Здавалка
Главная | Обратная связь

Замедления общественного развития (1964—1991 гг.)



Со сменой руководства в октябре 1964 г. были смягчены перегибы в политике времён Н.С. Хрущёва («контрреформа»). Наступил длительный (более 20 лет) период в целом умеренной политики государства, который впоследствии назовут «периодом застоя».

На практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах партаппарата и не смогла привлечь на сторону реформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние консервативного руководства и либеральной интеллигенции в сфере идеологии и культуры закончилось поражением последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего Совета Народного Хозяйства (Совета Министров СССР) завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры (1963 г.). 14 октября 1964 г. Н.С. Хрущёв, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещён с высших государственного и партийного постов. С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств начинается новая административная централизация. Создаётся ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике.

Вместе с тем предприятиям была предоставлена определённая автономия: в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме». Серьёзным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере управления и планирования: вертикальная подчинённость хозяйственных органов исключала их горизонтальное взаимодействие.

С 1957 г. Верховный Совет СССР кроме бюджета утверждал ежегодные хозяйственные планы, что было исключительно его прерогативой. В 1962—1963 гг. местные советы были разделены (как и партийные органы) по производственному признаку: на промышленные и сельские. В ноябре 1964 г. были вновь объединены промышленные и сельские партийные организации. В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Совета Союза Верховного Совета СССР (в апреле 1979 г. было принято новое Положение о постоянных комиссиях).

В 1957 г. была реорганизована система управления промышленностью и строительством: создана система совнархозов. Территориальный принцип управления позволял кооперировать производство в пределах экономических районов. Параллельно складывалась сеть отраслевых государственных комитетов, призванных осуществлять единую техническую политику. Однако гармоничного сочетания территориального и отраслевого принципов в хозяйственном управлении не произошло. В октябре 1965 г. принимается закон о реорганизации системы органов управления промышленностью, для чего создаётся целый ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Вновь министерства становятся основной формой отраслевого управления. ВСНХ СССР Совета Министров СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ СССР (образован в январе 1963 г.), координировавшие работу совнархозов и отраслевых органов управления упразднялись.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, выполнявшего функции организатора всей работы Верховного Совета. В июле 1978 г. был принят новый закон о выборах в Верховный Совет СССР, базировавшийся на положениях новой Конституции. Предполагалось повысить контроль Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов.

На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы:

1. О Верховном Суде СССР—он избирался Верховным Советом СССР на 5 лет и в его задачи входили надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства;

2. О прокуратуре СССР—он расширил сферу прокурорского надзора;

3. О государственном арбитраже в СССР—его деятельность регламентировалась Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР;

4. Об адвокатуре—её организационной формой была коллегия адвокатов.

В 1960 г. упраздняется МВД СССР, а его функции передаются МВД союзных республик, в 1962 г. переименованные в министерства охраны общественного порядка. Для координации их работы в июле 1966 г. было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно вновь переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР). 8 июня 1973 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». В 70-е гг. происходит дальнейшее развитие правовых основ организации и деятельности судебных органов. В рассматриваемый период была восстановлена также общесоюзная система органов юстиции.

Кодификационные работы, начатые в предыдущий период, были продолжены. Они охватывали собой как общесоюзное законодательство, так и основанное на нём законодательство союзных республик. В рассматриваемый период кодификация законодательства носила более масштабный характер и нашла выражение в разработке и принятии разнообразных законодательных актов:

1. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик и принятые в соответствии с ними республиканские кодексы;

2. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик (о народном образовании, о здравоохранении);

3. Общесоюзные кодексы (Воздушный кодекс СССР 1983 г.).

Весьма важной формой систематизации законодательства стало издание Свода законов СССР (официальное издание Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР, состоявшее из 7 разделов). Оно было направлено на дальнейшее совершенствование советского законодательства, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни. (Постановление о нём приняли в сентябре 1976 г). Его основой являлась Конституция СССР.

Вопрос о разработке и принятии новой Конституции СССР впервые был поставлен Н.С. Хрущёвым на внеочередном XXI съезде КПСС. Затем в материалах XXII съезда партии (1961 г.) этому было дано более полное обоснование. В соответствии с этим 25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О выработке проекта Конституции СССР». Одновременно была образована Конституционная комиссия во главе с Н.С. Хрущёвым. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. и одобрен Пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О проекте Конституции СССР», на основании которого проект выносился на обсуждение общественности. Конституция СССР была принята на VII внеочередной сессии Верховного Совета СССР.

Конституция СССР (7 октября 1977 г.).

Она подчёркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918, 1924, 1936 гг.), делилась на преамбулу, 21 главу, 9 разделов и содержала 174 статьи.

Структура:

1. I раздел—«Основы общественного строя и политики»;

2. II раздел—«Государство и личность»;

3. III раздел—«Национально-государственное устройство;

4. IV раздел—«Советы народных депутатов и порядок их избрания»;

5. V раздел—«Высшие органы власти и управления»;

6. VI раздел—«Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках»;

7. VII раздел—«Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор»;

8. VIII раздел—«Герб, флаг, гимн и столица»;

9. IX раздел—«Действие Конституции и порядок её применения».

Особенности:

1. Утверждение окончательного построения развитого социалистического общества и создание общенародного государства;

2. Провозглашение общегосударственной цели—формирование безклассового коммунистического общества;

3. Введение некоторых форм непосредственной демократии: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам, гражданские права;

4. Коммунистическая партия—официальная политическая идеология и руководящая и направляющая роль;

5. Провозглашение принципа демократической централизации органов власти—их выборность на всех уровнях, подотчётность народу, вертикальная соподчинённость, т. е. подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим;

6. Установление обязанности органов советского государства соблюдать социалистическую законность;

7. Установление трудовых гарантий.

Конституционные основы СССР:

1. Политические—социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы всех трудящихся;

2. Экономические—социалистическая собственность (государственная) на средства производства и землю;

3. Социальные—нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов:

1. Народ—единственный источник власти;

2. Советы народных депутатов—единая система органов государственной власти;

3. Совет Министров СССР—высший исполнительно-распорядительный орган.

12 апреля 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утверждённый Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция, как и другие республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные положения союзного Основного закона. Само определение Союза ССР как «единого союзного многонационального государства» указывало на стремление усилить федеральные централистские начала.

Административное законодательство.

23 октября 1980 г. Верховный Совет СССР ввёл в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. С их изданием впервые было кодифицировано советское административное законодательство. В РСФСР такой кодекс был принят в 1984 г.

Гражданское и хозяйственное право.

На развитие гражданского права на данном этапе существенное воздействие оказала Конституция СССР 1977 г., которая не только закрепила господство социалистической собственности, но и расширила её формы.

Семейное право.

Впервые в истории советского государства положения семейного права получили закрепление в Основном Законе. Вместе с тем в рассматриваемый период впервые были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье (27 июня 1968 г.). Затем в соответствии с Основами в 1969—1970 гг.—брачно-семейные кодексы в союзных республиках.

Трудовое право.

В правовом регулировании трудовых отношений в это время произошли серьёзные изменения. Ряд важных положений получили отражение в Конституции СССР 1977 г. Закрепив право на труд, Основной Закон государства расширил его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учётом общественных потребностей.

Уголовное право.

Для его развития в рассматриваемый период характерны 2 тенденции:

1. Усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение;

2. Смягчение ответственности лиц, совершивших преступления, не представлявшие большой общественной опасности.

С 1982 г. осуществлялись частичные реформы государственно-политической системы. В 1985 г. началась радикальная реформа общества («сверху») под лозунгами «Гласность, ускорение, перестройка». В 1987 г. программа переделки Советского государства вступила в решающую стадию революции. Высшее руководство КПСС видело задачу не в постепенном реформировании, а в изменении через слом. Гласность была большой программой по разрушению образов, символов и идей, скрепляющих «культурное ядро» советского общества и укреплявших гегемонию Советского государства. Современная демократическая государственность РФ начала складываться в период перестройки (1989—1993 гг.).

С сер. 1970-х гг. теневая экономика проникает во все сферы экономической жизни, а в 1980 г. ЦК КПСС принимает ряд мер, направленных на борьбу с коррупцией. Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но повело к её разрушению. Реформы вышли из-под контроля их инициаторов. Гласность, породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к сер. 1986 г. В республиках СССР нарастала национальная напряжённость. С 1988 г. начинается череда межнациональных вооруженных столкновений.

Проблемы нарастали и в сфере экономики: сокращались показатели производства, а с 1991 г. быстро росли инфляционные тенденции. Реформы предполагали шире развернуть частную предпринимательскую инициативу. С 1985 г. утверждается стратегия ускорения социально-экономического развития страны (главные рычаги: научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения, активизация «человеческого фактора»), вводится госприёмка. В июне 1987 г. принимается закон «О государственном предприятии», предусматривавший новые начала хозрасчёта и самофинансирования. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия. На практике государственные монополии ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Становление рынка проходило с огромными трудностями. В ноябре 1986 г. и мае 1988 г. законодатель легализует частную предпринимательскую деятельность. Быстро стал развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем здесь происходила «отмывка» капиталов, заработанных в сфере теневой экономики. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер. В 1988 г. введение в аграрном секторе арендных договоров на землю (на срок до 50-ти лет) заложило основу для формирования «фермерства». Однако арендное движение так и не получило широких масштабов. В 1990 г. принимается постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». В этом же году начинается экономическое реформирование РСФСР—Программа «500 дней» (Явлинский, Шаталин): приватизация госпредприятий, урезывание экономической власти Центра. Однако Горбачёв отказывается от программы. Результатом экономических реформ стало отсутствие их логического завершения.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения. В отношении государственного строя это должно было решить следующие проблемы:

1. Усиление авторитета и эффективности государственных органов;

2. Создание демократического механизма выборов;

3. Отказ от формального права руководства государственными органами соответствующими партийными организациями;

4. Повышение роли судебной власти (создание механизма судебной защиты режима законности).

Происходило обновление всех руководящих партийных структур на каждом новом этапе перестройки (утверждение М.С. Горбачёва Генеральным секретарём ЦК на Апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС; «кадровая революция» 1985—1986 гг.). В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г., была восстановлена (по образцу Конституции 1918 г.) 2-х-уровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов Съезда (в мае—июне 1989 г. на I съезде народных депутатов СССР Горбачёв был избран Председателем Верховного Совета СССР). Кроме того, учреждался пост Президента СССР, наделённого широкими полномочиями (в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов им стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв). XIX партийная конференция сформировала концепцию «социалистического правового государства», в которой подчёркивались приоритет гражданских прав и принцип разделения властей. Эти преобразования предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного процесса. Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1988 г., к 1990 г. не были решены. Демократизация социальных структур проявилась в содержании новых законов «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.). В декабре 1990 г. принимается Закон «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», предусматривающий новую форму непосредственного участия народа в осуществлении государственной власти.

Политика «гласности»:

1. Достижения;

а) необратимость перемен;

б) полная информированность народа;

в) признание кризиса системы;

г) ослабление цензуры и активизация СМИ;

д) реабилитация репрессированных 1920-х—1950-х гг.

2. Издержки;

а) полусвобода слова (высказываться в разрешённых руководством пределах);

б) резкое столкновение идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений, группировок.

Таким образом форма государственного единства развивалась неоднозначно, противоречиво. С одной стороны, процесс расширения прав союзных республик находил новые формы проявления. С другой происходил, обратный процесс усиления централизма.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.