Здавалка
Главная | Обратная связь

Источник: Regions.Ru/Новости Федерации, Москва



Дата: 18 декабря 2015 16:37

ТЕСТ НА IQ - ВРЕД ДЛЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ "ЛОМОНОСОВЫХ": МНЕНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ

Депутат Госдумы Михаил Сердюк ("Справедливая Россия") направил обращение министру образования и науки Дмитрию Ливанову с просьбой рассмотреть вопрос об изменении системы тестирования учащихся средних школ. Так, законодатель предлагает кроме Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который проверяет знания школьников в той или иной сфере, разработать и ввести в школах обязательное тестирование на уровень интеллектуального развития (IQ). Данная система, как считает депутат, сделает оценку интеллекта более объективной и поможет выявить новых одаренных учащихся.

Кроме этого, Михаил Сердюк предложил Минобрнауки разработать систему преференций по поступлению в вузы для тех учащихся, которые через тестирование доказали значительный уровень интеллектуального развития, а значит, и свой потенциал как будущих специалистов, пишет газета "Известия".

"Одаренность российских детей, вне зависимости от географии проживания, семейного дохода или социального статуса родителей, не вызывает сомнений. Однако для полноценного раскрытия и дальнейшего развития врожденных способностей необходим системный оценочный подход. Кроме того, в отличие от стандартных проверочных заданий, которые до сих пор остаются единственным, но давно потерявшим объективность мерилом успеваемости учеников, существует потребность в дифференцированных тестах, направленных на всесторонний анализ их возможностей", - пояснил Михаил Сердюк.

Депутат считает, что тест на IQ, оценивающий уровень мышления и интеллекта, в дальнейшем может заменить ЕГЭ, который имеет массу недостатков и который по сути можно сдать, сиюминутно заучив и благополучно забыв через несколько дней определенный объем информации и получив необходимый результат по баллам.

Сегодня существует множество систем оценки интеллектуального развития - тест Айзенка, Кеттелла, Векслера, Амтхауэра и др. Абсолютное большинство из них - адаптированные тесты из практики западных ученых и разработчиков, что может снижать их практическую ценность ввиду сложности точного перевода заданий. Исходя из этих соображений, законодатель предлагает федеральному министерству не только ввести IQ-оценку в школах, но и разработать наиболее оптимальный вариант тестирования именно для российских детей.

Сама идея внедрения в школы обязательной IQ-оценки возникла у депутата после появления в мировых СМИ широко обсуждаемой новости о 13-летней британской школьнице Николь Барр, которая в результате тестирования показала уровень IQ в 162 пункта - выше, чем у выдающихся физиков Альберта Эйнштейна и Стивена Хокинга. За это ее, невзирая на юный возраст, приняли в Оксфордский университет, где она намерена изучать медицину.

19 ноября правительство РФ опубликовало на своем сайте постановление от 17 ноября 2015 года № 1239 "О мерах поддержки детей, проявивших выдающиеся способности". Оно предусматривает, что выявлением одаренных детей занимаются федеральные государственные органы, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные и другие организации. "В этих целях должны проводиться олимпиады, другие интеллектуальные и творческие конкурсы, мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, исследовательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности", - указано в правительственном постановлении. Чтобы следить за развитием талантливых детей документ предусматривает создание специального информационного ресурса.

Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Как Вы оцениваете эту идею? Надо ли еще дальше уходить от советской системы образования, вводя западные новшества, которые вызывают сомнения в эффективности? Насколько нравственно делить детей на "одаренных" и "прочих" на основе теста, результаты которого очень опосредованно связаны с полученными в школе знаниями, прилежанием и т.п.?

Вадим Деньгин

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, член фракции ЛДПР

18.12.2015 16:43

Я остаюсь приверженцем советской системы школьного образования. Я сам заканчивал школу с советскими традициями образования, поэтому мне не довелось проходить через ЕГЭ, и на выпускных экзаменах у меня было живое общение с преподавателями. И пусть я буду старомоден, пусть меня считают далеким от каких-то современных технологий, но я и сегодня выступаю за подобный формат сдачи экзаменов.

На мой взгляд, среди школьников довольно сложно оценивать их IQ, определять уровень их таланта и одаренности. Но в любом случае, такая оценка должна исходить не от результатов тестирования, а от мнения педагогов, которые ежедневно общаются с учениками, хорошо знают их наклонности, способности и т.д.

Зачем нам создавать какие-то сложные механизмы, придумывать какие-то тесты, когда учителя - а по-настоящему профессиональных и чутких педагогов у нас в стране все-таки немало - сами смогут найти новых "ломоносовых" и помочь развить и умножить их знания и таланты?

Мне кажется, тесты и подобные им системы уместны уже после того, как человека обучили. Тесты могут использоваться на работе, в трудовых коллективах. Но применять их в процессе обучения - это, как я считаю, вещь абсолютно ненужная и в определенной степени опасная. Это может даже отвести человека от того направления, которое ему нравится. Например, посмотрит школьник на свои результаты по итогам тестирования, которые могут оказаться не самыми лучшими, расстроится и никогда уже больше не будет стремиться освоить соответствующий предмет. Тестами мы, напротив, рискуем выстроить определенные преграды для потенциальных "ломоносовых".

Геннадий Савинов

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике (Ульяновская обл). Член ЕР

18.12.2015 16:43

Идею оцениваю отрицательно. Раньше дети были жестко разделены по физическим возможностям: здоровые учились в одних школах, инвалиды - в других. Сейчас взято направление на инклюзивное образование, чтобы дети по возможности находились и учились бы вместе. Тест на IQ - это вновь разделение. Но это же неверно! Мы что, хотим растить какую-то элитную высшую касту?! Чтобы у детей, которые, что называется, не дотянули, развивался бы комплекс неполноценности, чтобы родители нервничали?! Кому и для чего нужны дополнительные стрессы в столь стрессовое время?!

А одаренные детишки у нас не забыты - работа по их выявлению ведется. Как известно, для одаренных детей существуют специальные школы - математические, спортивные, иных направлений. Может быть, ее стоит активизировать. Но усаживать детей всех вместе и тестировать на уровень интеллектуального развития, чтобы они потом хвалились своими полученными пунктами, параллельно издеваясь над теми, у кого результат ниже, - непродуманно и аморально.

Валерий Рязанский

Председатель Комитета СФ по соцполитике(Курская обл), депутат ГД 3,4 и 5 созывов, член "ЕР"

18.12.2015 16:43

Я консерватор в вопросе образования. Считаю, нам стоило бы вернуться к советской системе, когда не было ни "рамок", ни видеокамер, ни полицейских, зато нация была одной из самых образованных в мире. Сегодня же в таком антураже нашим детям предлагается сдавать ЕГЭ, которое в основном сводится к пустому натаскиванию на ответы. Но ученики все разные по способностям, по потенциалу. И если во время устного экзамена преподаватель может ребенка разговорить, то во время тестирования такое, естественно, исключено.

Потом, почему знания школьника должны проверять учителя, которые его первый и последний раз видят? Куда ушло доверие к преподавателям? В результате у детей стресс. А сколько уже случаев самоубийств было!

Я - за открытые формы выявления способностей, за развитие мышления, в том числе аналитического. Не верю, что устные экзамены, которые принимают "родные" учителя в "родной" школе, различные конкурсы, олимпиады не могут выявить достойных.

Виктор Шудегов

Зампред Комитета ГД по образованию. Фракция "СР"

18.12.2015 16:43

Буквально в ближайший понедельник-вторник мною, Сергеем Мироновым и Николаем Левичевым будет внесен законопроект, направленный на выявление и поддержку одаренных детей. Речь идет о том, чтобы они могли участвовать во всевозможных международных олимпиадах и конкурсах. Это очень важно, поскольку о России и о нашей системе образования нередко судят именно по нашим участникам таких вот соревновательных мероприятий.

А то, что предлагает наш коллега Михаил Иванович, - это, безусловно, перекликается с западной системой. Да, тесты на IQ разрабатываются учеными, специалистами, но практика их использования больше характерна для западного общества. Поэтому, я думаю, для нас введение системы такого тестирования было бы не вполне целесообразной мерой.

В наших школах определенный отбор одаренных учащихся идет и без какого-либо тестирования на уровень интеллекта. Скажем, учителя физики или математики прекрасно знают своих учеников. Лучших в классе выдвигают на соревнования внутри школы, между классами, а затем уже они идут на олимпиады районного уровня, регионального и всероссийского.

В нашем законопроекте мы предлагаем, чтобы из средств, выделяемых у нас на развитие образования, не менее 1% шло на поиск и дальнейшую поддержку одаренных детей, включая проведение для них всевозможных олимпиад и создание специальных школ. Эти школы могут быть с различными уклонами - не только в сторону физики, математики, химии или биологии. У нас ведь есть еще и система дополнительного образования, в рамках которой кто-то увлекается рисованием, игрой на музыкальных инструментах и т.д. Вот таких детей надо тоже обязательно поддерживать. Возьмите, к примеру, нашего выдающегося пианиста Дениса Мацуева. Во многом развитию его таланта способствовал один из благотворительных фондов, занимающийся поддержкой одаренных детей.

Когда в Лейпциге проходила первая олимпиада рабочих профессий, мы на ней, к сожалению, провалились. Зато минувшим летом в бразильском Сан-Паулу наши взяли на этом конкурсе уже шесть медалей по разным дисциплинам, в том числе по ресторанному делу и парикмахерскому искусству.

Считаю, что чем больше внимания мы будем уделять одаренным детям, тем больше в конечном итоге нас будут ценить на международном уровне. Но при этом было бы не совсем правильно разделять школьников по уровню интеллекта, объединяя, скажем, более интеллектуально развитых детей в одном классе, а ребят с меньшим уровнем интеллекта - в другом. Напротив, я считаю, что более развитые, продвинутые дети должны помогать более слабым своим сверстникам в учебе, "подтягивать" их до своего уровня.

А вот систему преференций по поступлению в вузы для тех выпускников школ, кто побеждал в тех или иных олимпиадах, нам вполне можно было бы разработать.

Олег Смолин

1-й зампред комитета ГД по образованию. Фракция "КПРФ"

18.12.2015 16:43

Я не поддерживаю эту идею по двум главным причинам.

Первая причина состоит в том, что т.н IQ, или коэффициент интеллектуальности, обычно выявляет определенный уровень эрудиции. То есть он выполняет примерно ту же самую задачу, что и ЕГЭ. Думаю, что по сути удваивать ЕГЭ смысла не имеет.

Вторая причина. Творческие способности человека, в том числе ребенка, совсем не обязательно то же самое, что и эрудиция. Более того, науковеды доказали, что у самых выдающихся исследователей не всегда была самая большая эрудиция. Иногда чрезмерная эрудиция для исследователей даже вредна. Считается, что в этом случае слишком много сил уходит на нетворческое усвоение материала.

Поэтому идея депутата Сердюка представляется мне неправильной. Вместо этого я бы рекомендовал развивать у нас школьное олимпиадное движение, систему творческих конкурсов, в том числе в технической области. В этом направлении правительством уже сейчас предлагаются соответствующие программы - правда, не обеспеченные финансами.

Очень важно, если государство будет поддерживать одаренных детей. Но еще важнее создавать условия для того, что бы все дети могли раскрыть свою одаренность. Для этого, естественно, требуются другое финансирование образования, его дебюрократизация и т.д. А принудительное тестирование на коэффициент интеллектуальности - это неверный путь.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.