Семинар 13-14. Тема: Социальная реабилитация в социальной работе
Цель: Познакомить студентов с важнейшими принципами и методами социальной реабилитации, рассмотреть основные направления социально-реабилитационной работы Вопросы для обсуждения: 1. Какие уровни выделяют ученые в рамках социально-реабилитационной деятельности? 2. Назовите основные принципы социальной реабилитации? 3. Какие существуют основные методы социально-реабилитационной работы? 4. Какова технология использования карты наблюдения Скотта в условиях социально-реабилитационного центра? 5. Каковы возможности применения психологических тренингов в реабилитационной практике? 6. При реализации каких реабилитационных программ может быть использован аутотренинг? 7. В чем особенности применения метода ролевой игры в социально-реабилитационной практике? 8. Какова роль метода изменения статусного восприятия личности в процессе реабилитации детей-инвалидов? 9. Охарактеризуйте основные направления и виды социально-реабилитационной работы Тесты 1. Психологические тренинги реабилитационной направленности призваны, прежде всего, способствовать: а) развитию внимания, умений видеть главное, способностей сопереживать: б) совершенствованию нравственного восприятия действительности; в) улучшению общего настроения и аппетита. 2. В современной России насчитывается инвалидов: а) более 5 млн.человек; б) более 10 млн.человек; в) более 13 млн.человек. 3. Социально-средовая реабилитация инвалидов включает в себя: а) меры, направленные на создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалидов, на обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей; б) меры, направленные на восстановление или компенсацию нарушенных, утраченных функций организма; в) меры по профессиональной ориентации и обучению, трудовому устройству инвалидов; г) меры психологической защиты инвалидов, обеспечения их морально-психологического равновесия. 4. Из общего числа российских инвалидов трудоспособными людьми являются: а) более 20%; б) более 30%; в) более 50%. 5.Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних создаются в Российской Федерации из расчета одно учреждение на: а) 1-4 тыс. детей; б) 5-10 тыс. детей; в) 11-15 тыс. детей. Тематика докладов и рефератов 1. Основные принципы социальной реабилитации 2. Возможности использования метода наблюдения в реабилитационной деятельности 3. Психологические тренинги реабилитационной направленности 4. Ролевая игра как метод реабилитации инвалидов 5. Особенности социальной реабилитации инвалидов 6. Деятельность социальных учреждений, осуществляющих реабилитацию детей с ограниченными возможностями 7. Социальная реабилитация пожилых и престарелых граждан 8. Проблемы социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков 9. Специфика реабилитации военнослужащих – участников военных конфликтов и их семей 10. Реабилитационная помощь лицам, подвергшимся насилию Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Рассмотрите актуальные проблемы технологии социальной реабилитации 2. Представьте основные виды социальной реабилитации и их характеристику 3. Охарактеризуйте индивидуальную программу реабилитации как комплекс специальных реабилитационных мер 4. Раскройте три уровня реализации технологий социальной реабилитации Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Формы текущего контроля знаний: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Семинар 15-16. Тема: Социальное консультирование Цель: Познакомить студентов с особенностями социального консультирования и посредничества: основными этапами, видами, методами и направлениями Вопросы для обсуждения: 1. Рассмотрите классификацию социального консультирования. 2. Раскройте принципы организации социального консультирования. 3. Какие основные методы применяются в социальном посредничестве? 4. Какие технологические этапы имеет консультационная беседа, используемая в социальном посредничестве? 5. Что является особенностью телефонного консультирования? 6. Назовите основные этапы посредничества в социальной работе. 7. Какие известны основные виды социального посредничества? 8. В каких сферах социального посредничества может быть активно использован зарубежный опыт посреднической деятельности? 9. В чем особенности социально-педагогического посредничества? 10. Какова роль посредничества в преодолении семейных конфликтов? 11. Какие основные методы используются в семейном посредничестве? 12. В чем особенности консультационно-посреднической деятельности в решении проблем занятости населения? Тесты 1. Вызов врача на дом клиенту, решение вопроса о направлении в реабилитационный центр решаются в рамках следующего вида социального посредничества: а) посредничество в хозяйственно-бытовой среде; б) социально-правовое посредничество; в) посредничество в решении медико-социальных вопросов. 2. На оказание содействия родителям, учителям, наставникам и обучении и воспитании детей, подростков, юношей нацелено: а) социально-правовое посредничество; б) социально-информационное посредничество; в) социально-психологическое посредничество; г) социально-педагогическое посредничество. 3. В соответствии с действующим законодательством примирительные процедуры по разрешению конфликтов между работниками и работодателями возложены на: а) руководство предприятия (учреждения); б) профсоюз предприятия (учреждения); в) территориальную службу по урегулированию коллективных трудовых споров. 4. В каких семьях отмечается наиболее высокая степень конфликтности: а) в малообеспеченных; б) в городских; в) в сельских; г) в среднеобеспеченных. Тематика докладов и рефератов 1. Возможности применения метода консультационной беседы в практике социального посредничества. 2. Посредническая деятельность служб «телефона доверия». 3. Использование писем-представлений в социальном посредничестве. 4. Психологическое тестирование как метод получения информации для эффективного ведения посреднической деятельности. 5. Особенности социального посредничества в решении хозяйственно-бытовых проблем клиентов. 6. Возможности посредничества в социально-правовой сфере. 7. Посредничество в решении медико-социальных вопросов. 8. Социально-педагогическое посредничество. 9. Социальное посредничество в разрешении трудовых конфликтов. 10. Роль посредничества в преодолении семейных конфликтов. 11. Посредничество в решении проблем занятости населения. 12. Из опыта деятельности посреднических социальных служб в странах Запада. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Раскройте этапы социального консультирования 2. Представьте основные формы и способы социального консультирования 3. Дайте характеристику посредничеству как одной из функций социальной работы 4. Назовите ряд приемов, способствующих повышению эффективности посреднической деятельности Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов) Формы текущего контроля знаний: устный опрос, анализ сообщений (докладов) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|