Здавалка
Главная | Обратная связь

Технологический аудит



Трансфер технологий (ТТ) - длинный и кропотливый процесс, и чтобы иметь уверенность в том, что данная технология принесет успех, необходимо прежде всего выяснить ее потенциал как объекта ТТ. Поэтому первым мероприятием при трансфере технологий всегда должен быть технологический аудит - операция объективной оценки потенциала инновации как объекта ТТ.

Однако технологический аудит имеет более широкое предназначение. Дело в том, что в большинстве случаев и исследователь, и ученый, и практик за своей основной работой просто не видят всех возможностей и вариантов применения тех мелких (на его взгляд) находок, умений, решений. Хрестоматийный пример японского предпринимателя, сделавшего свои миллионы на базе содержимого рубрики "Маленькие хитрости" журнала "Наука и жизнь", которыми они пользуются повседневно, не замечая даже, что пользуется этим они одни, и только одни. То же можно сказать не только о конкретном человеке, а о лаборатории, отделе, предприятии. Чтобы выявить ценность всех этих находок, нужен внешний, свежий взгляд, для чего и существует внешний технологический аудит.

Чаще всего задачей этого мероприятия является выявление всех инновационных технологий, имеющихся у заказчика, и сравнительная оценка потенциала коммерциализуемости и потенциала трансфера этих технологий. И тот, и другой потенциал оцениваются по нескольким параметрам.

Наиболее остро сейчас стоит вопрос о трансфере технологий из учебных и научных лабораторий, отделов и предприятий, поэтому именно на этом мы и остановимся.

Одно из основных условий успешного проведения технологического аудита - заинтересованность руководства организации-заказчика в проведении такого мероприятия и возмездный (платный) порядок его проведения. Второе условие - сотрудники организации должны быть проинформированы о целях и методах аудита, поскольку на первых стадиях их участие и поддержка обязательны.

Опыт европейских и американских компаний показывает, что технологический аудит лучше всего начинать с анкетирования сотрудников (причем и содержание вопросов анкеты, и подбор анкетируемых в каждом конкретном случае могут меняться), после чего по результатам анализа анкет становится ясно, кого из анкетируемых следует пригласить для очного собеседования.

При этом собеседовании очень важно, чтобы интервьюер был достаточно компетентен в тех вопросах, которые предполагается уточнить или выяснить; если уверенность в достаточной компетентности отсутствует, лучше пригласить для участия в беседе стороннего специалиста (эксперта) в данной области.

Может возникнуть вопрос о сохранении конфиденциальности информации, сообщенной в ходе интервью, и не менее важный вопрос о дублировании направлений работы интервьюируемого и приглашенного эксперта. В опыте западных фирм эти вопросы решаются с помощью соответствующих обязательств, отраженных в договоре заказа на технологический аудит; в случае же, если приглашенный специалист на основной своей работе решает ту же (или близкую) техническую задачу, что и интервьюируемый, специалист обязан немедленно заявить самоотвод и устраниться от участия в аудите. Но в значительной мере успешная работа по технологическому аудиту возможна лишь при высоком уровне взаимного доверия участников, предполагающем и соответствующий уровень порядочности.

Цель технологического аудита - выявление сильных сторон работы сотрудников организации - заказчика, поэтому акцентирование на слабых сторонах ни при анкетировании, ни при собеседовании недопустимо, т.к. оно чаще всего приводит к безрезультатности (а точнее, к необъективным результатам, что в данном случае одно и то же).

Окончательная оценка технологии должна проводиться обязательно с участием ее автора или разработчика.

Что же собственно оценивается при технологическом аудите, и по каким критериям. Выбор критериев оценки напрямую зависит от цели аудита и может довольно сильно варьироваться в зависимости от отрасли, к которой относится проверяемая организация, от обстановки в деловой сфере региона или страны, да и просто от специфических условий "внешней социально-экономической среды". В общем случае инновационная технология может воздействовать (при своем освоении) на самые разные аспекты существования и деятельности, как социума, так и данного конкретного предприятия, и конкретного автора инновации, поэтому и акценты, и относительный вес критериев оценки технологии могут заметно меняться.

В таблице 1 приведены в первом приближении основные параметры, по которым может проводиться оценка потенциала коммерциализуемости и потенциала трансфера технологий. С такой таблицы обычно начинается сравнение выявленных технологий. В ячейках таблицы в режиме активного обсуждения проставляются:

баллы оценки для каждой технологии, выявленной в ходе аудита. В разных странах привычными являются различные системы балльных оценок. В данном случае представляется удобной либо школьная пятибалльная система, либо другая пятибалльная система оценок: от -2 до +2, с таким смысловым наполнением каждой оценки:
+2 - отлично,
+1 - хорошо, приемлемо,
0 - удовлетворительно, средне (а также – неопределенно, неизвестно),
-1 - плохо, существенно ниже среднего,
-2 - очень плохо.

Таблица 1 Матрица расчета потенциала коммерциализуемости и потенциала трансфера технологий.

Потенциал коммерциализуемости Технология 1 Технология 2 ....
Разумная себестоимость коммерческой разработки      
Возможность получения не одного, а семейства продуктов или приложений      
Наличие рынка      
Конкурентные преимущества      
Проведена или проводится в настоящее время промышленная проработка      
Итоговая оценка потенциала коммерциализуемости      
Потенциал трансфера      
Технология в достаточной степени подготовлена к передаче      
Имеется группа, способная помочь при разработке или передаче технологии      
Технология достойна внимания с рыночной точки зрения      
Сроки коммерческой проработки разумные      
Выявлены фактические или потенциальные покупатели технологии или лицензии      
Итоговая оценка потенциала трансфера      
Суммарная оценка      

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.