Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные положения лекции учителя



1. Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — эта строка из «Элегии» объясняет позицию Некрасова по отношению к крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь.
2. История создания поэмы. Поэма была начата вскоре после крестьянской реформы. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 г., то есть около 14 лет. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых — как и во всей России — нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, — синоним представителя привилегированных классов. Не случайно в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» звучит горькая строчка: «...но счастливые глухи к добру». Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».
3. Композиция поэмы. За время работы над поэмой ее замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции, нет точного расположения ее глав.
— Поэт называет странников «временно обязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 г., так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.
— Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата — 1865 г., которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.
— Даты написания других глав: «Последыш» — 1872 г.; «Крестьянка» — 1873 г.; «Пир на весь мир» — 1877 г.
— Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.
— Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы „Кому на Руси жить хорошо“» еще в 1934 г. писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».
— Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней „по календарю“: действие „Пролога“ начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка. В главе „Поп“ странники говорят: „А время уж нераннее, подходит месяц май“. В главе „Сельская ярмонка“ есть упоминание: „Лишь на Николу вешнего погода поуставилась“; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. „Последыш“ также начинается точной датой: „Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос“. В „Пире на весь мир“ сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в „Крестьянке“ — жатва. События, описанные в „Пире на весь мир“, относятся к ранней осени (Григорий в IV главе собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым „петербургская часть“ должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа „к вельможному боярину, министру государеву“. Предположительно петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма».
4. Жанр поэмы. Принято считать поэму эпопеей, так как в ней изображена жизнь целого народа в героический период его развития. Объективность изображения жизни выражается в том, что голос автора слит с коллективным сознанием нации, автор рисует жизнь, оценивая ее с позиций народа. Отсюда связь поэмы с фольклором, с народным восприятием бытия. Однако поэму «Кому на Руси жить хорошо» можно рассматривать в одном ряду с «Мертвыми душами» Гоголя и «Войной и миром» Л. Толстого, потому что Некрасов, как и они, создает «эпопею современной жизни», в которой видны противоречия между идеальным, героическим началом в прошлом и неидеальным современным состоянием мира. Поэтому героическое соседствует с комическим, поэтическое с сатирическим, вечное с временным, что создает сложное стилистическое многоголосие поэмы.

Задания

Урок №1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.