Здавалка
Главная | Обратная связь

Историография Франции.



Центром просветительской мысли XVIII в. была Франция, где она достигла наибольшей выразительности и завершенности. Сформировавшись под сильным влиянием передовых английских мыслителей, общественная мысль Франции, в свою очередь, оказывала могучее воздействие на просветителей других стран.

Среди выдающихся деятелей французского Просвещения, были такие мыслители как Шарль Луи Монтескье (1689––1755), он являлся родоначальником конституционной теории, развивал идеи ограниченной монархии и разделения властей. Главные его труды – «О причинах величия и падения римлян» и знаменитый трактат «О духе законов».

Большая роль в развитии просветительской историографии принадлежит Вольтеру (1694––1778), выдающемуся историку своего времени, автору многих трудов, в которых излагаются события от первобытных времен до середины XVIII в. «Опыт о нравах м духе народов и о главных исторических событиях», «История России в царствование Петра Великого», «Век Людовика XIV» – вот основные труды Вольтера.

Наряду с Вольтером одним из создателей теории прогресса выступил Анн Роберто Тюрго (1727––1781). Экономист школы «физиократов», он был также автором известных философских работ: «Последовательные успехи человеческого разума» и «Рассуждение о всеобщей истории». История человечества по Тюрго, – закономерное поступательное движение по восходящей линии. Восхождение по ступеням общественного прогресса.

В 50–70-е гг. XVIII в. во Французском Просвещении выступила плеяда выдающихся философов-материалистов, среди них были Денни Дидро (1718––1784), Клод Гельвеций (1715––1771), Поль Гольбах (1723––1789), они особенно настойчиво старались применить к изучению общества принципы естественно научного материализма. Основой философов-материалистов было представление о человеке как физическом существе, которое входит в систему природы.

Оригинальный и ценный вклад в развитие историко-социологических идей внесли мыслители, стоящие на демократическом фланге французского Просвещения, и среди них прежде всего Жан-Жак Руссо (1712––1778), который защищал интересы народных масс сточки зрения эгалитаризма.

Исходным пунктом историко-социологического построения Руссо являлась гипотеза о естественном состоянии человечества, когда люди жили сбором плодов, без частной собственности, без общества и государства. Рост численности людей пробудил присущую человеку способность к совершенствованию, возникли новые способы удовлетворения материальных нужд – рыбная ловля, охота, первые орудия труда. Далее возникли обработка металлов и земледелие. Железо и хлеб цивилизовали людей, но они и погубили род человеческий, ибо породили частную собственность – величайшее зло. Появление частной собственности разрушило первоначальное равенство.

Первым провозвестником утопического коммунизма во Франции выступил Жан Мелье (1664––1729). В написанной незадолго до смерти « Завещании» он подверг жесточайшей критике общественно-политический строй Франции с точки зрения эксплуатации масс.Противником частной собственности был и влиятельный политической мыслитель и историк аббат Габриэль Бонно де Мабли (1709––1785), он считал коммунистический строй изначальным порядком.

Крутой перелом в состоянии исторической науки произошел после падения Первой империи. Он связан с той исключительной общественной ролью, которую приобрела историческая наука во время Реставрации. Ополчаясь на идеи Просвещения и на Революцию, идеологи реакции апеллировали к старине, к традиции.

В свою очередь, идеологи буржуазного либерализма в борьбе с феодальной реакцией уже не могли довольствоваться абстрактно-рационалистическим обоснованием политических требований.

Наиболее последовательное выражение идеи консерватизма нашли в сочинениях идеологов ультрароялистов, в частности Ж. де Местра (1753––1821). Он решительно отвергал взгляды просветителей, по его мнению люди изначально злы, и поэтому несправедливость является законом мироздания, неизбежное следствие его – убийство, войны, преступления. Именно по этой причине для управления обществом требуется непререкаемая власть государства и церкви.

К взглядам де Местра были близки воззрения виконта Луи де Бональда (1753––1840), опровергал учение просветителей о естественных правах человека. Монархия, по мнению де Бональда, вытекает из общего закона мироздания.

Одним из родоначальников романтизма и духовным главой этого направления во французской культуре был известный писатель Франсуа де Шатобриан (1768––1848), говоря о Французской революции, в работе «Исторический, политический и моральный опыт о революциях», Шатобриан признавал, что она была неизбежным результатом «недостатков порядка», но главная идея – бесполезность всяких революционных преобразований.

В течение 20–х гг. сформировалась знаменитая историческая школа периода Реставрации, представленная О. Тьерри (1795––1856), написал книги: «Десять лет исторических исследований», «История завоевания Англии норманнами», «Письма об истории Франции», Ф. Гизо (1787––1874), автор работ: «Опыты по истории Франции», «История цивилизации в Европе», «История цивилизации во Франции», Ф. Минье (1796––1884): «История Французской революции» и рядом других историков. Они были против дворянства, писали в антифеодальном толке, убеждение в прогрессивном характере развития человеческого общества. Центральной проблемой, которая волновала историков этой школы, была Французская революция.

Со временем Июльской монархии связано появление буржуазно-дворянского направления и историографии. Его ярким представителем был политический писатель и историк Алексис де Токвиль (1805––1859). Широкую известность приобрела его книга «О демократии в Америке», написанная после поездки в США, он считал неизбежным повсеместное утверждение принципов народовластия, но не относился к этому с восторгом, он видел многие отрицательные стороны подобной формы правления[4].

Самая сильная сторона воззрений другого крупнейшего теоретика критико-утопического социализма Шарля Фурье (1772––1837) — критика буржуазной цивилизации. Главным фактором прогресса Фурье считал не разум, а присущие природе человека «страсти». Вся человеческая история, согласно Фурье, должна длиться 80 тысяч лет.

Жюль Мишле (1798––1874)написал «Историю Франции» и «Историю Французской революции». История, по его мнению, движется прогрессивно. Он вошел в историографию прежде всего как ученый, посвятивший себя истории народа. В отличие от либеральной школы главной силой французской истории он считал не буржуазию, а простой народ. Мишле — историограф-демократ.

Наиболее ярким представителем «робеспьеристского» направления во французской историографии XIX в. был Луи Блан (1811––1882), автор «Истории Французской революции» и «Истории десяти лет», публицист и историк. История по Блану — поступательное движение к истине.

В 50–х, а особенно в 60–х гг. XIX в. началось проникновение во французскую историографию идей позитивизма. Основателем позитивизма и создателем социологической науки является Огюст Конт (1798––1857), его главный труд «Курс позитивной философии» приобрел широкую известность лишь в середине века. Основная мысль Конта состояла в том, что необходимо создать «позитивную» науку для объяснения общественных явлений.

Французский социолог рубежа XIX–XX вв. ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858–1917) критиковал многие положения О. Конта. Он считал, что социальная реальность – это некая равнодействующая поступков индивидов, в свою очередь, оказывающая большое влияние на поступки отдельных лиц. Дюркгейм учитывал, с одной стороны, социальные факторы, внешние по отношению к индивидуальной мотивированной деятельности и влияющие на неё, а с другой – ценностно-нормативные факторы. При этом рассматривались и социальная статика, и эволюция общества, представленная как усложнение его структуры[5].

После Первой мировой войны историки традиционного уже позитивистского направления сохранили свое влияние на историческую науку. Они возглавляли кафедры в большинстве французских университетов. В 1920–1922 гг. вышла в свет монументальная «История современной Франции от революции до мира 1919 года».

Заметную роль в развитии исторической науки сыграл экономист и социолог Ф. Симиан (1873––1935), он занимался историей цен, доходов и заработной платы, использовал методы статистики в своих исследованиях.

Школа «Анналов» внесла свою лепту в критику позитивистской историографии, последователями этой школы были Л. Февр (1878––1956) и М. Блок (1886––1944), автор работы «Характерные черты аграрной истории Франции». Их теоретико-методологические позиции складывались под сильным воздействием Дюркгейма и Берра. Они не принимали описательный характер позитивистских исследований, основную задачу исторической науки видели в создании всеобъемлющей, глобальной истории.

Также активно изучалась Французская революция. Одним из наиболее известных исследователей стал Альбер Матьез (1874––1932) написал работы «Революционные анналы» и «Французская революция». Он считал, что Револиция была победой буржуазии, поэтому Якобинский режим — ключевой момент. Именно поэтому он приветствовал Октябрьскую революцию в России. Он отводил главную роль Робеспьеру, всячески восхваляя его. Главная заслуга Матьеза — обращение внимания на социальную историю. После смерти Матьеза ведущая роль по изучению Французской рефолюции перешла к Лефевру (1874––1959), он автор таки работ как «Великий страх», «Аграрный вопрос в эпоху террора». Лефевр обратил внимание на народный элемент в революции. Доказывал, что крестьянство было движущей силой революции.

Изучением истории рабочего движения занимались А. Зеваэс (1873––1953), (История социалистических партий во Франции») Жорж Буржен («Первые дни комунны»), Морис Домманже («Люди и факты Комунны»).

Пьер Ренувен (1893––1974) изучал Первую мировую войну. Проблематика войны вообще была злободневна в этот период. Он написал «Введение в историю международных отношений».

Вторая половина XX в. — время подъема исторической науки. Произошла «историографическая революция». Все это привело к рождению «новой исторической науки». Выделяют 2 этапа развития историографии в этот период:

Первый ––1945–1975 — «славное тридцатилетие».

Французская историография заняла ведущее положение в этот период. Исследователи внесшие вклад в историческую науку в этот период — А. Марру (1904––1977), автор работы «Об историческом познании», Марру говорил, что история неотделима от историка, тем самым настаивал на субъективности любого исторического исследования, отрицал возможность познания всей истории. Принадлежал к релятивистскому направлению.

Нельзя обойти вниманием и такого знаменитого историка как Фернан Бродель (1902––1985), лидера школы «Анналов». Именно при нем школа достигла наивысшего расцвета. Историк изучает лишь длительные процессы, поэтому от его взора ускользают важные нюансы. Бродель использовал структурный метод, учитывая, что в работе было использовано огромное количество материала, то именно структурный метод был оправданным.

Эрнест Лябрусс (1895––1988), автор работ «Аспекты кризиса и депрессии французской экономики в середине XIX века» и «Экономическая и социальная история Франции» (совместно с Броделем) — принадлежал к последователям школы социально-экономических исследований. В революции он усматривал кризис «старого порядка» (наряду с экономикой).

К 60–м гг. экономическая и социальная история заняла ведущее место в работах историков. Пьер Ренувен (1893––1974) написал «Введение в историю международных отношений» — сторонник перехода от традиционной истории к истории международных отношений. История отношений между народами обусловлена географией, климатом, демографией, экономикой и т. п.

Ролан Мунье (1905––1950) выдвинул теорию социальной стратификации, основа которой система ценностей. Утверждал, что только в XIX в. появились классы, основанные на экономическом различии. Мунье не считал общество «старого порядка» феодальным. Все восстания, которые были в этот период не несли прогрессивного характера, а были реакционными.

Также в это время была популярна тема рабочего движения, по праву считаются образцовыми работы Жан Брюа – «Очерки истории всеобщей Конфедерации труда», Доллеана – «История труда во Франции», Жан Мэтрона – «История анархистского движения во Франции», изучением истории Второй мировой войны занимался Анри Мишель, в своей работе «Мысль Сопротивления» он изложил оригинальное видение причин и предпосылок войны.

Второй период –– 70–90–е гг. –– «Новая историческая наука».

Концепция «глобальной истории» более не отвечала реалиям времени, падение коммунистических режимов и изменения в мире с этим связанные расширили рамки тематик исследований, происходит дробление истории. Ведущей темой становится менталитет людей и общество в целом. В исторических исследованиях широко стали использовать междисциплинарные методы, например антропологический, и культурологические, например семиотический подход[6].

П. Нора (р. 1931), автор работы «Места Памяти», исследовал все, что несет в себе историю (памятники, символы и т. д.). Стремился создать историю коллективных представлений.

В духе школы «Анналов» творили следующие исследователи — Ле Руа Лядюри (историко-антропологические исследования), де Гофф, Ферро они составили уже третье поколение школы.

Франсуа Фюре (1927––1997), автор работы «Осмыслить революцию», считал, что только революция элиты носила прогрессивный характер, а крестьянская только всё усложняли. Пошел против марксистской теории. Главным в революции видел политические процессы, а не социально-экономические.

80–90–е – «кризис истории», по вполне банальным причинам: умерли многие известные историки, а им на смену не пришли молодые и талантливые. В этот период начал преобладать описательный метод, наблюдается уход от глобальной истории. Главные направления исследований – политика и культурология.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.