Здавалка
Главная | Обратная связь

В период «Великих реформ» и контрреформ



 

В 1-й пол. XIX в. сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Во 2-й пол. XIX в. в России продолжали развиваться капиталистические отношения. Но дальнейшее развитие в целом тормозилось существованием крепостного права. Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения. В 30-е–50-е гг. XIX в. в России произошёл промышленный переворот. В это время происходил процесс смены старого феодального способа производства новым, капиталистическим. В связи с развитием капиталистического способа производства и разложением натурального крепостнического хозяйства в сер. XIX в. Россия вступила в стадию глубочайшего кризиса всей системы феодально-крепостнического строя. Подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Развитие капиталистической промышленности подрывало основы барщинного крепостнического хозяйства. При Александре II были осуществлены реформы, которые вошли в историю как буржуазные реформы 1860-х–1870-х гг.

Александр II Освободитель (1855–1881 гг.)––российский император, старший сын Николая I и Александры Фёдоровны.

Со вступлением на престол объявил о начале эры реформ. Во всех слоях русского общества пробудились надежды на серьёзные перемены. Крепостное право–главный узел.

Среди первостепенных и неотложных задач, вставших перед Александр II, была отмена крепостного права. Указывалось, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно будет отменено «снизу».

Буржуазно-либеральные реформы.

Крестьянская реформа (19 февраля 1861 г.).

Предпосылки проведения:

1. Экономический фактор–замедленные темпы развития (это породило кризис социальный);

2. Социальный фактор–нарастание из 10-летия в 10-летие крестьянских бунтов;

3. Крымская война–расходы привели к глубокому кризису государственные финансы.

В 1857 г. началась подготовка проведения крестьянской реформы. Везде проекты подвергались резким нападкам, но либеральные бюрократы и царь не церемонились с противниками. Основу проекта удалось отстоять, но его противники добились крупных поправок.

19 февраля 1861 г.–издание Александром II Манифеста «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости» (это было приурочено к 6-летию восшествия Александра II на престол); первоначальный его текст был составлен Н.А. Милютиным, но по повелению царя переделан московским митрополитом Филаретом, который должен был придать Манифесту форму, призванную воздействовать на религиозные чувства крестьян.

«Положения» (включают 17 законодательных актов):

1. О крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости;

2. Об устройстве дворовых людей;

3. О выкупе земли;

4. О местных учреждениях, в ведении которых находились решения по крестьянским делам;

5. Поземельное устройство крестьян в губерниях России.

Главные идеи в крестьянской реформе:

1. Получение крестьянами личной свободы;

2. Переход до заключения выкупной сделки с помещиком земли в их пользование.

В результате крестьяне получили личную свободу и были наделены землёй в личное пользование. Кроме этого крестьяне получили права на:

1. Личную свободу;

2. Выступление в суде;

3. Подачу жалобы;

4. Участие в выборах органов местного самоуправления;

5. Занятие торговлей;

6. Передвижения;

7. Общее образование;

8. Вступление в гильдии.

Недостатки крестьянской реформы:

1. Сохранение крупного помещичьего землевладения;

2. Маленький размер крестьянских наделов («отрезки»);

3. Учреждение общин с круговой порукой;

4. Сохранение за крестьянами ряда государственных натуральных повинностей;

5. Плата подушной подати;

6. Назначение телесных наказаний.

Значение:

1. Политический фактор–укрепление авторитета правительства и царя (получил имя Освободитель); освободив крестьян с наделом, монархия упрочила свою социальную базу, получив миллионы налогоплательщиков;

2. Экономический фактор;

а) стимулирование развития капитализма–отношения свободного найма и конкуренции, что способствовало подъёму экономики;

б) укрепление финансов государства.

3. Социальный фактор–складывание новой социальной структуры, характерной для капиталистической страны.

Вместе с тем, реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещики и крестьяне), а также между различными общественно-политическими течениями. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во 2-й пол. XIX–нач. XX вв. Тем не менее она обладала немалым запасом прочности: до нач. XX в. в деревне почти не было крупных нелокальных волнений.

Почему Александр II, отменяя крепостничество, смог пойти наперекор интересам помещиков, настоять на своём там, где отступились Александр I и Николай I? В данный момент большую роль сыграли изменения в бюрократической среде. Разросшийся при Николае I государственный аппарат стал могучей силой, во многом независимой от общества. В чиновничестве постепенно стала складываться группировка либеральной бюрократии. Их заботили не узкосословные дворянские нужды, а самостоятельные интересы государственной власти. Её позиции должны были укрепить реформы в соответствии с «духом века».

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ. Их основная цель–приведение государственного строя и административного управления в соответствии с новой социальной структурой. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего слоя. Подготовка этих реформ началась на рубеже 50-х–60-х гг. XIX в.

Земская реформа (1864 г.).

Её можно назвать второй по важности после крестьянской реформы. Проект был готов уже к марту 1863 г., а затем направлен на обсуждения в Государственный Совет.

1 января 1864 г.–введение в действие Положения о губернских и уездных земских учреждениях, по которому было введено местное самоуправление–земство.

Среди местных органов самоуправления выделялись:

1. Исполнительные–земские и губернские управы;

2. Распорядительные–уездные земские собрания.

Все они были выборными и избирались сроком на 3 года.

Городская реформа (1870 г.).

Она стала следующим шагом и проводилась на тех же началах, как и земская. 20 июля 1862 г. последовало повеление Александра II приступить к разработке нового «Городового положения».

16 июня 1870 г.–принятие «Городового положения», на основе которого было введено городское управление.

Система органов городского общественного управления:

1. Городское избирательное собрание;

2. Городская дума и городская управа (избирались сроком на 4 года).

Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста, владевшие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями и мелкой собственностью, занимавшиеся промыслами и торговлей. Не допускались к выборам рабочие, низшие служащие, подследственные, лишённые духовного сана, осуждённые лица.

Судебная реформа (1864 г.).

Она была наиболее последовательная из всех буржуазных реформ. Её подготовка началась в 1861 г.

Ноябрь 1864 г.–принятие «Учреждения судебных установлений», по которому в России стала действовать новая судебная система.

Состав судебной системы:

1. Мировые судьи;

2. Съезды мировых судей;

3. Окружные суды;

4. Судебные палаты;

5. Верховный кассационный суд (Сенат).

Судебная власть распространялась на лица всех сословий и на все дела независимо от того, гражданские они или уголовные. Мировые судьи обладали единоличной властью и осуществляли свою деятельность по уездам и городам. Они избирались на 3 года на уездных земских собраниях. Все остальные судебные органы были коллегиальными. Присяжные заседатели избирались из населения местных сословий по общим и очередным спискам. Сенат наблюдал за охраной закона и единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.

«Устав уголовного судопроизводства» 1864 г.

Он был принят в ходе проведения судебной реформы 1864 г.

Стадии уголовного процесса:

1. Дознание (как непроцессуальная деятельность и как процессуальная деятельность);

2. Судебное предварительное следствие (оно не могло быть возбуждено в случае);

а) смерти обвиняемого;

б) истечения давности;

в) примирения обвиняемого с обиженным;

г) издания высочайшего указа, которым даровалось прощение;

д) совершения преступного деяния, с более строгим наказанием, чем было.

3. Подготовительные действия–сбор следователями материалов уголовного дела, последующем предъявлении их обвиняемому и передаче их прокурору;

4. Судебное следствие–оно проводилось в момент рассмотрения судом дела и исследования доказательств в судебном заседании;

а) оглашение обвинительного заключения;

б) допрос обвиняемого и свидетелей;

в) проверка иных доказательств;

г) заключительные прения.

5. Вынесение приговора–оно основывалось на предварительно вынесенном большинством голосов присяжных вердикта о виновности и или невиновности подсудимого;

6. Исполнение приговора;

7. Пересмотр приговора (осуществлялся только Сенатом).

Военная реформа (1863–1874 гг.).

Поражение царской в Крымской войне вскрыло военно-техническую отсталость николаевской армии. Практически военные преобразования начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д. А. Милютина. 15 января 1862 г. он представил Александру II программу, по которой предусматривалось:

1. Сокращение вооружённых сил в мирное время и развёртывание их за счёт обученных резервов в период войны;

2. Реорганизация подготовки офицерского состава;

3. Создание новой структуры управления армией.

В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах реформы 1864 г. Введена новая система комплектования армии–замена старой рекрутской системы (создана при Петре I) всесословной (всеобщей) воинской повинностью, что обеспечило бы создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время. 1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный Манифест о нём. Все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда:

1. Регулярные армия и флот;

2. Иррегулярные войска (казачество);

3. Запасные войска;

4. Ополчение.

Воинская повинность распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста (без различия сословий, т. е. всесословность). Срок солдатской службы был сокращён до 15 лет. Телесные наказания отменялись.

Историческое значение реформ Александра II:

1. Прогрессивность;

а) складывание основы для эволюционного, а не революционного пути развития страны по европейской социально-политической модели; шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращение России в буржуазную монархию;

б) путь для интенсивного развития капитализма в экономике России;

в) шаг к становлению гражданского общества и правового государства.

2. Противоречивость;

а) сочетание реформаторства и реакционных тенденций;

б) традиционная слабость буржуазии политическая инертность народных масс;

в) путь преобразований «сверху» не затронул государственную власть.

Общественное движение 2-й пол. 50-х–нач. 80-х гг. XIX в.

Во 2-й пол. 50-х гг. XIX в. в общественно-политической жизни России наметилось определённое сближение разных идейных направлений. В 1858–1859 гг. началось расхождение между властью и общественным мнением, а в самом обществе назрел раскол. Однако реализация реформы и её итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, ещё большее размежевание общества.

Причины подъёма:

1. Главная–сохранение старой социально-политической системы (самодержавный строй, привилегированное положение дворянства, отсутствие демократических свобод);

2. Нерешённость аграрно-крестьянского вопроса (центральный в общественной жизни страны);

3. Появление новых социальных противоречий, вызванных развитием капитализма;

4. Половинчатость реформ 60-х–70-х гг. XIX в. и колебания правительственного курса.

12 февраля 1880 г.–образование «Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с харьковским генерал-губернатором М.Т. Лорис-Меликовым.

Упорядочив и ужесточив преследования террористов, Александр II пошёл на уступки умеренным слоям общества. Вместе с тем ставилась задача привлечь на сторону верховной власти либеральную часть общества. Борьба с террористами пошла на успешнее, а либералы заговорили о «диктатуре сердца» М.Т. Лорис-Меликова.

Внешняя политика.

Окончание Крымской войны и поражение в ней России привело к коренному изменению ситуации в Европе и способствовало новой расстановке сил. Россия не утратила своего положения великой державы, но она потеряла право решающего голоса при решении международных проблем, приобретённого при Николае I. В связи с этим главной задачей русской дипломатии в 50-х–70-х гг. XIX в.. стала борьба за отмену статьи Парижского мирного договора о нейтрализации Чёрного моря. В 80-е–90-е гг. XIX в. во взаимоотношениях между европейскими государствами назрели многочисленные противоречия, которые привели к созданию двух враждующих группировок после распада «Союза 3-х императоров» (создан в октябре 1873 г.–Россия, Германия, Австро-Венгрия): Тройственный союз (создан 20 мая 1882 г.–Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (1907 г.–Росси). Это привело к усилению стремления ведущих мировых держав к колониальной экспансии и борьбе за передел мира.

Александр III Миротворец (1881–1894 гг.)–российский император, сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

1 марта 1881 г.–гибель императора Александра II в результате теракта.

Смерть царя-реформатора подорвала влияние либералов, сделала неизбежным свёртывание и пересмотр реформ.

2 марта 1881 г.–вступление императора Александр III на российский престол.

Главной задачей он поставил подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения. Вдохновителями реакционного политического курса самодержавия в то время явились К. П. Победоносцев и М. Н. Катков. Во внешнеполитических делах он старался избегать разрешения международных проблем военными средствами. Поэтому в официальной историографии его именовали «царь-миротворец».

29 апреля 1881 г.–обнародование Манифеста «О незыблемости самодержавия».

В кон. 1880-х–нач. 1890-х гг. были проведены контрреформы:

1. Судебная (7 июля 1889 г.)–указ об ограничении роли присяжных заседателей; систематическое нарушение принципа несменяемости судей;

2. Земская (12 июня 1890 г.)–новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»; цель–усиление роли дворянства в земстве, т. е. его решительное преобладание и усиление контроля за земствами со стороны административных властей;

3. Городская (11 июня 1892 г.)–новое «Городовое положение»; цель–укрепление роли крупной буржуазии в городских думах, расширение вмешательства правительства в городское самоуправление.

При определении дальнейшего политического курса отказался от реформаторских идей М. Т. Лорис-Меликова и высказался против «западнического» их варианта, считая его главной причиной гибели отца-реформатора.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.