Здавалка
Главная | Обратная связь

АВТОРЫ ЦИТИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ ТРАДИЦИИ



 

Св. Антоний Великий (ок. 251-356) - египетский отшельник, почитаемый как основатель христианского монашества.

 

Св. Макарий Египетский (ок. 300-ок. 390) - один из первых отцов-пустынников, сподвижник Антония, снискавший, наряду с ним, великую славу и влияние, сыгравший крупную роль в становлении монашества - прежде всего, анахоретского. О корпусе текстов, связываемых с его именем, см. прим. 129.

 

Св. Исайя, прозываемый Отшельник (ум. ок. 370) - египетский пустынник, придерживавшийся строгого уединенного подвига. С именем его связывается обширный корпус аскетических сочинений, остающихся малоизученными в отношении авторства и текстологии.

 

Св. Ефрем Сирин (ок. 306-373)-духовный писатель, автор многочисленных аскетических, а также экзегетических, гимнографических и моралистических сочинений, большей частью в риторическом и дидактическом стиле.

 

Евагрий Понтийский (346-399) -диакон, посвященный в сан св. Григорием Богословом в Константинополе, затем египетский отшельник, сподвижник св. Макария и автор основоположных аскетических текстов. Об особенностях этих текстов, их судьбы и рецепции см. прим. 35.

 

Св. Иоанн Златоуст (ок. 347-407) - архиепископ Константинопольский, отец Церкви, богослов и аскет.

 

Св. Иоанн Кассиан (ок. 360-435) - пресвитер Марсилии (Марселя), ученик св. Иоанна Златоуста, подвижник в Палестине, Египте, а затем в Галлии, ставший одним из основателей монашества на Западе.

 

Св. Марк Подвижник (IV-V вв.) - подвижник в Малой Азии и Палестине, ученик св. Иоанна Златоуста и аскетический писатель; наряду со св. Нилом Синайским (Анкирским), ему также были приписываемы сочинения Евагрия Понтийского.

 

Св. Диадох Фотикийский (сер. V в.) - епископ Фотики (Иллирия), известен лишь по своим немногочисленным текстам, из коих «Сто гностических глав» («Слово подвижническое» в рус. «Добротолюбии») стали важным этапом в иси-хастском учении о молитве.

 

Св. Дорофей (VI в.) - подвижник в Палестине, ученик старцев Варсануфия и Иоанна Газских, вместе с ними учивший более о практических сторонах аскезы.

 

Св. Иоанн Лествичник (ок. 570-649) - строгий подвижник, отшельник на Синае, поздней - игумен Синайского монастыря. Автор классического труда «Райская лестница» (Κλιμαξ του παραδείσου), дающего систематизацию подвига в 30 ступенях, восходящих к бесстрастию.

 

Св. Максим Исповедник (ок. 580-662) - великий православный богослов, подвижник и мученик. Соединив патри-стическое богословие с аскетикой, основал самостоятельную традицию православной мысли.

 

Св. Фалассий (ум. ок. 660)- подвижник в Ливии, аскетический писатель, друг и совопросник преп. Максима.

 

Св. Исаак Сирин (ум. ок. 700) - епископ Ниневии (Др. Сирия), после 5 месяцев сложивший епископство, строгий подвижник, слепец, автор аскетических сочинений непревзойденной духовной зоркости.

 

Св. Иоанн Дамаскин (ок. 675-ок. 749) - богослов - систематизатор, гимнограф.

 

Св. Исихий Синайский (УП-УШ в.) - подвижник Монастыря Неопалимой Купины на Синае, последователь св. Иоанна Лествичника, известный, главным образом, своим трактатом «О трезвении и добродетели».

 

Св. Феодор Едесский (ум. 848) - епископ Эдессы (Месопотамия), подвижник и затворник.

 

Св. Симеон Новый Богослов (949-1022) - подвижник и настоятель обители св. Маманта в Константинополе, один из крупнейших мистиков Православия.

 

Св. Никифор Уединенник (2-я пол. XIII в.) - афонский подвижник, трактат которого «О трезвении и хранении сердца» (конец XIII в.) считается первым систематическим изложением афонского исихазма, включающего психосоматическую технику. Ему же, возможно, принадлежит и другой подобный текст, широко известный трактат «О трех образах молитвы».

 

Св. Феолипт Филадельфийский (ум. ок. 1322 г.)-епископ Филадельфии (Малая Азия), подвижник и богослов, один из зачинателей Исихастского возрождения, ученик св. Никифо-ра Уединенника и учитель св. Григория Паламы.

 

Св. Григорий Синаит (1255-1346)-афонский подвижник, до Афона подвизавшийся на Синае и на о. Крите, в последний же период жизни - во Фракии. С него начинается активное возрождение Умного делания на Афоне, а также и распространение исихазма в славянские страны (включая Русь), через его фракийских учеников-славян.

 

Св. Григорий Полома (1296-1359) - епископ фессалони-кийский, великий православный богослов, главный деятель Исихастского возрождения XIV в.

 

Св. Каллист Ксанфопул (ум. 1397), патриарх Константинопольский, и преп. Игнатий Ксанфопул (сер. XIV в., брат Каллиста) - афонские подвижники, ученики св. Григория Синаита, ревностные сторонники исихазма в спорах XIV столетия; составители широко популярного компилятивного свода исихастской аскезы.

 

Св. Нил Сорский (1433-1508) - заволжский подвижник, прошедший послушание на Афоне и ставший одним из первых крупных учителей исихазма на Руси, автором первых русских сочинений в исихастской традиции.

 

Св. Тихон Задонский (1724-1783)-епископ Воронежский, подвижник и духовный писатель.

 

Св. Никодим Святогорец (1748-1809)-афонский подвижник исихастской школы (переживавшей новое возрождение в Греции XVIII в.), аскетический писатель и составитель ряда текстов, важных для исихастской традиции. Ставший популярным под его именем аскетический трактат «Невидимая брань» - вольная греч. адаптация итал. книги католического автора Лоренцо Скуполи (1530-1610), выпущенная без упоминания имени последнего; так же Никодим выпустил и греч, перевод «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы. В сотрудничестве со св. Макарием Коринфским (1731-1805) составил первый вариант «Добротолюбия», обширного компендиума текстов православной аскетики 1У-ХУ вв. Позднее, в весьма расширенном и пересмотренном виде «Добротолюбие» «стало важнейшим источником великого исихастского возрождения XIX в. в России» (Мейендорф).

 

Св. Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) - епископ Ставропольский, подвижник и аскетический писатель, переводчик «Добротолюбия».

 

Св. Феофан Затворник (1815-1894) - епископ Владимирский, впоследствии затворник тамбовской Вышенской пустыни, составитель и переводчик новой расширенной редакции «Добротолюбия», крупнейший русский учитель исихастской традиции.

 

В. С. Соловьев (1853-1900)-религиозный мыслитель.

 

Св. Силуан Афонский (1866-1938) -афонский подвижник, значительнейший продолжатель исихастской традиции в нашем веке.

 

Патр. Сергий (Страгородский) (1867-1944) - патриарх Московский, богослов.

 

Прот. Сергий Булгаков (1871-1944) - богослов.

 

Прот. Георгий Флоровский (1893-1979)-богослов, патролог.

 

Архим. Софроний (Сахаров) (1896-1993) - афонский подвижник, ближайший ученик преп. Силуана Афонского и автор трудов о нем, основатель монастыря св. Иоанна Крестителя в Толсхант-Найтс (Англия), продолжающего исиха-стскую традицию.

 

Архим. Киприан (Керн) (1899-1960) - богослов, патролог.

 

Архиеп. Василий (Кривошеий) (1900-1985) - архиепископ Брюссельский и Бельгийский, афонский монах, исследователь византийского исихазма, один из зачинателей нового этапа в изучении православной аскезы.

 

В. Н. Лосский (1903-1958)- богослов, один из главных исследователей, создавших современное понимание исихазма и раскрывших его стержневую роль в Православии.

 

Митр. Антоний (Блум) (род. 1914) - митрополит Сурожский, проповедник, духовный писатель.

 

Прот. Александр Шмеман (1921-1983) - богослов, церковный писатель.

 

Прот. Иоанн Мейендорф (1926-1992) - богослов, один из авторитетнейших исследователей византийского исихазма, впервые опубликовавший центральный труд св. Григория Паламы «Триады в защиту священнобезмолвствующих».

 

Еп. Каллист (Уэр) (род. 1934)-епископ Диоклейский, богослов, профессор колледжа Пембрук (Оксфорд).

 

ХристосЯннарас(род. 1935)-богослов, философ, профессор Института политических наук и Международных исследований (Афины).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.