Здавалка
Главная | Обратная связь

Как преподаётся Дхарма



Учение может даваться по-разному. Совершенно просветлённый Будда излагает Дхарму одним способом; благородное существо, находящееся на уровне бодхисаттвы — другим; тот, кто достиг реализации архата, — третьим; учёный пандита излагает каким-то иным способом. Простой практикующий медитацию, находящийся в горном ритрите, обучает почти без сложностей и особых подробностей, в то время как высокий Лама, великий мастер, сидящий на троне, учит важнейшим моментам Дхармы в краткой и выразительной форме. Наконец, существует метод давать наставления по медитации в прямом, непосредственном и простом стиле.

Полностью просветлённый Будда излагает Дхарму посредством тройных сверхъестественных действий своих тела, речи и ума. Полностью просветлённый Будда свободен не только от омрачений тревожащих эмоций, но и более тонких омрачений привычных склонностей и омрачений восприятия. Подобно полностью раскрывшемуся цветку, в нём полностью развиты все качества отречения и реализации.

Когда учит Будда, безграничные лучи света испускаются из его тела, межбровья и языка, которые сами собой притягивают тех, кто готов услышать учение. Перед ним естественным образом собираются не только люди, но также и боги, нечеловеческие и небесные существа. Он обладает силой непроизвольно привести к духовному развитию тех, кто ещё не созрел, и освободить тех, кто ещё не свободен.

Что касается речи Будды, то она отличается от голоса обычных существ. Как правило, те, кто сидят близко к учителю, могут слышать его хорошо, но тем, кто сидят дальше, труднее услышать сказанное. Однако когда учит Будда, можно сидеть где угодно и при этом слышать слова ясно и отчётливо. Когда учит полностью просветлённый Будда, нет даже необходимости понимать язык учения: каждый воспринимает слова на своём родном языке.

Полностью просветлённый Будда не говорит подобно обычному человеку — покашливая, ошибаясь, или заполняя промежутки ненужными словами. Даже архат ещё говорит подобным образом, путая начало и конец предложения или неясно выражаясь, но Будда в совершенстве владеет даром речи.

Ум Будды, наделённый мудростью, которая ясно видит прошлое, настоящее и будущее, в полной мере воспринимает разницу в способностях людей, свойственных им не только в этой жизни, но и в неисчислимых прошлых. Поэтому он может давать учения, в совершенстве подходящие индивидуальным наклонностям каждого. С другой стороны, архат этого сделать ещё не способен.

В старинной истории рассказывается об одном домовладельце. Сперва архат счёл нужным его учить, но затем решил промолчать, посчитав, что учение не пойдёт ему на пользу. Из-за того, что архат не смог достаточно полно увидеть прошлое домовладельца, он принял неверное решение. Будда, который видел эту ситуацию, возразил: «Этот человек способен достичь просветления, и ему нужно дать учение, после чего он вскоре освободится». Таким образом, говорят, что Будда учит посредством тройных сверхъестественных действий Тела, Речи и ума.

Бодхисаттва учит посредством шести парамит или совершенств. Бодхисаттва способен осуществить такие действия, в то время как мы, начинающие, лишь можем их имитировать.

(В контексте учения) давать или посещать лекцию — это парамита даяния. Истинная щедрость свободна от любых надежд на вознаграждение или признательность. Парамита дисциплины заключается в следовании достойному и правильному поведению. Парамита терпения требует выдерживать любые затруднения и сложности, с которыми мы сталкиваемся. Парамита усердия подразумевает быть неутомимым и постоянно прилагать все усилия. Парамита сосредоточения требует не отвлекаться, а парамита мудрости — это осознанно воспринимать учение. Этими качествами должны обладать как преподаватель, так и слушатель.

Архат учит, используя три чистых фактора: чистоту того, кому даётся учение; чистоту учителя, лишённого всякого желания выгоды и почёта; и чистоту самого учения, являющегося истинным средством от тревожащих эмоций. Каким образом сказываются эти три чистых аспекта? Наливая в чашку жидкость, мы зрительно определяем, велика ли она или мала, не переполняя маленькую чашку и не наливая слишком мало в большую. Также и архат, обладающий силой ясновидения, может видеть мысли других, благодаря чему будет знать, подойдёт ли учение в данный момент какому-то конкретному человеку или нет. Во-вторых, благодаря тому, что он полностью избавился от всех своих тревожащих эмоций, сам архат является чистым. В третьих, учения также должны быть чистыми. Поскольку они прекращают возникновение отрицательных эмоций, учения являются методом избавления от тревожащих эмоций.

Когда учёный пандита излагает Дхарму, должны присутствовать пять качеств. Во-первых, учения должны быть основаны на словах полностью просветлённого Будды или всецело компетентного мастера прошлого. Это должно быть основой его учения. Во-вторых, объясняя учение, он должен уточнять его, давая свои собственные комментарии, при этом он должен очень хорошо знать, кто является автором учения. В третьих, он должен точно определить, кому давалось это учение. Было ли оно дано бодхисаттвам, шравакам или обычным существам? Затем, он должен описать вид учения, которое он даёт. Является ли оно философией, например, Срединным Путём. В дополнение к этому, он должен быть способен в точности определить принадлежность разных цитат, фигурирующих в тексте. Наконец, ему следует объяснить категорию Дхармы, к которой относится учение: Виная, Абхидхарма или Сутра.

Также есть несколько других стилей учений. У великого мастера может быть свой особенный стиль подачи кратких, но выразительных учений, касающихся ключевых моментов Дхармы, в то время как отшельник, практикующий медитацию, будет учить очень простым способом без лишних деталей и сложностей. Наконец, реализованный мастер медитации учит, давая прямые наставления по практике. Этот коренной текст принадлежит к последней категории, категории прямых наставлений.

Как слушать Дхарму

Слушать учения Дхармы с желанием собственного просветления называется второстепенной мотивацией. Однако намерение применить услышанные учения на практике для того, чтобы в конечном счёте привести к просветлению всех живых существ, называется абсолютной мотивацией или бодхичиттой. Слушать и заниматься учениями Дхармы необходимо с таким высшим побуждением.

Очень важно сохранять чистое отношение, думая следующим образом: «Я буду слушать учения и учиться для того, чтобы развить сострадание, осознанность и усердие. Пусть, с помощью этого, я смогу принести пользу себе и другим». Верный способ учиться и практиковать должен сопровождаться такой чистой мотивацией. Но, если у кого-то есть другие намерения, побуждаемые желанием прославиться, обрести влиятельность или помешать другим в приобретении больших знаний, то даже если мы и получим чистые учения, результат нашего образования не будет чем-то чистым.

Среди разных видов тревожащих эмоций, двумя наиболее трудно распознаваемыми в нас самих являются гордыня и зависть. Они не дадут развиться хорошим качествам. В пословице сказано: «Красноречивые выражения могут изойти и из уст ребёнка». Можно учиться у кого угодно, но не следовало бы унижать тех, кто не образован, думая: «Они ничего не знают. Я умнее, ибо знаю намного больше». Также говорят: «Железное ядро надменности никогда не намокнет изнутри, даже если оно лежит в воде». Высокомерный и надменный ум не способен усвоить ни одного из хороших качеств.

Согласно глубочайшим учениям Ваджраяны учение следует слушать, сохраняя чистоту пяти совершенств: совершенства учителя, учений, окружения, места и времени.

Практикующий Хинаяну должен представлять себя страдающим от болезни, учителя — врачом, Дхарму — лекарством и практику — лечением. Это называется четырьмя чистыми представлениями. Нужно помнить о многих вещах, но все представления должны сводиться к одной единственной мысли: «Я буду слушать учения на благо себе и всем другим живым существам».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.