Здавалка
Главная | Обратная связь

Историография Англии.



Современные исследователи описывают период европейской истории XVI–XVII вв. как раннее новое время – эпоху становления новых форм политической, социальной, экономической, культурной жизни, время глубоких перемен в системе миропонимания, расширения пределов известного и возможного.

В Британии середины и второй половины XVII в. был составлен ряд историко-политических трудов, воспоминаний и трактатов, посвященных событиям недавнего прошлого – революции, гражданской войне, реставрации монархии, таких, как «История мятежа» графа Кларендона, «История моего времени» Г. Барнета, «Два трактата о правительстве» и «О религиозной терпимости» Дж. Локка и др. Впоследствии эта линия была продолжена в историографии XVIII в. Был положен конец аполитичным сочинениям энциклопедистов, бесплодных эрудитов. На первый план была выдвинута откровенно партийная история. Здесь появился ряд ценных произведений по истории Англии при Тюдорах, Стюартах и в эпоху революции (Кларендона, Бёрнета и др.) – роялистских и индепендентских (Мильтон, Гаррингтон).

Мильтон был не только выдающимся поэтом и благородным идеалистом, но и весьма радикальным политическим идеологом, отнюдь не находившимся в оппозиции к лидеру английской революции О. Кромвелю и режиму индепендентской республики. Джон Мильтон написал около 24 памфлетов на разные повседневные темы, но большую известность он получил с выходом произведения «Потерянный рай». Мильтон – пример того, что историограф был нужен, чтобы влиять на массы.

Однако английская историография этого периода не оказала почти никакого влияния на историков европейского континента.

18 век в Европе – век Просвещения, когда на первый план выходит разум и наука, выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.

Среди сочинений английских просветителей особое место занимают «Письма об изучении и пользе истории» лорда Болингброка (1678–1751), посмертно опубликованные в 1752 г. Для государственного деятеля Болингброка занятия историей были одним из проявлений общего интереса к философии. В своих работах он развивал идеи, близкие рассуждениям Вольтера французских просветителей или сформулированные на основе трудов английского философа Джона Локка. Разум, по мысли Болингброка, как предмет физики подлежал экспериментальному изучению. Основу своих знаний люди заимствовали из того, чему их учила природа; при этом все идеи, доступные человеку, восходили к полученным извне впечатлениям. Особое внимание уделялось вопросам этики и морали. По мнению автора, христианству следовало противопоставить рациональную религию, поскольку сверхъестественное не должно было занимать умы людей, а разума было достаточно для познания мира. В этой системе действовала этика рационального эгоизма, где из принципа любви индивида к себе выводилась необходимость соблюдения морального закона и основания гражданского общества.[1]

В этом контексте прочитываются более оригинальные рассуждения Болингброка об историческом познании, увиденном на пересечении традиций гуманистической мысли и рациональной философии.

Рассмотрим опыт создания национальных историй в Британии. В XVIII в. признание получили исторические сочинения Юма, У. Робертсона, Э. Гиббона. Шотландский философ Дэвид Юм (1711 – 1776), автор «Трактата о человеческой природе» (1739), скептически относился к концепциям, объяснявшим мир с рационалистической точки зрения.

Один из выдающихся историографов того времени – Эдуард Гиббон. Он написал 7 томов «Истории упадка и разрушения Римской империи», где анализирует подъем и падение государств. Автор интересуется не только военными победами и поражениями, но и внутренними причинами, которые уничтожают или расшатывают существование или благосостояние общества. Гиббон, в отличие от своих предшественников, основывался на изучении народных обычаев.

Следующая личность – Давид Юм и его «История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 года». Юм вообще в принципе отрицательно относился к революции. Выступал против радикализма в политике и в истории. Основным законом, управляющим человеческой жизнью, являлась, по Юму, привычка. Все исторические процессы у Юма происходили постепенно. Также Юм был против общественного договора, считая, что невозможно поменять государственный строй одномоментно. Следующим его трудом является «История Англии» в 8 томах, Юм усматривал причины исторических событий в мнениях, нравах, обычаях, однако в своей «истории» Юм показал лишь четыре экскурса о нравах, государственном строе и законах в различные времена

Большую роль в оживлении интереса к истории сыграл Вальтер Скотт (1771––1832). В его романах нашли отражение важнейшие события шотландской и английской истории. Скотт стремился воссоздать историческую действительность во всей ее жизненной полноте, раскрыть материальный и духовный быт эпохи. Несмотря на идеализацию средневековья, нравов и обычаев, романы Скотта оказали положительное влияние на изучение истории.

Буржуазные радикалы[2] в своей программе руководствовались идеями философа и юриста Иеремии Бентама (1748––1832), доказывавшего, что единственным критерием целесообразности любого учреждения и закона должен быть принцип полезности (отсюда «утилитаризм»). К этому же лагерю принадлежал Джордж Горт (1794––1871), он написал «Историю Древней Греции», где превозносил афинскую демократию.

Самым знаменитым представителем торийской историографии этого периода были Арчибальд Алисон и Уильям Митфорд. Первому принадлежит значительное количество трудов по истории Европы конца XVIII и начала XIX веков.

Преобладающее положение занимала вигская школа, видным деятелем этого направления историографии был Генри Галлам (1777––1859), автор «Конституционной истории Англии от Генриха VII до Георга II». Уильям Маккинон (1789––1870) тоже был последователем вигской школы, он автор труда «История цивилизации и общественного мнения». Самым крупным историком-вигом был Томас Маколей (1800––1859), его основной труд «История Англии от воцарения Якова II».

Предвестником консервативных романтических идей был публицист и политический деятель Эдмунд Берк (1729–1797). Его сочинение «Размышления о революции во Франции» (1790) многократно переиздавалось в Европе. В книге Бёрка ставились важные для его современников вопросы. В чем заключались причины бедствий, порожденных Французской революцией? Почему дело, задуманное ради общего блага, привело к свержению монархии, казням, ещё большей нищете и страданиям народа? По мысли автора, порочной была идея революционных преобразований. Любое государство его правовым, социальным порядком должно было развиваться естественным образом, наследуя «мудрости предков» и постепенно вырабатывая лучшие формы управления[3].

Весьма сложную противоречивую фигуру в английской историографии представляет Томас Карлейль (1795––1881), который выступал с критикой капитализма и буржуазной идеологии. В его сочинении «Французская революция» (1838) недавнее прошлое французов интерпретировалось как грандиозный человеческий спектакль. Героями Карлейля были народ, и выдающиеся личности того времени. Характерные черты повествования – сопереживание страданиям народа, возмущение жестокостью дореволюционных порядков, восхищение патриотизмом и духовным подъёмом французов, осуждение революционного фанатизма, гнев по поводу казней и террора, детально разработанные исторические портреты, описание надежд, страхов того времени – создавали возвышенный образ ужасного и величественного события.

Наиболее влиятельным представителем радикально-демократической историографии был Уильям Коббет (1762––1835), он издавал журнал «Еженедельный политический обозреватель», его основной исторический труд «История протестантской Реформации в Англии».

Одним из крупнейших мыслителей своего времени был Роберт Оуэн, он сыграл значительную роль в просвещении английского рабочего класса, дал определённый толчок развитию профсоюзного и кооперативного движения в Великобритании. Он был единственным из великих социалистов-утопистов, который пытался осуществить свои социалистические идеалы с участием самих рабочих. Ф. Энгельс считал Оуэна «родоначальником английского социализма...»

Чартистское движение способствовало развитию особого вида историографических исследований. Наиболее видным историком-чартистом был Джеймс О’Брайен (1805––1865), он написал блестящую биографию Максимильяна Робеспьера (1837).

Вторая половина XIX столетия была ознаменована значительным прогрессом исторического знания, который выразился прежде всего в расширении ее интересов и совершенствовании методов, увеличении численности преподавательских и профессорских кадров, а также количества исторических сочинений. В 1886 г. начал выходить «Английский исторический журнал».

В Оксфорде самым крупным историком являлся Уильям Стеббс (1825––1901), его по праву считают основателем оксфордсокй школы, ему принадлежит труд «Конституционной истории Англии». Основная научная заслуга Стеббса состоит в публикации документов.

Основателем и главой кембоиджской школы был Джон Актон (1834––1902), он обучался в Германии, был учеником Ранке. Он был убежден, что историк обязан рассказать правду о прошлом, ничего не умалчивая и тем более не искажая. Актон инициатор создания «Кембриджской новой истории».

Во второй половине XIX в. Широкой распространение получили идеи и методы позитивизма, на историческую науку серьезным образом повлияли работы философа Герберта Спенсера (1820––1903). Он развивал теорию эволюционного развития, считал естественным состоянием в природе и в обществе равновесия.

Крупнейшим историком-позитивистом был Генри Бокль (1821––1862), автор сочинения «История цивилизации в Англии», он исходил из уверенности существования законов, управляющих обществом, к ним он относил прогресс и преобладающее влияние географического фактора.

Позитивистом был и другой видный историк тех лет Уильям Леки (1838––1903), автор трудов: «История Англии в XVIII столетии», «История рационализма в Европе» и др. В своих книгах он уделяет значительное место вопросам духовной жизни, культуры, экономики. Леки утверждал, что прогресс человечества зависит от прогресса науки и точных знаний, что господство церкви в прошлом надолго задержало духовное развитие человечества.

Прогресс исторической науки выразился также в специализации исследований, которая шла по отдельным периодам. Так, историк Сэмьюэль Гардинер (1821––1902) посвятил всю свою жизнь изучению проблем Английской революции середины XVII в.

Со второй половины XIX в. Начинает оформляться экономическое направление в английской историографии, в центр внимания историки-экономисты стовят изучение экономических явлений прошлого. Крупнейшим исследователем этого направления был Торольд Роджерс (1825––1890), профессор политической экономии Оксфордского университета, он написал «Историю сельского хозяйства и цен в Англии с 1259 до 1793 г.»

Одним из первых Уильям Кеннингем (1849––1919) приступил к обобщающим исследованиям по экономической истории Англии. Работы Кеннингема отличаются обилием фактического материала. Однако при анализе экономических процессов Кеннингем отводил решающую роль политическому фактору, ставя экономическое развитие в зависимость от актов государственной власти.

Особое место среди историков-экономистов занимал Арнольд Тойнби (1852––1883), преподаватель политической экономии в Оксфорде. Его небольшая книга «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» представляла собой одно из лучших произведений по этому вопросу и до сих пор сохраняет известное значение.

Организационными центрами английской исторической науки в первой половине XX в., как и прежде, являлись университеты: Кембриджский, Оксфордский, Эдинбургский, Манчестерский, Лондонский и др. Значительную часть британских историков объединяла Историческая ассоциация, поставившая своей целью содействие и совершенствование преподавания истории и развитие научных исследований в этой области.

Был создан ряд специальных научно-исследовательских учреждений в области истории: Институт по изучению стран Восточной Европы и славян, Королевский институт международных отношений, Институт исторических исследований при Лондонском университете, Национальный институт экономических и социальных исследований.

Публикацией по исторической тематике занимались многочисленные специальные периодические издания: «Английское историческое обозрение», «Кембриджский исторический журнал», «История», «Обозрение по экономической истории», «История сегодня».

Наиболее значимыми направлениями в английской историографии тех лет оставались консервативное и либеральное. Вместе с тем последнее ослабевало и его главные идеи подвергались острой и обоснованной критике как справа, так и слева. Шаг вперед в изучении ряда важных проблем (история рабочего движения, предыстория революции XVII в.) сделала лейбористская историография.

Выступление влиятельного философа и историка оксфордского профессора неогегельянца Р. Дж. Коллингвуда, его творчество было наиболее очевидным свидетельством развертывавшегося кризиса методологических основ английской буржуазной историографии. Основная работа Коллингвуда по философско-историческим сюжетам — «Идея истории» была опубликована в 1946 г. По мнению Коллингвуда, отправным пунктом организации знания в точных науках являются допущения, в истории – факты. Исторический метод заключается в интерпретации фактических данных, которые «по отдельности называются документами». Историческое познание не зависит ни от авторитета, ни от памяти. Коллингвуд подчеркивал, что историк может вновь открыть то, что было полностью забыто в результате утраты свидетельств о нём: он может даже открыть что-то, о чём до него никто не знал.

Другим выдающимся мыслителем, занимавшимся теоретико-методологическими проблемами исторического знания, был А. Дж. Тойнби (1889––1976), он написал философско-историческую работу «Исследование истории». Тойнби подразделяет историю человечества на ряд локальных цивилизаций (которые в свою очередь делятся на первичные, вторичные и третичные), имеющих одинаковую внутреннюю схему, или функциональный закон, развития. Появление, становление и упадок цивилизаций характеризуются такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ, и, наконец, уход и возвращение. Признаётся, таким образом, некоторое закономерное движение по кругу. Историческое время на манер античной историографии понимается в известной мере как циклическое.

Наиболее крупным представителем либерального направления в британской историографии являлся Дж. М. Тревельян (1876––1962), он предпочитал разрабатывать крупномасштабные темы, его работы отличает высокое литературное мастерство. Наиболее крупным и показательным произведение Тревельяна в этот период является «История Англии» с древнейших времен и до начала 20–х гг. XX в.

В конце 20–х – начале 30–х годов либеральная концепция подверглась нападению со стороны консервативного историка Л. Нэмира (1888––1960). Он решительно выступал против радикальных сдвигов в процессе исторического развития, подчеркивал благотворный характер преемственности. По его мнению революции Английская и Французская доказала, что все попытки перечеркнуть прошлое обречены на провал. Его работа «Политическая структура к моменты восшествия на престол Георга III» была существенным вкладов в изучение истории Англии XVIII в., в ней Нэмир детально изучил избирательную систему, деятельность парламента и кабинета министров.

Попытку пересмотра ряда важнейших моментов экономической и социальной истории нового времени предпринял Дж. Х. Клэмп (1873––1939), он выступил с большой работой «Экономическая история Великобритании», труд его базируется на солидном источниковом фундаменте. Автор стремится опровергнуть мнение о том, что развитие капитализма ухудшает положение рабочих масс.

Наиболее крупной фигурой в лейбористской историографии является оксфордский профессор, многолетний председатель Фабианского общества, теоретик социал-реформизма Дж. Коул (1889­­––1959). Он написал «Краткую историю английского рабочего движения», в этой работе подвергается теоретическому обобщению большой фактический материал. На этой основе строится его концепция истории британского рабочего движения.

Во второй половине XX в. центрами историографии остаются университеты –Оксфорд, Кембридж. Широкое распространение получил страноведческий подход. Также исследуется национальная истории Англии.

Сохраняет сове влияние Королевское историческое общество, которое выпускает ежегодный отчет о проделанной работе. Также активно издаются и переиздаются монографии. Историческая ассоциация объединила как историков-любителей, так и профессионалов. Все эти общества стали сильно зависеть от государства, а именно от финансирования. Во второй половине XX в. такие направления истории как политическая, экономическая, социальная укрепились и по сути стали в какой то мере независимыми.

Ведущими специалистами в политической истории были — Ховард, Платт, Холмс, Роуз. Занимались изучением британского электората, прогнозированием итогов выборов и т. п.

Экономическая история — Баркер, Матиас, Флауд. Издавались собственные журналы. Любимая тема историков этого направления — причина отставания Великобритании в 20 веке.

Социальная — Хилтон, Мортон Хобсбоум, Томпсон («Становление английского рабочего класса»). Главным предметом исследования этого направления во второй половине 20 века стало внутреннее состояние общество, рассмотрение общества в комплексе, включая все процессы и явления. В результате появились кафедры, направленные именно на изучение общества, что говорит о возросшем интересе публики к данной проблематике. При университетах создаются центры по изучению социальной истории.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.