Здавалка
Главная | Обратная связь

Конкретное исследование



Ученик второго класса Джеймс (псевдоним) был направлен на консультацию по поводу неуместного поведения в классе и на


 




 

Рис. 11.2. Хаос: Пегас в плену

игровой площадке. За два годы до этого случая его отвезли к отцу, с которым он не был знаком. Он должен был жить с отцом, мачехой и двумя старшими дочерьми мачехи. Когда ему предло­жили поиграть с песком, он тотчас приступил к игре.

Занятие 1. Множество животных и машин (автомобилей, грузовиков, реактивных самолетов) было свалено в кучу в углу лотка с песком. Сверху помещались две змеи, которые удержи­вали эту кучу. Внизу помещались Пегас, крылатый конь, и ре­активный самолет. Несмотря на всю свою силу, Пегас и реактив­ный самолет не могли освободиться от власти змей (рис. 11.2).

Занятие 2. Были использованы многие из прежних предметов, но на этот раз они располагались в определенном порядке. Самоле­ты и полицейский вертолет были готовы к взлету. Легковые и гру­зовые автомобили выстроились в ряд, как бы ожидая сигнала от­правиться в путь. В углу стояла машина «скорой помощи », готовая отправиться по вызову. Однако все животные лежали мордой вниз. Положение животных производило впечатление, будто они не смогли бы пошевелиться, даже если бы змеи освободили хватку. Исключение составляли фигурки крокодила, змеи и тигра, кото­рые скользили по глади озера навстречу друг другу, как бы приго­товившись к нападению и схватке (рис.11.3).

Занятие 3, 4 и 5. В песочницах можно заметить более вы­сокую организованность в размещении предметов. Машины


 

 

Рис.11.3. Борьба: крокодил против змеи и тигра

 

находятся на соответствующих стоянках. Есть дом, мальчик и две женщины. В углу растет дерево. Вновь появился Пегас. Перед окончанием пятого занятия Джеймс поместил в песочни­цу фигурки двоих мужчин. Старший мужчина стоял вместе с двумя женщинами. Младший стоял одиноко в углу (рис. 11.4).

Занятия 6 и 7. Композиции из песка продолжали темы предыдущих занятий, существенно обогащая их содержание. Животные стояли. Деревья и листва символизировали даль­нейший рост. Верхом на Пегасе скакал волшебник в красном, чудесный помощник.

Занятия 8 и 9. Тема и игрушки такие же, как и на предыдущих занятиях. Но па этот раз Джеймс добавил к ком­позиции несколько волшебников в черном. Возвращаясь в класс, он вернулся и молча добавил фигурку Пегаса. Затем Джеймс повернулся и покинул кабинет консультанта.

В этот период Джеймс нарисовал две картины. Па одной картине была изображена лиса, которая пыталась спрятаться от огромного существа. У лисы было несколько мест, в кото­рых она могла спрятаться. Они находились в воде, а между ними плавала маленькая рыбка. К композиции Джеймс доба­вил замок и канадский флаг. В замке на страже стоял король.

Занятие 10. На этом занятии была создана последняя ком­позиция из песка, в которой Джеймс представил членов своей


 

 

семьи, включая отца. Члены семьи, грузовик, дом и реактив­ный самолет составили круг (рис. 11.5). После сосредоточен­ных раздумий Джеймс поместил Пегаса в центр семейного круга. Он поднял голову, улыбнулся и спокойным голосом сказал: «Видите ли, он волшебный, и поэтому никто, кроме мальчика, не может видеть его».

Обсуждение

В начале занятий Джеймс был тих и робок. Полностью по­грузившись в создание своих композиций и картин, он не об­ращал внимания на консультанта. Постепенно робость поки­нула его, и он стал рассказывать консультанту о своих снах и композициях из песка.

Композиции из песка отражали динамику перехода от хаоса к борьбе и далее к исходу. Начальная стадия хаоса свидетельст­вует о сумятице чувств в душе Джеймса: многие чувства переме­шаны и переплетены друг с другом. Он не может использовать энергию реактивного самолета (символа адаптивной динамики во внешнем мире) и Пегаса (символа внутренней силы) в своей жизни. Негативные внешние силы (символизируемые змеями) контролируют жизнь Джеймса. Его эго находится во власти пси­хологических страданий (Allan, 1978). На следующем занятии отмечается начало постепенного процесса дифференциации,


 

Рис.11.5. Исход: освобождение Пегаса

упорядочивания и разделения различных эмоций, олицетворяе­мых самолетами, грузовиками и машиной «скорой помощи». Животные занимают пассивную позицию (т. е. они лежат нич­ком). Исключение составляют крокодил, змея и тигр, олицетво­ряющие три агрессивные силы. Постепенно появляются члены семьи, «помощники» и символы вегетативной и инстинктивной жизни. Восстанавливаются порядок и идентичность (король и канадский флаг). Семья выглядит более сплоченной. Детей обычно привлекает один значимый символ, который на протя­жении всего курса лечения появляется, исчезает и вновь появ­ляется (Allan, 1986). Пегаса, разумеется, невозможно увидеть, так как он олицетворяет здоровую сущность духа мальчика, ко­торый теперь возродился в его душе.

Лечение закончилось одновременно с окончанием школь­ных занятий. Контрольная консультация указывала на смяг­чение агрессивно-импульсивных форм поведения и развитие навыков общения. Свою энергию Тим направил на занятия ис­кусством и футболом.

Выводы

Игра с песком как методика консультирования учеников начальной школы может применяться консультантами, про­шедшими начальную подготовку в области игровой терапии.


Калфф (1981) предостерегает от применения интерпретаций. Суть терапии заключается в том, что игру с песком нельзя ин­терпретировать. Консультант должен выполнять роль внима­тельного зрителя. Позиция консультанта — это «активное присутствие», а не руководство процессом. Процесс игры и драматизация освобождает заблокированную энергию и акти­визирует возможности самоисцеления, заложенные, как счи­тал Юнг (1964), в человеческой психике.

Консультирование с использованием игры с песком требует от консультанта отдачи всех сил. Оно не знает возрастных гра­ниц. Его можно использовать в работе с двухлетними детьми и взрослыми всех возрастов. Освобождение подавленной энер­гии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и даль­нейшее обучение.


Приложение А

Розовый куст: направленная фантазия

Закройте глаза. Просто ощущайте свое тело. Забудьте о том, что происходит вокруг вас... думайте только о том, что происходит внутри вас. Думайте о дыхании... вы чувствуете, как воздух поступает через ваш рот, нос и движется дальше в грудь. Представьте себе, что ваше дыхание похоже на мягкие волны, накатывающиеся на берег... Каждая волна приносит вам успокоение.

Сосредоточьтесь на правой руке. Вы чувствуете, как рука тя­желеет.. . Тяжесть распространяется по руке и доходит до кончи­ков пальцев... Сосредоточьтесь на правой ноге... Вы чувствуете, как нога тяжелеет... тяжесть опускается вниз и доходит до ступ­ни.. . Сосредоточьтесь на левой ноге... Вы чувствуете, как она на­ливается тяжестью... Тяжесть опускается вниз и доходит до ступни... Ваше тело расслабляется и наливается тяжестью...

Сосредоточьтесь на своих мыслях и образах (пауза)... помес­тите их в стеклянный сосуд и наблюдайте за ними (пауза)... ис­следуйте их. В вашем сознании появляются новые мысли и обра­зы, и их вы тоже помещаете в стеклянный сосуд... Подумайте, что вы сможете узнать о них... Теперь необходимо взять сосуд и вылить из него мысли и образы; смотрите, как они растекаются и исчезают (пауза)... сосуд пустеет...

Теперь представьте, что каждый из вас превратился в куст роз. Постарайтесь выяснить, что значит быть кустом роз... Какой ты куст?.. Большой?.. Маленький?.. Широкий?.. Высо­кий?.. У тебя есть цветы?.. Если да, то какие?.. Какие у тебя


стебли и ветки?.. На что похожи твои корни? (пауза)... или у тебя нет корней?.. Если у тебя есть корни, то какие они?.. Длинные и прямые?.. Скрученные?.. Они глубоко уходят в землю?.. Оглянитесь вокруг (пауза)... Где вы находитесь?.. Во дворе?.. В парке?.. В пустыне?.. В городе?.. За городом?.. По­среди океана?.. Вы находитесь в сосуде или растете в земле?.. Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон?.. Растете внутри чего-то? Оглянитесь вокруг (пауза)... Что вы видите?.. Другие цветы?.. Вы одиноки?.. Нет ли поблизости деревьев?.. Живот­ных? .. Людей?,. Птиц?.. Вы похожи на куст роз или на что-ни­будь иное?.. Не ограждает ли вас изгородь?.. Кто за вами уха­живает?.. Какая теперь погода?

Как вы воспринимаете жизнь?.. Что вы чувствуете?.. Что происходит с вами, когда меняются времена года?.. Не забы­вайте, что вы — розовый куст. Определите свое отношение к своей жизни и происходящему с вами.

Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза и изо­бразить себя на рисунке в виде куста роз. Затем я задам вам несколько вопросов. Вы расскажете мне о рисунке так, как если бы вы были розовым кустом (долгая пауза)... Готовы? От­кройте глаза и нарисуйте розовый куст.


 

Приложение Б







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.