Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинар 7-8. Тема: Технология социальной работы: сущность, принципы и понятия



Планы групповых занятий по дисциплине Теория, методика и практика социальной работы

Семинар 1. Тема: Социальная работа как феномен современного мира

Цель: изучить основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом; научить логически верно, аргументировано и правильно строить устную речь.

Вопросы для обсуждения

1. Генезис социальной работы.

2. Этапы становления и развития социальной работы за рубежом

3. Развитие социальной работы в России.

4. Проблемы периодизации истории социальной работы.

Темы докладов/рефератов:

1. Основоположники теории социальной работы Джейн Адамс (1860 - 1935) и Мэри Ричмонд (1861 - 1928). Их вклад в развитие теории социальной работы.

2. Этапы развития социальной работы как профессиональной деятельности.

3. Классификация видов и форм социальной работы.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Составить конспект выступлений по материалам семинарского занятия.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Семинар 2-3. Тема: Социальная политика в Российской Федерации

Цель: уметь раскрыть специфику реализации социальной политики в современных условиях; быть готовым представлять результаты исследования в формах публичных обсуждений.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и содержание социальной политики.

2. Государство как основной субъект социальной политики.

3. Основные направления социальной политики государства.

4. Количественная и качественная характеристика (измеряемость) социальной политики.

5. Содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики социальной политики.

6. Основные задачи социальной политики.

7. Социальная политика и социальная работа: единство и различие.

Темы докладов/рефератов:

1. Государственные органы социальной политики и социальной защиты в Российской Федерации.

2. Патерналистская политика российского государства.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Изучить параграф учебника, составить конспект. Подготовить доклады по теме семинара-конференции.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Семинар 4-5. Тема: Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в России и за рубежом

Цель: дать системное представление об уровнях, видах и методах социальной работы; изучить теоретические школы и современные модели социальной помощи и поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие парадигмы и ее разновидность.

2. Основные теоретические парадигмы социальной работы.

3. Формирование конкретных моделей практики социальной работы.

Темы докладов/рефератов:

1. Отечественная модель социальной помощи и поддержки нуждающимся.

2. Европейская модель социальной поддержки населения.

3. Американская модель социальной работы.

4. Скандинавская модель поддержки и оказания помощи населению.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Провести анализ теоретических моделей помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и представить в виде таблицы.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Семинар 5-6. Тема: Основные современные концепции и модели социальной работы

Цель: дать системное представление об основных современных концепциях и моделях социальной работы

Вопросы для обсуждения

1. Основные группы теорий: психолого-ориентированные; социально-ориентированные; комплексно-ориентированные»

2. «Модель жизни» экологической теории

3. Социально-радикальная модель.

4. Марксистская модель.

5. Психолого-ориентированные социальные модели

6. Экзистенциальная модель

7. Гуманистическая модель

8. Комплексно-ориентированные теории социальной работы.

Темы докладов/рефератов:

1. Современные концепции социальной работы

2. Экологические аспекты социальной работы

3. Основные модели социальной работы

Задания для самостоятельной работы студентов:

Провести анализ современных концепций и моделей социальной работы

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Семинар 7-8. Тема: Технология социальной работы: сущность, принципы и понятия

Цель: Познакомить студентов со спецификой технологий в социальной работе, с феноменом эффективности, методологическими подходами к критериям и показателям эффективности

Вопросы для обсуждения:

1. В чем специфика трактовок понятия «социальные технологии» в трудах российских и западных ученых?

2. Какие основные уровни осмысления понятия «социальные технологии» известны науке?

3. В чем отличительные особенности макротехнологий, мезотехнологий и микротехнологий?

4. Какие шесть основных видов социальных технологий может включать в себя универсальная их классификация?

5. В чем отличительные особенности структурных, психосоциальных и комплексно-ориентированных технологий социальной работы?

6. Каково место функциональных технологий в системе технологизации социальной работы?

7. В чем специфика объектно-функционального классификационного подхода к типологизации технологий социальной работы?

8. Какие существуют три основных этапа разработки технологий социальной работы?

Тесты

1. Социальные технологии как рациональный способ осуществления разноплановой социальной деятельности являют собой:

а) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах (свойства, объемы и др.);

б) совокупность методов профессионального воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия;

в) вид социальной теории, обосновывающей вопрос о том, как и в какой последовательности возможны определенные операционные воздействия с результатами познавательной деятельности.

2. По степени новизны различают следующие виды социальных технологий:

а) поиска стратегии управления и персонального менеджмента;

б) глобальные и территориальные;

в) средовые и субъектные;

г) инновационные и традиционные.

3. Технологии структурной социальной работы базируются:

а) на социологическом знании;

б) психологическом знании;

в) социологическом и психологическом знаниях.

3. Система общих (функциональных) технологий социальной работы включает в себя следующую технологическую процедуру:

а) социальную терапию;

б) совокупность методов социальной работы с лицами девиантного поведения;

в) технологию работы с инвалидами;

г) технологию работы с безработными гражданами.

4. К числу частных (объектных) технологий социальной работы можно отнести:

а) социальное обеспечение;

б) деятельность социальных учреждений по связям с общественностью;

в) совокупность методов социальной работы с бездомными;

г) социальное проектирование и прогнозирование.

Тематика докладов и рефератов

1. Проблема понятийной сущности социальных технологий.

2. Типологизация социальных технологий.

3. Особенности политических технологий.

4. Технологии правового обеспечения жизнедеятельности общества.

5. Технологии духовно-культурного развития общества.

6. Технология социальной работы: понятие и проблема ее структурирования.

7. Критерии эффективности технологий социальной работы.

8. Роль процесса технологизации в практике социальной работы.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Назовите основные факторы, определяющие технологию социальной работы как науку, как учебную дисциплину, как практическую деятельность?

2. Каково содержание предпосылок технологизации социальной работы?

3. Раскройте сущность и основные характеристики технологического процесса социальной работы.

4. Дайте определение понятию технология социальной работы. Каковы ее особенности?

5. Социальные технологии и технологии социальной работы: что в них общее и что особенное?

6. Какие виды и типы социальной технологии вы знаете?

7. Раскройте функции технологий социальной работы.

8. Каковы признаки технологичности социальной работы?

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.