Шкалы
|
1. Оценка собственных личностных характеристик
|
Негативный Образ Я: преобладают в целом отрицательные категории, больше описываются недостатки, проблемы идентификации («некрасивый», «раздражительная», «не знаю, что сказать о себе»).
|
Нейтральный Образ Я: наблюдается или равновесие между положительными и отрицательными самоидентификациями, или в самоописании человека ярко не проявляется никакой эмоциональный тон (например, идет формальное перечисление ролей: «сын», «студент», «спортсмен» и т. д.).
|
Позитивный Образ Я: положительные идентификационные характеристики преобладают над отрицательными («веселая», «добрый», «умный»),
|
Соответствие между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки (например, «добрый» оценивается + ; «злой» оценивается -)
|
Расхождение между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки (например, «добрый» оценивается -; «злой» оценивается +)
|
Эмоционально-полярный тип: все свои идентификационные характеристики оцениваются только как нравящиеся или не нравящиеся им, при оценивании знак «плюс-минус» не используется.
|
Уравновешенный тип: количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков).
|
Сомневающийся тип: количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков).
|
Наличие кризисных переживаний: наличие трех и более знаков «?» при самооценивании.
|
2. Половая идентичность
|
Прямое обозначение пола «+/-» (нейтрально)
|
Прямое обозначение пола «+» (положительно, что свидетельствует о формировании полоролевой идентичности)
|
Прямое обозначение пола «-» (отчужденно)
|
Косвенное обозначение пола «+/-» (нейтрально)
|
Косвенное обозначение пола «+» (положительно, что свидетельствует о формировании полоролевой идентичности)
|
Косвенное обозначение пола «-» (отчужденно)
|
Отсутствие обозначение пола
|
Широкий полоролевой репертуар поведения (несколько половых ролей)
|
Узкий полоролевой репертуар поведения (1-2 роли)
|
На каком месте текста ответов содержатся категории, связанные с полом (свидетельствует о степени актуальности и значимости категорий пола в самосознании):
Категории пола стоят в начале списка (1-5 пункты)
|
Категории пола стоят в середине списка (5-15 пункты)
|
Категории пола стоят в конце списка (16-20 пункты)
|
3. Проявление рефлексии (рефлексивное Я): число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации
|
Высокий уровень (человек дал ответы не менее чем на 16 утверждений не более чем за 20 минут)
|
Средний уровень
|
Низкий уровень (человек дал менее 10 ответов за 15-20 минут)
|
Персональное Я: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т.д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т.д.); эмоциональное отношение к себе (я хороший).
|
Глобальное, экзистенциальное Я: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).
|
4. Соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик: характеризует то, насколько человек осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.
|
Отсутствие индивидуальных характеристик при указании множества социальных ролей (сын, ученик и т. д.) (может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите).
|
Отсутствие социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик (может говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, исходящих от тех или иных социальных ролей, а также о кризисе идентичности или инфантильности личности).
|
Соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик (может свидетельствовать о соотношении социальной и личностной идентичностей).
|
5. Дифференцированность Образа Я: анализ представленных в идентичности сфер жизни (семья, профессиональная сфера, учебная деятельность, досуг, сфера интимно-личностных отношений, отдых, увлечения).
|
Дифференцированный Образ Я (присутствуют все описательные характеристики, связанные со всеми сферами жизни).
|
Недифференцированный Образ Я (присутствуют описательные характеристики лишь некоторых сфер жизни)
|
Деятельное Я
|
Занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); описание опыта (был в Болгарии).
|
Положительная самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).
|
Социальное Я
|
Учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист)
|
Семейная принадлежность: обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных)
|
Этническо - региональная идентичность (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и
локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.).
|
Мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий, демократ)
|
Групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества)
|
Коммуникативное Я
|
Дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей).
|
Общение, субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей).
|
Материальное Я
|
Описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед).
|
Оценка своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги).
|
Отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).
|
Физическое Я
|
Субъективное описание своих физических данных, своей внешности (сильный, приятный, привлекательный).
|
Фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии).
|
Пристрастия, вредные привычки
|
Перспективное Я
|
Профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем).
|
Семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.).
|
Групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом).
|
Коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
|
Материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру).
|
Физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным).
|
Деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык).
|
Персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным).
|
6. Временной аспект Образа Я: осуществляется на основе анализа глагольных форм
|
Временная интегрированность личности (наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам: прошлое, настоящее, будущее).
|
Преобладание в самоописаниях глагольных форм в прошедшем времени (свидетельствует о неудовлетворенности настоящим).
|
Преобладание в самоописаниях глагольных форм в будущем времени (свидетельствует о наличии неуверенности в себе),
|
Преобладание в самоописаниях глагольных форм в настоящем времени (свидетельствует об активности и сознательности действий человека).
|
7. Психолингвистический анализ Образа Я: какие части речи и какой содержательный аспект самоидентификации являются доминирующими в самоописании человека.
|
Преобладание в самоописаниях существительных: говорит о потребности человека в определенности, постоянстве
|
Преобладание в самоописаниях прилагательных: говорит о демонстративности, эмоциональности человека.
|
Преобладание в самоописаниях глаголов (особенно при описании сфер деятельности, интересов): говорит об активности, самостоятельности человека.
|
Отсутствие в самоописаниях существительных: свидетельствует о недостаточной ответственности человека.
|
Отсутствие в самоописаниях прилагательных: говорит о слабой дифференцированности, идентичности человека.
|
Отсутствие в самоописаниях глаголов: свидетельствует о недостаточной уверенности в себе, недооценке своей эффективности.
|
8. Самостоятельные показатели
|
Проблемная идентичность (я ничто, не знаю - кто я, не могу ответить на этот вопрос).
|
Ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.