на мысль об окончательном переходе от жизни к смерти. Сознательное эго и тело девочки, символизируемое автомобилем, умирают (т.е. направляются к заходящему солнцу). Девочка покидает два своих дома в этом мире (дом, в котором живет ее семья, и дом, в котором размес­тилась больница) и вступает в сферу духа, которую символизи­руют птицы, парящие в небе. Она не только обрела душевный покой, но и убедилась в том, что те, кому она была небезраз­лична, ясно увидели, как этот покой проявился в символичес­кой и зримой форме. Две недели спустя, 30 января 1986 года. Каройл умерла.


Обсуждение

Хотя рассмотренные рисунки и были выполнены неизлечи­мо больным ребенком, тем не менее этот метод можно использо­вать в работе с детьми в иных критических ситуациях. В случае Каройл любовь родителей и других членов семьи, поддержка консультанта и возможность эмоциональной разрядки с помо­щью рисунков и обсуждений оказали девочке существенную по­мощь. Рисунки девочки запечатлели удивительно мало откры­тых проявлений раздраженности и ожесточенности, хотя, по мнению Блубонд-Лангнер (1978) и Капенгейер (1980), проявле­ния таких чувств относятся к числу типичных предметов изо­бражения на рисунках госпитализированных детей с тяжелыми заболеваниями. В какой-то мере это можно объяснить предус­мотрительностью родителей Каройл, обеспечивших эффектив­ную разрядку раздражительности с помощью куклы для битья и места, где можно громко кричать. Дальнейшие исследования рисунков тяжелобольных детей за пределами больничной обста­новки могут принести неоценимую пользу.

При использовании изобразительных средств необходимо руководствоваться определенными принципами. К работе подо­печных необходимо относиться с уважением, не прибегая к кри­тическим замечаниям. Проведение обсуждений от третьего лица помогает понять происходящее и снижает уровень опасности осознания чувств. Право на осуществление интерпретации при­надлежит только консультанту, однако при необходимости установить любую связь с содержанием рисунка интерпретация должна быть достаточно гибкой, чтобы предоставить ребенку возможность реагировать в самом широком диапазоне.

Использование рисунков может принести неоценимую пользу в работе врачебного персонала и консультантов боль­ниц (особенно при наличии у больных психогенных реакций), школьных учителей и консультантов. Обсуждение результа­тов доставляет утешение огорченным членам семьи больного ребенка и вносит качественные изменения в модели семейного общения на протяжении последних недель его жизни.

Способность консультанта интерпретировать содержание детских рисунков находится в прямой зависимости от объема его знаний в области психологии и символизма. И тем не менее забота о ребенке и стремление непредвзято относиться к его мнению позволяют многим консультантам оказывать эффек­тивную помощь детям в их странствиях по жизни.


Глава 6

Земля, огонь, вода и солнце:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.