Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели денежно - кредитной политики



1. Стратегические цели. Они могут быть конечными целями общеэкономической политики государства – достижение такого увеличения общественного производства, с помощью которого будет обеспечена:

· полная занятость;

· стабилизация цен (сдерживание инфляции);

· сбалансированность экономического развития (увеличение производства).

2. Промежуточные цели – это достижение такого состояния некоторых ключевых переменных, которые будут способствовать достижению стратегических целей. Такими переменными являются:

· оживление рыночной конъюнктуры;

· подавление рыночной конъюнктуры на товарных и денежных рынках.

Изменяя массу денег и уровень процентной ставки, можно регулировать предложение денег и спрос на товары, а через их – уровень цен, объемы инвестиций, увеличение производства и занятости.

3. Тактические цели имеют краткосрочный, оперативный характер и направлены на достижение промежуточных целей. Ими являются:

· изменения денежной массы (ускоренное увеличение денежной массы в обращении и сдерживание увеличения денежной массы в обращении);

· изменения предложения денег (снижение или увеличение уровня процента).

Все три группы целей денежно-кредитной политики находятся в иерархической взаимосвязи, т.е. сначала должны реализоваться тактические цели, потом промежуточные, а после них уже стратегические.

 

Целевой функцией денежно-кредитной политикиявляется обеспечение внутренней стабильности денег. Весь инструментарий денежно-кредитной политики должен быть направлен на достижение оптимального равновесия в соотношении между спросом и предложением денег, чтобы обеспечить стабильность денежного обращения.

Национальный банк располагает набором средств, которые называют инструментами денежно-кредитнойполитики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на ставки процента.

Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Обычно используются сразу два инструмента или более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой.

Объекты воздействия (предложение денег и спрос на них) в зависимости от конкретных целей денежно-кредитной политики либо:

· стимулируют кредитную эмиссию (кредитная экспансия);

· ограничивают её (кредитная рестрикция).

Кредитная экспансия увеличивает занятость и способствует подъёму производства, а кредитная рестрикция предотвращает “перегрев” конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъёма, или снижает темпы инфляции.

По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на:

· административные (прямые);

· рыночные (косвенные).

Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от Нацбанка и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений.

Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия НацБанка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определённых условий на денежном рынке и рынке капитала.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на:

· количественные;

· качественные.

С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческого банка, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты – вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на:

· долгосрочные – это инструменты, которые могут применяться от одного года до нескольких десятилетий;

· краткосрочные – это инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики

Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми Национальным банком, являются:

· операции с ценными бумагами на открытом рынке;

· определение норм обязательных резервов;

· политика учетной ставки.

 

Операции с ценными бумагами на открытом рынке состоят в изменениях объемов покупки и продажи НацБанка ценных бумаг.

Когда необходимо стабилизировать или уменьшить массу денег в обращении, удерживать увеличение платежеспособного спроса, снижать инфляцию, НацБанк продаетценные бумаги коммерческим банкам. В коммерческих банках уменьшаются первичные резервы (средства на корреспондентских счетах в НацБанке), а вследствие этого сокращается общий объем денежной массы.

НацБанк может продавать ценные бумаги и другим субъектам (предприятиям, населению) через систему фондового рынка. В этом случае в коммерческих банках уменьшаются их первичные резервы, потому что сокращаются остатки денег на счетах их клиентов.

Если необходимо увеличить денежную массу, НацБанк покупает ценные бумаги в коммерческих банках, предприятий, населения. Вследствие такой операции в этих субъектах увеличивается остаток денег, в том числе и на их счетах в банках, и соответственно увеличивается объем денег в обращении.

Таким образом, покупка НацБанком ценных бумаг означает эмиссию денег, а продажа– изъятие их из обращения.

Операции с ценными бумагами на открытом рынке считается наиболее гибким инструментом денежно-кредитной политики, и поэтому активно могут применяться в регулятивной деятельности НацБанка. Эти операции можно использовать очень часто, а если допущена ошибка, ее легко исправить, осуществив противоположную операцию.

Определение норм обязательных резервов состоит в том, что НацБанк устанавливает коммерческим банкам и другим кредитным учреждениям нормативы обязательного резервирования привлеченных средств. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном соотношении к общей сумме привлеченных банком средств. Резерв сохраняется на корреспондентском счете коммерческого банка в Национальном банке, проценты на обязательные резервы не начисляются.

Для других видов привлеченных средств могут устанавливаться различные нормы обязательного резервирования. Требования обязательного резервирования могут распространяться на все депозиты или на отдельные их виды в зависимости от той роли, которая отводится целому инструменту в монетарной политике НацБанка.

Учетная политика как инструмент денежно-кредитного регулирования экономики состоит в том, что НацБанк определяет уровень процентных ставок по кредитам, которые он предоставляет коммерческим банкам в порядке рефинансирования их активных операций.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.