Здавалка
Главная | Обратная связь

Конкретные темы и направленное воображение



Земля

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Сегодня мы будем размышлять о земле. Что прихо­дит вам на ум, когда вы думаете о земле?.. Подумайте о двух значениях слова «земля» — мир и грязь, почва. Те­перь закройте глаза. Я буду беседовать с вами об образах, связанных с землей, время от времени останавливаясь, чтобы дать возможность вашему воображению отпра­виться в странствие.

РЕЛАКСАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Положите головы на руки или на парты. Определите свое внутреннее ощущение. Немного подвигайтесь, чтобы устроиться поудобнее. Теперь обратите внимание на свое дыхание... сделайте вдох и выдох. Необходимо немного замедлить дыхание... медленно вдыхайте и мед­ленно выдыхайте. Вы чувствуете, как вами овладевает чувство глубокого покоя и расслабления... Теперь, когда вы успокоились и расслабились, вы обрели способность вслушаться в мой голос.

Вам всем приходилось иметь дело с землей. Когда мы отправимся в воображаемое путешествие, некото­рые впечатления, быть может, покажутся вам знако­мыми. Вам, вероятно, удалось побывать в различных

странах мира или видеть их по телевизору или в кино. Представьте себе, что вы находитесь в пустыне. Огля­нитесь вокруг. Посмотрите на сухой песок. Прислу­шайтесь к звукам. Что ощущает ваша кожа? Теперь представьте, что вы находитесь в дебрях джунглей. Здесь очень высокая влажность; вас окружает зеленая стена. А теперь вы очутились в холодной Арктике. Во­круг вас только лед и снег. Теперь мы отправимся вы­соко в горы. Что вы видите? А теперь мы отправимся вглубь, к центру Земли. Что вы чувствуете? Что вы ви­дите вокруг себя? Теперь мы отправимся к поверхнос­ти Земли, чтобы повнимательнее рассмотреть_почву. Вы видите, как что-то движется в почве? Как пахнет почва? Какова она на ощупь? Что-нибудь растет в


почве? Быть может, вы уже посадили сад. Я уверен, что вам всем приходилось увязать или даже кататься в грязи. Быть может, вам доводилось ощущать как со­дрогается поверхность Земли во время землетрясения, или видеть, как она трескается.

Подумайте о том, что вам больше всего нравится и не нравится в земле. У вас, быть может, уже появились какие-то фантазии по поводу земли. Пусть все эти образы свободно проносятся через ваше сознание, и если какой-нибудь образ привлечет ваше внимание, постарайтесь со­средоточиться на нем. Как только вы ясно представите себе этот образ, откройте глаза и дайте ему возможность перейти на лист бумаги.

Реакция на тему

Тема земли вызвала появление сильных позитивных (54 % ), негативных (21 %) и амбивалентных образов (19 % ). К числу общих образов относятся вулканы и взрывы земли. Ин­тересно отметить, что младшие школьники (9 —10 лет) нарисо­вали Землю так, как она выглядит с воздуха или из космоса. С художественной точки зрения большинство рисунков были признаны удачными и оригинальными. Два рисунка были от­несены к разряду стереотипных. Трое учеников заимствовали изображения друг у друга. По поводу земли у младших учени­ков возникли более глубокие и позитивные ассоциации, чем у старших. Реакции многих старших ребят носили амбивалент­ный характер.

Огонь

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Сегодня мы будем размышлять об огне. Что приходит вам на ум, когда вы думаете об огне? Что представляет собой огонь? Откуда он возникает?

РЕЛАКСАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Для того чтобы включить ваше воображение в рабо­ту, вам необходимо сесть поудобней, закрыть глаза и приступить к медленному дыханию... вдох... выдох... вдох... выдох...

Теперь я хочу, чтобы время повернулось вспять и доставило вас в прошлое. Представьте себе, что вы первые

люди на Земле. Вы только что впёрвые увидели огонь. На

что походит огонь? Какие чувства он вызывает у вас? Что


делают и чувствуют окружающие вас люди? Для какой цели вы используете огонь? Для освещения, отопления, приготовления пищи или защиты от диких зверей? Огля­нитесь вокруг. Нет ли поблизости вулканов? Не выплес­кивается ли из них вещество, похожее на огонь? Какие истории вы можете рассказать о волшебстве огня?

Пусть в вашем сознании проносятся картины, как на киноэкране. Теперь время начинает двигаться вперед и доставляет вас в день сегодняшний. Картины плывут по экрану, и вы начинаете размышлять о роли огня" в со-

временном мире... Вам, быть может, доводилось разво­дить костер на бивуаке. Вы чувствуете запах сосисок, которые разогреваются на костре. Прислушайтесь к звукам, которые издает костер. Я уверен, что каждому из вас, по-настоящему продрогнув от холода, доводилось тесниться у бивуачного костра. Представьте себе, что именно в такой ситуации вы сейчас оказались. Что вы чувствуете в темноте, вдруг заметив, что кто-то зажег спичку или включил фонарь, чтобы осветить ваш путь? Вам, быть может, доводилось видеть огромные костры на

пляже, куда свозили все рождественские елки для сжи­гания. Вы видите эту картину на своем экране? На что это походит? Какие звуки вы слышите? Какой запах вы ощущаете?

Подумайте о том, что вам нравится в огне, чем он вам" помогает. Позвольте этим картинам проникнуть в ваше сознание, когда вы медленно делаете вдох и выдох.

Теперь рассмотрим огонь с другой точки зрения. Вам приходилось когда-нибудь видеть, как огонь выходит из-под власти человека? На что походил такой огонь? Что вы при этом чувствовали? Быть может, вам приходилось испытывать боль от ожога или видеть, как огонь причиняет боль другим людям. Пусть эти картины появятся на
вашем экране. Медленно делайте вдох и выдох, размышляя о том, что вам не нравится в огне.
Вам, быть может, снился огонь или приходили в голову фантазии, связанные с огнем. Задумайтесь на минутку и посмотрите, не появятся ли на вашем экране какие-нибудь картины.

Я уверен, что сегодня на вашем экране появлялись различные картины огня. Какая картина задержалась в вашем- сознании дольше других? Дайте этой картине приобрести ясные контуры. Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза и нарисовать эту картину на листе бумаги, расположенном перед вами.


Реакция на тему

Все дети с энтузиазмом участвовали в занятиях изобрази­тельным искусством и направленным формированием обра­зов. Самыми популярными были изображения вулканов, лес­ных пожаров, открытия огня, бивуачных костров, каминов и пожаров домов. Из всего контингента 49 % детей дали огню негативную или деструктивную интерпретацию, а 41 % — по­зитивную. 10 % изображений содержали как позитивные, так и негативные компоненты.

Все учащиеся в «классах выравнивания» нарисовали сцены насилия, разрушения и безудержности в проявлениях чувств. С художественной точки зрения лишь немногие изо­бражения можно назвать стереотипными. Многие рисунки свидетельствовали о творческих способностях и оригинальнос­ти их создателей.

Вода

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Сегодня предметом нашего воображения будет вода. Что возникает в вашем сознании, когда вы думаете о воде?

РЕЛАКСАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Для обеспечения непрерывной работы воображения необходимо удобно сесть, закрыть глаза и медленно сде­лать вдох... Теперь необходимо медленно выдохнуть... вдохнуть и выдохнуть... вдохнуть... выдохнуть... Теперь я хочу, чтобы вы поразмышляли о воде. Когда я буду го­ворить, в вашем воображении, как на киноэкране, будут возникать картины. Делая медленный вдох и выдох, вы будете размышлять о различных видах воды...

Представьте себе ощущение, которое испытывает ваша кожа, когда вы оказались под дождем или ливнем и промокли до нитки... Представьте себе стремительный поток реки. Как звучит река? Какая вода на вкус?.. Вам, быть может, приходилось плавать в океане. Вы можете представить, что вы находитесь в океане? Какая вода на вкус?.. Что вы видите в воде? Что ощущает ваше тело, когда вы плаваете на поверхности воды... или когда по­гружаетесь в воду? Что вы ощущаете, когда ваше тело полностью погружено в во;


Подумайте о тех звуках, которые издает вода, когда вы медленно вдыхаете и выдыхаете... вдыхаете и выды­хаете.

А теперь подумайте о том, сколько веселья может до­ставить вам вода. На экране вашего сознания возникают картины. Быть может, вы играете в воде, скатываетесь с водной горки или бегаете летом под разбрызгивателем. Впустите в свое сознание образы.

Иногда вода доставляет мало радости. Подумайте о том, что испытывает человек, оказавшийся без воды. Он испытывает жажду. Быть может, вы вспомните то время, когда вы наглотались много воды в бассейне или океане? Что вы при этом чувствовали? Приходилось ли вам то­нуть? Быть может, вас захватывал врасплох ливень или тропический муссон. Вы видели наводнение в природе или на экране телевизора? Что вы при этом испытывали?

Интересно, вызывала ли у вас вода фантазии или мечты. Задумайтесь на минутку и посмотрите, не возни­кают ли на вашем экране какие-либо образы или карти­ны. Вам, быть может, известны какие-то истории, свя­занные с водой. Вероятно, вы слышали о Ноевом ковчеге или Робинзоне Крузо.

На экране вашего сознания возникают картины. Одну из картин вы видите более ясно, чем другие. Сосре­доточьтесь на ней. Откройте глаза и нарисуйте эту карти­ну на листе бумаги, который лежит перед вами.

Реакция на тему

В целом эта тема вызвала появление преимущественно по­зитивных образов (71 %), причем негативные образы состави­ли только 18 % . К числу общих позитивных образов относятся водопады, горные озера и ручьи, плавание и заход солнца. К числу негативных образов относятся утопление и поллюция (загрязнение). У многих детей, особенно у младших, тема воды вызывала спокойные, мирные чувства. С художествен­ной точки зрения несколько рисунков были признаны удачны­ми и оригинальными.

 

Солнце

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

 

Давайте поразмышляем о солнце. Что вам первое приходит на ум? Что вам известно о солнце?


РЕЛАКСАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Закройте глаза... Я буду говорить, и в вашем сознании будут возникать картины. Что, по вашему мнению, дума­ли о солнце люди в древние времена? Представь себе, что ты один из этих людей. Что представляет собой эта таин­ственная сфера света, которая движется по небу, изменя­ет свой цвет и форму, а потом неожиданно исчезает? Как выглядит солнце, когда вы просыпаетесь? Как оно выгля­дит в полдень и в конце дня? Когда солнце исчезает, все становится холодным и темным. Велико могущество солнца. Подумайте о тех историях, которые вы могли бы рассказать об этом теплом и странном светиле...

Теперь представьте, что наступил 1986 год (нынеш­ний год). Солнце имеет важное значение в вашей жизни. Подумайте о том, как оно вам помогает. Вы видели, как изгибаются растения, стремясь получить больше солнеч­ного света? Вам, быть может, доводилось помогать отцу развешивать одежду на солнце для просушки. Вам, на­верное, приходилось лежать на полотенце, чтобы высох­нуть под лучами горячего солнца на пляже, возле озера или бассейна... Представьте себе те ощущения, которые вы испытываете, когда солнце согревает вашу спину. Что вы при этом чувствуете?.. Вам, быть может, приходилось видеть в некоторых странах, как солнце нагревает воду в баках, расположенных на крышах домов.

Но иногда солнце способно причинить вред. Вспом­ните о том, как из-за долгого пребывания на солнце под­горала ваша кожа. Вы помните ощущение ожога кожи?.. Вы видели, как засыхают растения из-за избытка солнеч­ного света?.. Подумайте о том, как под жестокими луча­ми солнца бродят сбившиеся с пути люди, а поблизости нет ни воды, ни тени, чтобы укрыться от солнца.

Вам когда-нибудь снилось солнце? Вам, быть может, приходили в голову нелепые фантазии по поводу солнца. Подождите немного, и в вашем сознании появятся какие-нибудь картины... Размышляя о том, что вам нра­вится и не нравится в солнце, может случиться так, что вы увидите один образ яснее, чем другие. Сконцентри­руйте внимание на этом образе, и как только он станет отчетливым, откройте глаза и нарисуйте его на листе бу­маги, который лежит перед вами.

Реакция на тему

Солнце вызвало у большинства учащихся (62 %) пози­тивные образы и ассоциации. К числу наиболее общих образов


относятся изображения самого солнца, солнечного тепла и вид на Солнце из космоса. Все дети нарисовали оригинальные ри­сунки, причем 60 % рисунков были оценены как удачные в ху­дожественном отношении.

Обсуждение

Тема земли вызвала больше ассоциаций, чем другие темы. Земля вызвала 41 различное представление, солнце — 38, вода - 37 и огонь 26. Большинство детей позитивно отреа­гировали на воду, землю и солнце. Наибольшее число позитив­ных интерпретаций вызвала тема воды (на 13 % больше, чем тема солнца, которая занимала следующее место по числу по­зитивных реакций).

Наибольшее число негативных реакций вызвала тема огня. По амбивалентным реакциям на первом месте стоит тема земли (19%), а на втором — тема огня (12%). Интер­претации тем воды и солнца (9%) содержали меньше амби­валентности. Тема солнца вызвала наибольшее число ней­тральных реакций (14%). Тема огня не вызвала нейтраль­ных реакций.

Если амбивалентная реакция отражает противоречивые чувства по отношению к теме, а нейтральная реакция свиде­тельствует о почти полном отсутствии сочувствия, тогда можно предположить, что наиболее сильными и определенны­ми были реакции детей на те темы, которые вызвали наимень­шее число амбивалентных и нейтральных ассоциаций. Если это так, тогда наиболее ясными и бесконфликтными были ре­акции детей на темы огня и воды.

Сопоставление по классам

Ученики 6—7 классов по-разному реагировали на каждую тему. Реакция на тему земли была смешанной, т. е. реакции поровну распределились на позитивные и негативные, причем отмечалось большое число амбивалентных реакций. Тема воды вызвала у учеников больше позитивных реакций и мень­ше амбивалентных.

В той же школе ученики 4 5 классов отреагировали на темы воды и земли более позитивно, чем ученики 6—7 клас­сов. Тема солнца вызвала у большинства учеников этого клас­са позитивные ассоциации, однако на тему огня они в боль­шинстве своем отреагировали негативно.


Ученики 4—5 и 6—7 классов были весьма схожи по своему характеру. И в том, и в другом классе было много активных детей, которые умели ясно формулировать свои мысли и тре­бовали внимания к себе. Их поведение с трудом поддавалось контролю. И тем не менее в их реакциях на темы отмечался ряд различий.

Ученики пятого класса школы Б отличались лучшим пове­дением и жили в районе с более стабильной группой населе­ния. Хотя дети и отреагировали позитивно на темы огня и солнца, тем не менее их реакция на солнце была намного силь­нее, чем на огонь. В этой группе обе темы вызвали больше по­зитивных ассоциаций, чем у школьников 4 — 5 классов школы Л, но даже их позитивная реакция была более мягкой по отно­шению к огню.

В специальном корректирующем классе работа проводи­лась только по теме огня. Как уже отмечалось в этом исследо­вании, преобладание негативных реакций в этом классе отра­жало негативное отношение детей к своей жизни.

При рассмотрении факторов, объясняющих полученные результаты, было установлено, что архетипические темы как таковые оказали более сильное влияние, чем характер опреде­ленного класса. Например, два негативных (по поведению и психологической установке) класса позитивно отреагировали на тему воды. Тема огня вызвала у самого позитивного класса появление пламенных и необузданных образов. Она, вероятно, позволила детям выразить свои пламенные чувства в приемле­мой форме. Образы, возникшие у школьников 4 — 5 классов как реакция на тему огня, отражали их «взрывное» поведение в классе, хотя их реакции на другие темы были позитивными.

Реализация программы исследования помогла детям сфор­мировать свои собственные мысленные образы, не полагаясь на стереотипы. Почти все дети создали оригинальные художе­ственные произведения. Дети действительно поняли, что осо­бое значение придается не технике рисования, а свободе само­выражения, и поэтому они работали более раскованно, не ис­пытывая чрезмерной тревоги по поводу необходимости создать совершенную картину.

С объективных позиций трудно определить ту степень, в какой программа позволила учащимся приобрести основа­тельное понимание изобразительного искусства. Судя по их рисункам и образам, возникшим в процессе работы над ри­сунками, творческий процесс по-настоящему увлек учащихся.


 

Он имел определенный смысл для них и поэтому доставлял им чувство удовлетворения.

С точки зрения исследователей, занятия рисованием имели содержательный характер, поскольку привели к появлению более богатых образов, чем при занятиях другими видами ис­кусства. Рисунки позволили исследователям глубже понять детей и их эмоционально-психологическое состояние.

Оценка с точки зрения художественной терапии

В этом разделе мы рассмотрим терапевтическое и диагнос­тическое значение программы, ее успешное применение для стимулирования расторможенности самовыражения в благо­приятной обстановке, а также ее приоритетную ориентацию на процесс, а не на конечный результат. С этой точки зрения программа существенно расширила границы терапевтическо­го опыта в области применения художественных материалов для свободного самовыражения.

Сами темы способны оказывать определенное терапевтическое воздействие. Результаты реализации программы иссле­дования показывают, что тема огня служила средством выра­жения энергичных чувств. Эту тему можно использовать в ка­честве средства, способного обеспечить выход внутреннему смятению и раздражению детей. Если эти состояния продол­жают существовать, нередко принимая форму вспышек гнева, тогда с темой огня можно поработать в течение определенного периода времени. По теме огня можно провести дополнитель­ное занятие, предоставив детям выбрать конкретный огнен­ный фрагмент первого рисунка, увеличить его масштаб и изо­бразить на втором рисунке с более тщательной проработкой де­талей. Наряду с этим детям можно предоставить возможность создавать «огненные» рисунки до тех пор, пока они не утратят к ним интерес. Угасание пламенных чувств свидетельствует о готовности детей перейти к работе над следующей темой. В этот момент можно подробно остановиться на теме воды, по­скольку вода оказывает успокаивающее, умиротворяющее воздействие на психику. Иногда тему воды можно использо­вать на предыдущей стадии для умиротворения пылких чувств.

Программа исследования имеет ряд несомненных терапев­тических достоинств и поэтому заключает в себе настоя­щий кладезь знаний для тех, кто интересуется диагностичес­кими проблемами. Рисунки, выполненные в рамках данной


программы, позволяют более основательно понять детей, по­скольку образы и стиль самовыражения детей нередко выпол­няют роль метафор, отображающих их эмоциональные и пси­хологические состояния.

Например, один из рисунков отражает конфликтное состо­яние художника, в котором он находился в течение многих ме­сяцев. Мальчик с трудом сдерживал вспышки гнева, которые нередко приводили к дракам на школьном дворе. На своем ри­сунке он изобразил похожее на животное чудовище. Чудовище обладает настолько огромной СИЛОЙ, что выпрыгивает из охва­ченного пожаром здания. Какой-то человек выбегает из дома и пытается укротить чудовище с помощью воды. В конечном счете ему удается с ним справиться. Мальчик старался изо всех сил укротить свое внутреннее «чудовище» и к концу года достиг заметных успехов.

Приведем пример еще одного ребенка с аналогичными про­блемами неконтролируемых вспышек гнева. Для изображе­ния огня этот ребенок разделил лист бумаги на две половины. Одна половина была посвящена прошлому. На ней изображен человек, взывающий о помощи, так как рядом с ним происхо­дят извержение вулкана: льется лава, из жерла вулкана выры­вается пламя и летят раскаленные камни. Другая половина листа бумаги посвящена настоящему. На ней изображен улы­бающийся человек, который стоит рядом с небольшим ко­стром. Он счастлив, потому что теперь огонь ему подвластен.

Художником оказалась четвероклассница, которую из-за крепкого телосложения нередко принимали за мальчика. В те­чение десяти месяцев она встречалась раз в неделю с консуль­тантом, причем один из нас был ее классным наставником на протяжении последнего года. На консультациях мы стреми­лись помочь ей «смягчиться» и научиться более конструктив­но контролировать свою раздражительность. Упомянутый ри­сунок свидетельствует о несомненном успехе в этом направле­нии, хотя другие преподаватели отмечали изменения в характере девочки за несколько месяцев до появления этого рисунка. Образы на рисунке девочки не только отражают ны­нешнее смятение в ее душе, но и предвещают в метафоричес­кой форме грядущие изменения и психологический рост, ко­торые состоятся на сознательном уровне за пределами кон­сультативного процесса.

С точки зрения художественной терапии реализацию про­граммы исследования следует признать успешной. Рисунки


 

содержали много материала, позволявшего сделать ряд важ­ных заключений для диагностики, хотя здесь были упомяну­ты лишь некоторые из множества случаев. Во время исследо­вания был выявлен только один негативный фактор, а именно временная ограниченность, которая пагубно сказывается на художественном творчестве в школьной обстановке. Очень трудно поощрять свободу самовыражения и в то же время на­стаивать на том, что свободное самовыражение должно быть реализовано в рамках ограниченного времени. Эта проблема связана не столько с программой исследования, сколько с ус­ловиями работы в школьной обстановке. Хотя программа и дает положительные результаты в этой обстановке, тем не менее для обеспечения оптимальных условий необходимо предусмотреть адекватные периоды времени.

Оценка с точки зрения преподавания изобразительного искусства

В этом случае необходимо учитывать как творческий процесс, так и произведение искусства. Результаты нашего исследования свидетельствуют о важном значении использо­вания архетипических тем земли, огня, воды и солнца для стимулирования творческой деятельности и создания впе­чатляющих картин. После просмотра картин, созданных детьми по каждой теме, никто не станет сомневаться в высо­кой степени активности творческого воображения детей. В работе над изображением четырех стихий природы поощря­лась неповторимая манера каждого учащегося. Смелость и экспериментирование с новыми идеями и методами расце­нивались как важные этапы процесса художественного раз­вития.

Рисунки отражали приоритетное значение творческо­го процесса и свободы самовыражения художника. Было создано множество различных интерпретаций предложен­ных тем при незначительной зависимости от стереотип­ных образов. Хотя техническая сторона и не получила в программе приоритетного значения, тем не менее большин­ство рисунков было выполнено на высоком художественном уровне.

Было создано много прекрасных рисунков, и некоторые из них свидетельствовали о богатом творческом воображе­нии их создателей. Например, тема огня привела пятикласс­ницу к изображению большого глазного яблока, в центре


которого отражался огонь. Один мальчик нарисовал извер­жение вулкана (рис.6.1). Пятиклассник нарисовал искры и дым, которые вылетают из двух игрушечных роботов, со­шедшихся в поединке в игрушечном магазине под китай­ской вывеской (рис.6.2). Тема воды вдохновила семикласс­ницу на создание замечательного рисунка гор, отражавших­ся в раковине с водой (рис.6.3). На эту тему мальчик нарисовал тонущих людей (рис.6.4). На тему земли семи­классник нарисовал ядерную катастрофу, передав чувства ужаса и гнева: охваченные пламенем города, страдания, война и напуганный человек, который стремится прекратить все это, но чувствует себя беспомощным. Эта картина отра­зила чувства страха и беспомощности перед будущим, к кото­рому идет мир (рис.6.5). Тема солнца навела пятиклассника на размышления об автомобильных гонках, которые прохо­дили в солнечный день, когда солнце настолько высушило грязь, что она превратилась в песок (рис.6.6). Это всего лишь несколько примеров из широкого спектра образов, возник­ших под влиянием четырех тем.

Программа предоставила детям замечательную возмож­ность реализовать свои творческие способности. В то же время ее можно использовать и для обучения техническим приемам. Один из способов такого обучения состоит в рас­смотрении технических приемов на стадии «Просмотра и об­суждения». При рассмотрении рисунков одноклассников дети могли бы отобрать наиболее выразительные изображе­ния и затем определить те особенности, благодаря которым они производят глубокое впечатление. Такое рассмотрение могло бы привести к обсуждению всех или некоторых из многих элементов удачной композиции. На занятиях, на­пример, можно было бы обсудить различные способы ис­пользования в живописи пространства и цвета или передачи движения и различных настроений. После такого обсужде­ния учащиеся могли бы поупражняться в применении рас­смотренных приемов и методов.

Участие детей в анализе работ своих одноклассников с технической точки зрения могло бы помочь им повысить свое мастерство. При этом очень важно не ограничиться вы­делением нескольких «хороших» примеров, ибо такое выде­ление может отбить у остальных детей желание развивать свою неповторимую манеру изображения и подавить их самовыражение. Не следует обращать внимание детей на


техническую сторону изобразительного искусства на других стадиях реализации программы, так как выделение техни­ческих моментов также может пагубно сказаться на их само­выражении. Для успешной реализации программы необхо­димо предоставить детям возможность свободно и раскован­но реагировать на предложенные темы и создавать свои художественные произведения.

Одно из достоинств реализации программы в школьной об­становке состоит в том, что ее можно использовать в работе со всем классом. Но, как и в других видах школьной работы, здесь также найдется небольшая группа детей, которая требу­ет больше индивидуального внимания, причем каждому ре­бенку понадобится больше времени, чтобы высказать свое мнение во время обсуждения рисунков.

 

 


 


 



Глава 7

Общеизвестная детская символика

в консультировании с использованием

изобразительных средств

Прежде чем предложить несколько возможных интерпрета­ций символов, наиболее часто используемых детьми, мы хотели бы предостеречь от опасности «слепого» анализа детских рисун­ков. Необходимо помочь ребенку активно объяснить смысл изо­бражения на рисунке (Thompson and Allan, 1985). Рисунки необ­ходимо рассматриватьв рамках гештальта, т. е. целостной структуры, особенно при попытках понять их символический смысл. Поэтому рассмотрение предмета только как изолирован­ной части без соотнесения с целым сопряжено с определенными опасностями (Naumburg, 1966; Rubin, 1978). По этому поводу Рубин говорит следующее: «По моему мнению, необходимо рас­сматривать общие взаимосвязи и использовать их в качестве ги­потез, учитывая при этом и другие возможности» (стр.66).

При таком подходе следующие цветовые предпочтения и символы могут быть использованы в качестве полезных ориен­тиров.

Цвет

Цветовые предпочтения изменяются в зависимости от возраста. Дети младшего возраста отдают предпочтение теп­лым тонам красного и желтого цвета, дети старшего возраста


       
   
 
 


тяготеют к использованию прохладных цветов — синего и зеленого, отдавая все меньше и меньше предпочтения желто­му цвету. Красный цвет доминирует на протяжении всех стадий жизни (Birren, 1969, 1978; Rasto, 1968).

Имеют значение не цвета как таковые, а тот контекст, в ко­тором они используются на рисунке. Ненормальное употребле­ние или злоупотребление цветом или цветовой комбинацией помогает глубже понять эмоциональное состояние ребенка.

Обычное использование цвета. Красный цвет обычно ис­пользуется для изображения дымовых труб, губ, волос, вишен и яблок. Оранжевый цвет используется для изображения сви­теров и апельсинов. Желтый цвет используется для изображе­ния цветов и солнца. Синий цвет используется для изображе­ния неба, одежды, глаз и занавесок. Зеленый цвет использует­ся для изображения женской одежды, свитеров, крыш, травы и деревьев. Пурпурный (или фиолетовый) цвет используется для изображения женской одежды. Черный цвет используется для изображения дыма, прорисовки основных деталей, волос, обуви, поясов и дверей. Коричневый цвет используется для изображения волос, одежды, глаз, стволов и ветвей деревьев и стен. Белый цвет используется для изображения оград и обла­ков (Buck, 1978; Jolles, 1957).

Необычное использование цвета. Самым эмоциональным яв­ляется красный цвет. Он свидетельствует об импульсивности и спонтанности самовыражения (Cooper, 1978; Pasto, 1968; Zim­merman and Garfunkel, 1942), указывает на потребность в одоб­рении со стороны важного лица или на агрессивность и нена­висть, когда на рисунке преобладает красный цвет (Alschuler andHattwick, 1943; Birren, 1969; Jolles, 1957). Кроме того, крас­ный цвет может означать мученичество (Cooper, 1978).

Оранжевый цвет рассматривается как эмоционально сдер­жанный красный цвет. Он свидетельствует о сочувствии и дру­желюбии (Alschuler and Hattwick, 1943; Birren, 1969) или ука­зывает на агрессивное противодействие попыткам поставить данного человека в зависимое положение (Pasto, 1968).

Желтый цвет, как и красный, может указывать на спон­танность самовыражения (Zimmerman and Garfunkel, 1942) или, при акцентированном использовании, на агрессивность и враждебность (Alschuler and Hattwick, 1943; Birren, 1969; Brink, 1944) вплоть до неистового самоуничтожения (Pasto, 1968). По мнению Купера (1978), желтый цвет амбивалентен. Золотистые и светлые оттенки желтого цвета олицетворяют


 

интеллект, интуицию, веру и доброту. Темно-желтый цвет олицетворяет вероломство, зависть, честолюбие, скрытность и неверие.

Зеленый цвет указывает на избавление от тревоги, ощуще­ние управляемого поведения, возвращение к девственной при­роде. В целом он не свидетельствует о наличии прочной эмоци­ональной основы (Alschuler and Hattwick, 1943; Birren, 1969; Kadis, 1950; Pasto, 1968). По мнению Купера (1978), синий цвет олицетворяет истину, интеллект, мудрость, постоянство, предусмотрительность, спокойствие, созерцание, а также жен­ский принцип, символизируемый водой.

Багряный цвет указывает на сильное, почти граничащее с паранойей стремление к власти. Быть может, это отчасти свя­зано с тем, что багряный цвет считается королевским цветом (Buck, 1978; Pasto, 1968).

Черный и коричневый цвета олицетворяют торможение, подавление, а также депрессию, если эти цвета небрежно нане­сены на рисунок (Alschuler and Hattwick, 1943, 1969; Bieber and Herkimer, 1948; Brink, 1944; Cooper, 1978; Napoli, 1946; Pasto, 1968; Precker, 1950).

Белый цвет имеет два противоположных символических значения. По мнению Джоллес (1957), белый цвет указывает на антиобщественные установки, тогда как Купер (1978) пола­гает, что он символизирует трансцендентность, простоту, со­вершенство и чистоту.

Резюме

Наш опыт свидетельствует о том, что предложенные толко­вания символики цвета во многих случаях заслуживают дове­рия. В то же время необходимо учитывать, что у детей бывают цветовые причуды. Так, в конце семидесятых годов нынешне­го века багряный цвет был <<в большой моде». Поэтому в это время толкование странного обилия багряного цвета на дет­ском рисунке как признака паранойи представляется весьма сомнительным. Итак, при толковании символики цвета необ­ходимо учитывать современные цветовые пристрастия детей.

Широко распространенные детские символы

Следует учитывать, что ни один символ не имеет универ­сального значения. Каждый символ имеет несколько зна­чений. Соотнесенность символа с другими частями детского


рисунка определяет интерпретацию данного символа. Кроме того, символ может олицетворять позитивное или негативное качество в зависимости от того, как он используется на рисун­ке и как оценивается самим ребенком. Культурная среда ре­бенка также имеет немаловажное значение, поскольку в раз­личных культурах символ имеет различное значение.

Яблоки олицетворяют изобилие, любовь, радость, знание, мудрость, прорицание или обман и смерть (Cooper, 1978; do Vries, 1976). Дети обычно используют яблоко для обозначения потребности в эмоциональной заботе. Когда дети рисуют чер­вей в яблоках или говорят, что яблоки испортились, они ука­зывают на отсутствие конструктивного ухода за ними.

Птицы олицетворяют трансцендентность: «освобождение ОТ любой, слишком незрелой, неподвижной или окончатель­ной формы бытия... любого образа жизни, сковывающего стремление к высшей, более зрелой стадии психологического развития» (Jung, 1964. стр.149). Кроме того, птицы символи­зируют душу или вознесение души на небеса (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Судя по нашему опыту, птицы обычно появляют­ся на детских рисунках тогда, когда авторы их ощущают, как в их душах происходит некая трансформация.

Кошки имеют много значений. Они олицетворяют жела­ние, свободу и скрытность. Черная кошка символизирует не­счастье и смерть, игривость и грациозность (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Для ребенка кошка является центром его любви или олицетворяет потребность в любви.

Облака. Цвет облаков имеет важное значение. Белые обла­ка символизируют одухотворенность и чистоту. Черные обла­ка указывают на депрессию, бесчестье или горе. Кроме того, черные облака нередко олицетворяют препятствия на пути к истине и знанию (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Синие облака символизируют слезы и потребность выплакаться.

Собаки. Как и кошки, собаки имеют противоречивые зна­чения. Они символизируют преданность, бдительность, благо­родство, развращенность, любовь рыться в отбросах и ярость (de Vries, 1976). Для ребенка собака имеет такое же значение, как и кошка, хотя собака нередко олицетворяет более сильную и инстинктивную сторону души.

Огонь. Огонь символизирует обновление жизни, трансфор­мацию, очищение, страсть, зачатие, власть, защиту, покрови­тельство или разрушение (de Vries, 1976). Ребенок обычно вос­принимает огонь как нечто деструктивное и враждебное. Но


если огонь ассоциируется с бурным явлением природы, напри­мер с извержением вулкана, тогда он символизирует эмоцио­нальную разрядку или возможность трансформации, которая приведет к обновлению жизни.

Рыбы нередко выполняют роль фаллических символов. Они обозначают плодовитость, размножение, обновление и со­хранение жизни (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Хотя нам и не удалось обнаружить в детских рисунках подтверждение этому толкованию символики рыб, тем не менее было отмечено, что рыб рисовали мальчики в конце инкубационного периода бо­лезни.

Лошади символизируют жизнь и смерть, инстинктивную и животную природу, динамическую силу, благородство или ин­теллект (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Хотя эти толкования и не нашли подтверждения в детских рисунках, тем не менее изображения лошадей часто встречаются на рисунках девочек в возрасте 12 лет. Благодаря половому развитию многих дево­чек в этом возрасте лошадь нередко символизирует их ин­стинктивную, животную природу.

Дом нередко может иметь одно из следующих значений: жизнь и взаимоотношения в семье ребенка, непредубежденное отношение к посторонним людям, защита и покровительство, характер существующей структуры эго, связь с реальностью, относительная роль психологического прошлого и будущего в психологии ребенка, а также степень ригидности личности (Buck, 1948, 1978).

Дом без дымовой трубы нередко свидетельствует о неспо­собности ребенка выразить свои чувства в семейной обстанов­ке. Если из трубы идет густой дым, это свидетельствует о на­пряженной эмоциональной атмосфере в семье.

О существовании скрытой враждебности можно заклю­чить, если дом не имеет окон (особенно на нижнем этаже), на окнах задернуты занавески или дверь снабжена тяжелыми петлями и запорами. Дома без окон на нижнем этаже нередко указывают на желание сохранить в тайне какое-то событие.

Наклонившийся дом свидетельствует о потере психичес­кого равновесия (Spencer, 1969). Если дом перемещается, тогда можно заключить о наличии психического заболева­ния (Buck, 1948, 1978).

Луна редко появляется па детских рисунках. Луна вклю­чена в этот перечень распространенных символов потому, что


она олицетворяет противоположный род солнца и иногда ука­зывает на то, что ночью происходят некоторые события.

Горы являются символом постоянства, вечности, прочнос­ти и тишины (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Дети, которые ри­суют горы и ставят их в центр обсуждения рисунка, склонны толковать горы как символ постоянства или потребности иметь нечто постоянное в своей жизни.

Люди. Изображение человека на рисунке позволяет понять физическое и эмоциональное состояние ребенка в данный мо­мент, его устремления (кем он хотел бы стать) и общий подход к межличностным отношениям. Люди не всегда олицетворяют ребенка; они нередко символизируют важных лиц в психоло­гическом окружении ребенка (Buck, 1948, 1978).

Величина фигур отождествляется с силой: чем больше, тем сильнее. Время и место изображения на рисунке определенно­го лица по отношению к другим фигурам указывают на поло­жение и статус ребенка по отношению к этим людям. Если люди на рисунках проявляют силу или ведут сражения, это обычно указывает на наличие соперничества или агрессивнос­ти (Burns and Kaufman, 1970; di Leo, 1970).

Отсутствующие или преувеличенные части лица свиде­тельствуют о наличии проблемы, связанной с восприятием стимулов. Отсутствующие детали лица свидетельствуют об их отказе выполнять свои функции или указывают на стрем­ление ограничить диапазон восприятия. Преувеличенные части лица нередко свидетельствуют о том, что эти части подверглись облучению или их функции вызывают озабочен­ность ребенка (Buck, 1948, 1979; Burns and Kaufman, 1970). Маленькие размеры головы по отношению к остальной части тела указывают на психическое расстройство и депрессию (di Leo, 1970).

Отсутствие рук или ног указывает на то, что ребенок чув­ствует себя беспомощным или скованным, неспособным выйти из сложившегося положения. Направленные в разные стороны ноги и ступни могут указывать на чувство разочаро­вания и желание избавиться от сложившихся обстоятельств. (Однако для детей младшего возраста такое изображение ног является нормальным). Маленькие но сравнению с осталь­ной частью тела ноги позволяют заключить о нестабиль­ности личности. Акцентированное изображение рук свиде­тельствует о склонности к насильственным и агрессивным


 

действиям (di Leo, 1970). Такое изображение рук также может символизировать жестокое обращение с ребенком.

Если на теле, особенно в области гениталий, нарисована мишень, тогда у вас есть веские основания предположить, что ребенок подвергался или подвергается жестокому обращению или половому насилию.

Океан или вода. Здесь мы имеем дело с символами предвеч­ных вод, которые служат источником возникновения всех форм жизни. Они олицетворяют жизнь и смерть с последую­щим возрождением, океан жизни, который необходимо пере­сечь, или хаос и бесформенность, которые доминируют в жизни ребенка (Cooper, 1978; de Vries, 1976).

Дождь имеет два широких символических значения: изоби­лие и духовное откровение. Изобилие может означать плодоро­дие или проницательность, а духовное откровение — божест­венную благодать, блаженство или очищение (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Изображение дождя на детских рисунках свиде­тельствует о грустном настроении ребенка. Дети обычно изобра­жают дождь на рисунках дома, что свидетельствует о наличии домашних проблем. Ливень с ураганом указывает на страдание и бурные чувства.

Солнце. В большинстве культур солнце олицетворяет муж­скую силу. В то же время существуют культуры, в которых солн­це символизирует женскую силу (Cooper, 1978, стр. 162). Солнце исцеляет и возрождает. Оно источник мудрости и чистоты. Кроме того, солнце может олицетворять пламя, присущее либи­до. На детских рисунках солнце обычно олицетворяет теплоту и обеспечивает рост. Солнце нередко символизирует человека, сердечность и понимание которого помогают ребенку в психо­логическом развитии. В то же время заход солнца может олице­творять депрессию или смерть. Восход солнца обычно символи­зирует рождение и обновление. Когда солнце «неправильно» расположено на рисунке (т. е. в нижнем правом углу листа бума­ги), тогда можно заключить о наличии существенных проблем во взаимоотношениях между отцом и ребенком (т. е. о таких вза­имоотношениях, в которых имеет место совращение или изнаси­лование).

Дерево олицетворяет пять граней психики ребенка: бессо­знательное представление о психологической сфере в целом, бессознательное представление о развитии, психо-сексуальный уровень развития и зрелости, связь с реальностью и ощущение внутриличностного равновесия. Предполагается,


что изображение дерева на рисунках способствует форми­рованию ассоциаций, связанных с жизненной ролью и спо­собностью ребенка получать радость от своего окружения (Buck, 1948, 1978).

Контуры дерева, плавно уходящие вверх от прочного осно­вания, указывают на переход внутренней сущности от базовой реальности к эмоциональной нереальности.

Засохшее дерево символизирует психологическое состоя­ние ребенка. Засохшие ветви нередко отражают такие пси­хологические травмы, как утрата любимого человека (Bluestein, 1978).

Устремленные к солнцу ветви свидетельствуют о глубокой потребности в доброжелательном отношении. Если вершина дерева уходит за пределы листа бумаги, тогда можно заклю­чить о склонности ребенка к бегству от реальности в область фантазии, способной доставить ему чувство радости.

Наклон дерева в направлении движения руки ребенка в процессе рисования свидетельствует о стремлении ребенка установить контроль над своими чувствами или спастись от доминирующей личности, которую он изобразил на рисунке. Наклон дерева в противоположную сторону указывает на желание ребенка, чтобы все было так, как в доброе старое время. Движущееся дерево обычно ассоциируется с неисто­вой силой, направленной на это дерево со стороны окружаю­щих (Buck, 1948, 1978).

Ствол дерева составляет основу для суждения о психологи­ческой силе ребенка. Сломанный ствол свидетельствует о на­личии у ребенка глубокой психологической травмы. Если ствол обезображен или имеет согнутые, сломанные или засох­шие ветви, это означает, что в прошлом имела место психоло­гическая травма. Положение повреждения на стволе иногда соответствует возрасту ребенка, когда имела место психологи­ческая травма. Если ствол дерева не связан с кроной, тогда у вас есть все основания предполагать существование внутри-личностного конфликта


ЧАСТЬ II

Фантазия и драма

 

Глава 8







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.