Здавалка
Главная | Обратная связь

Учет поступления и выбытия основных средств в организацию (ООО «Мекбар»)



Основные средства могут поступать в организацию в случаях:

- приобретения за плату;

- создания (сооружения) самой организацией;

- поступления от учредителей в счет вклада в уставный капитал;

- безвозмездного получения и др.

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости.

Для учета операций, связанных с движением основных средств, применяются счета 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства».

В рабочем плане счетов целесообразно, по нашему мнению, ввести субсчета к счету 01 «Основные средства», которые позволят получать необходимую информацию для заполнения форм отчетности:

01/1 «Собственные основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, земля, объекты природопользования и т.д.)»,

01/2 «Арендованные основные средства по договору лизинга»;

01/3 «Основные средства на консервации»;

01/4 «Основные средства в запасе»;

01/5 «Выбытие основных средств» и др.

Поступление и выбытие основных средств в ООО «Мекбар» оформляется документально.Предприятие ОАО «Мекбар» в мае 2010 года приобрело объект основных средств (полуприцеп MEILLER MHKS 41/3-S), бывший в эксплуатации. При поступлении объекта в эксплуатацию ООО «Мекбар» комиссия оформила акт приемки-передачи основных средств (ф.№ ОС-1), где были указаны характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпуска, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания объекта, его соответствие техническим условиям. К акту приемки-передачи была приложена необходимая техническая документация (техпаспорт, спецификация и рабочая инструкция). Поступившему объекту основных средств, полуприцепу MEILLER MHKS 41/3-S, был присвоен инвентарный номер (00000023), который отражался во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета. Затем комиссия ООО «Мекбар» передала Акт приемки-передачи основных средств с сопроводительными документами в бухгалтерию организации.

На основании этого акта бухгалтер предприятия ООО «Мекбар» открыла инвентарную карту учета основного средства (ф.№ ОС-6), где указала: инвентарный номер объекта (00000023) и основные данные об объекте, а именно первоначальную (50600 руб.) и восстановительную стоимость, срок полезного использования (36 месяцев), норму амортизационных отчислений, сумму износа на момент оприходования).

Документальное оформление приема-передачи объектов основных средств в ООО «Мекбар» с другими организациями осуществляется общими документами, к ним относятся:

-форма № ОС-1 – предназначена для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);

-форма № ОС-1а – предназначена для зданий, сооружений;

-форма № ОС-1б – используется для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений);

-форма № ОС-2 – это накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств. Она применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации ООО «Мекбар» из одного структурного подразделения в другой. Накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объекта основного средства сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б);

-акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3). Применяется в ООО «Мекбар» для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию ООО «Мекбар». Когда ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации ООО «Мекбар», второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6);

Для оформления и учета списания основных средств пришедших в негодность в ООО «Мекбар» используют следующие акты:

-акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4);

-акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б);

-акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а). В декабре 2011 года на предприятии ООО «Мекбар» было продано автотранспортное средство, которое было списано и оформлено актом. Акт о списании автотранспортного средства (КамАЗ) были составлены в двух экземплярах и подписан членами комиссии. Первый экземпляр был передан в бухгалтерию ООО «Мекбар», второй – остался у лица, ответственного за сохранность объекта основного средства, которое является основанием для списания основного средства. При списании автотранспортного средства в бухгалтерию ООО «Мекбар» вместе с актом также были переданы документы, подтверждающие снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Затем данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств, формы: №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б. Эти формы применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации ООО «Мекбар». Учет ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект – по форме № ОС-6, на группу объектов – по форме № ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий – по форме № ОС-6б.

На предприятии ООО «Мекбар» для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств составляется Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14), который составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, в двух экземплярах. Утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. В случае невозможности проведения качественной приемки оборудования при его поступлении на склад в ООО «Мекбар», Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру. Качественные и количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших оборудование, а также факты боя и лома отражаются в соответствующих актах в установленном порядке.

На предприятии ООО «Мекбар» передача оборудования в монтаж оформляется Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15). При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма № ОС-15) не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта. На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16). Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств ООО «Мекбар» оформляется в установленном порядке по формам № ОС-1 или № ОС-1б.

В разделе «Основные средства» дополнительно приводятся показатели о переданных и полученных в аренду объектах, а также об основных средствах, принятых в эксплуатацию и находящихся на государственной регистрации, изменениях стоимости объектов в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.

Следует отметить, что основное средство может использоваться организацией, но не приносить ей дохода. В связи с этим, принятая новая редакция первого абзаца пункта 29 ПБУ 6/01, устанавливает, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию.

В исследуемой организации списание стоимости объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете на счете 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств». При этом, в учете производятся следующие записи:

Дебет счета 01 «Основные средства» (выбытие) Кредит счета 01 «Основные средства» - списывается первоначальная стоимость объекта основных средств;

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств» Кредит счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» - списывается сумма начисленной амортизации в течении срока полезного использования в организации данного объекта.

По окончании процедуры выбытия списание остаточной стоимости объекта основных средств отражается записью:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (приложение 11) Кредит счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» - списывается остаточная стоимость объекта в качестве прочих расходов.

Расходы, связанные с выбытием объекта основных средств, учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих расходов. По кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих доходов учитывается сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту основных средств, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объекта основных средств, по цене возможного использования.

Необходимость продажи основных средств в исследуемой организации может возникнуть по разным причинам: при «выходе объекта из строя», при этом, организация предпочитает его продать, так как ремонтные работы оказываются, как правило, дорогостоящими; при перепрофилировании вида деятельности и, при этом, оборудование перестает использоваться; имел место также случай продажи неиспользуемого объекта. При принятии решения о продаже основного средства необходимо руководствоваться тем, что в дальнейшем результатом данного хозяйственного явления будет только увеличение экономических выгод для организации.

Продажа товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость согласно статьи 146 НК РФ. Налоговая база определяется как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), поэтому при продаже основного средства необходимо начислить НДС на сумму реализации. Сумма начисленного НДС отражается в учете, согласно Плана счетов, по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС».

Все виды передачи основных средств (продажа, безвозмездная передача сторонним организациям, вклад в уставный капитал другой организации) оформляют актом (накладной) о приеме-передаче объекта основных средств:

- форма № ОС-1 – для объекта основных средств (кроме зданий и сооружений);

- форма № ОС- 1а - для зданий и сооружений;

- форма № ОС- 1б – для групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений).

В акте (накладной) о приеме - передаче основных средств указывается балансовая стоимость объекта и сумма его амортизации (износа) к моменту передачи. К акту прилагают инвентарные карточки (форма № ОС-6), о чем в их описи или в инвентарном списке делается соответствующая отметка. В целях обеспечения преемственности учета при передаче объекта основных средств следует также передавать инвентарную карточку (форма № ОС-6), для подтверждения правильности учета передаваемого объекта основных средств необходимо сделать ее копию.

На основании актов и сопроводительных документов (паспортов, характеристик и т.п.) составляется группировочная ведомость, по итогам которой списывают балансовую стоимость и амортизацию основных средств.

Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств. Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации (в исследуемой организации - директором).

Акт на списание основных средств (форма № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания основных средств. В акте на списание основных средств указывают наименование объекта, год его выпуска, дату поступления в организацию и ввода в эксплуатацию, его инвентарный номер, местонахождение, балансовую стоимость, сумму начисленной амортизации, количество капитальных ремонтов. Здесь же приводят подобные сведения о техническом состоянии основных частей, деталей, конструктивных элементов объекта и обосновывают необходимость его ликвидации (износ, преждевременное выбытие вследствие ненормальных условий эксплуатации, аварии и др.).

Акт о списании основных средств оформляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации - директором или лицом, на это уполномоченным.

Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, то есть у директора, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п. Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после демонтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания».

В отчетности организации ООО «Мекбар» сведения о наличии основных средств на начало и конец отчетного периода раскрываются в бухгалтерском балансе (форма №1) в строке 120. В приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5) раскрываются сведения о движении основных средств, а так же амортизационные начисления. В разделе «Основные средства» дополнительно приводятся показатели о переданных и полученных в аренду объектах, а также об основных средствах, принятых в эксплуатацию и находящихся на государственной регистрации, изменениях стоимости объектов в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.

Итак, в организации ООО «Мекбар» поступление, выбытие и перемещение объектов основных средств оформляется документально актами в зависимости от формы движения основных средств. Для более детального изучения бухгалтерского учета основных средств в ООО «Мекбар» необходимо рассмотреть синтетический и аналитический учет основных средств в данной организации.

Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» в ООО «Мекбар» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств

 

Таблица 2.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.