Семинар 7-8. Тема: Технология социальной работы: сущность, принципы и понятияСтр 1 из 11Следующая ⇒
Планы групповых занятий по дисциплине Теория, методика и практика социальной работы Семинар 1. Тема: Социальная работа как феномен современного мира Цель: изучить основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом; научить логически верно, аргументировано и правильно строить устную речь. Вопросы для обсуждения 1. Генезис социальной работы. 2. Этапы становления и развития социальной работы за рубежом 3. Развитие социальной работы в России. 4. Проблемы периодизации истории социальной работы. Темы докладов/рефератов: 1. Основоположники теории социальной работы Джейн Адамс (1860 - 1935) и Мэри Ричмонд (1861 - 1928). Их вклад в развитие теории социальной работы. 2. Этапы развития социальной работы как профессиональной деятельности. 3. Классификация видов и форм социальной работы. Задания для самостоятельной работы студентов: Составить конспект выступлений по материалам семинарского занятия. Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Семинар 2-3. Тема: Социальная политика в Российской Федерации Цель: уметь раскрыть специфику реализации социальной политики в современных условиях; быть готовым представлять результаты исследования в формах публичных обсуждений. Вопросы для обсуждения 1. Сущность и содержание социальной политики. 2. Государство как основной субъект социальной политики. 3. Основные направления социальной политики государства. 4. Количественная и качественная характеристика (измеряемость) социальной политики. 5. Содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики социальной политики. 6. Основные задачи социальной политики. 7. Социальная политика и социальная работа: единство и различие. Темы докладов/рефератов: 1. Государственные органы социальной политики и социальной защиты в Российской Федерации. 2. Патерналистская политика российского государства. Задания для самостоятельной работы студентов: Изучить параграф учебника, составить конспект. Подготовить доклады по теме семинара-конференции. Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Семинар 4-5. Тема: Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в России и за рубежом Цель: дать системное представление об уровнях, видах и методах социальной работы; изучить теоретические школы и современные модели социальной помощи и поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Вопросы для обсуждения 1. Понятие парадигмы и ее разновидность. 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы. 3. Формирование конкретных моделей практики социальной работы. Темы докладов/рефератов: 1. Отечественная модель социальной помощи и поддержки нуждающимся. 2. Европейская модель социальной поддержки населения. 3. Американская модель социальной работы. 4. Скандинавская модель поддержки и оказания помощи населению. Задания для самостоятельной работы студентов: Провести анализ теоретических моделей помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и представить в виде таблицы. Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Семинар 5-6. Тема: Основные современные концепции и модели социальной работы Цель: дать системное представление об основных современных концепциях и моделях социальной работы Вопросы для обсуждения 1. Основные группы теорий: психолого-ориентированные; социально-ориентированные; комплексно-ориентированные» 2. «Модель жизни» экологической теории 3. Социально-радикальная модель. 4. Марксистская модель. 5. Психолого-ориентированные социальные модели 6. Экзистенциальная модель 7. Гуманистическая модель 8. Комплексно-ориентированные теории социальной работы. Темы докладов/рефератов: 1. Современные концепции социальной работы 2. Экологические аспекты социальной работы 3. Основные модели социальной работы Задания для самостоятельной работы студентов: Провести анализ современных концепций и моделей социальной работы Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Семинар 7-8. Тема: Технология социальной работы: сущность, принципы и понятия Цель: Познакомить студентов со спецификой технологий в социальной работе, с феноменом эффективности, методологическими подходами к критериям и показателям эффективности Вопросы для обсуждения: 1. В чем специфика трактовок понятия «социальные технологии» в трудах российских и западных ученых? 2. Какие основные уровни осмысления понятия «социальные технологии» известны науке? 3. В чем отличительные особенности макротехнологий, мезотехнологий и микротехнологий? 4. Какие шесть основных видов социальных технологий может включать в себя универсальная их классификация? 5. В чем отличительные особенности структурных, психосоциальных и комплексно-ориентированных технологий социальной работы? 6. Каково место функциональных технологий в системе технологизации социальной работы? 7. В чем специфика объектно-функционального классификационного подхода к типологизации технологий социальной работы? 8. Какие существуют три основных этапа разработки технологий социальной работы? Тесты 1. Социальные технологии как рациональный способ осуществления разноплановой социальной деятельности являют собой: а) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах (свойства, объемы и др.); б) совокупность методов профессионального воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия; в) вид социальной теории, обосновывающей вопрос о том, как и в какой последовательности возможны определенные операционные воздействия с результатами познавательной деятельности. 2. По степени новизны различают следующие виды социальных технологий: а) поиска стратегии управления и персонального менеджмента; б) глобальные и территориальные; в) средовые и субъектные; г) инновационные и традиционные. 3. Технологии структурной социальной работы базируются: а) на социологическом знании; б) психологическом знании; в) социологическом и психологическом знаниях. 3. Система общих (функциональных) технологий социальной работы включает в себя следующую технологическую процедуру: а) социальную терапию; б) совокупность методов социальной работы с лицами девиантного поведения; в) технологию работы с инвалидами; г) технологию работы с безработными гражданами. 4. К числу частных (объектных) технологий социальной работы можно отнести: а) социальное обеспечение; б) деятельность социальных учреждений по связям с общественностью; в) совокупность методов социальной работы с бездомными; г) социальное проектирование и прогнозирование. Тематика докладов и рефератов 1. Проблема понятийной сущности социальных технологий. 2. Типологизация социальных технологий. 3. Особенности политических технологий. 4. Технологии правового обеспечения жизнедеятельности общества. 5. Технологии духовно-культурного развития общества. 6. Технология социальной работы: понятие и проблема ее структурирования. 7. Критерии эффективности технологий социальной работы. 8. Роль процесса технологизации в практике социальной работы. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Назовите основные факторы, определяющие технологию социальной работы как науку, как учебную дисциплину, как практическую деятельность? 2. Каково содержание предпосылок технологизации социальной работы? 3. Раскройте сущность и основные характеристики технологического процесса социальной работы. 4. Дайте определение понятию технология социальной работы. Каковы ее особенности? 5. Социальные технологии и технологии социальной работы: что в них общее и что особенное? 6. Какие виды и типы социальной технологии вы знаете? 7. Раскройте функции технологий социальной работы. 8. Каковы признаки технологичности социальной работы? Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|