Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «теории личности»



Основные понятия и положения темы:

Современные теории личности.В настоящее время существует множество различных подходов и теорий личности. Теории личности – это тщательное выверенное умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Теории личности выполняют две основные функции: 1) объяснительная - она представляет поведение человека, как определенным образом организованное, обеспечивает схему, позволяющую упрощать и интерпретировать поведение, благодаря чему оно становится понятным; 2) предсказательная – она предсказывает будущее поведение и обеспечивает основу для прогнозирования результатов и событий.

На основе способа объяснения поведения человека, теории личности можно разделить на три группы:

1) психодинамические теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение, исходя из ее психологических, субъективных характеристик;

2) социодинамические теории, которые главную роль отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности;

3) интеракционистские теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

К типу психологическихотносятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических (или внутренних, субъективных) характеристик.

Социологическиминазываются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешним условиям и не придают существенного значения психическим свойствам личности

Социопсихологическиминазывают теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Экспериментальныминазываются теории личности, построенные на ана­лизе и обобщении собранных опытным путем результатов.

К неэкспериментальнымотносят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не прибегая к эксперименту.

К структурнымпричисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическиминазывают теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на виды выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Психодинамические теории:

Теория черт личности (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Айзенк).

Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования или при обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Психоаналитическая теория (З. Фрейд).

Структура личности по З. Фрейду имеет три составляющие: «Оно» (Ид), «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер Эго).

Стремясь избавиться от состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые являются отражением в сознании человека борьбы между «Оно» и «Сверх-Я», «Я» вырабатывает так называемые защитные механизмы. Если же эти механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме (сновидениях, описках, оговорках и т.п.).

Аналитическая теория К.Юнга.

В структуре личности Юнг выделял следующие слои:

1. Сознательная сфера. «Эго» - центр сознания. Оно создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий и ответственно за связь с бессознательным. При нарушении этой связи возникает невроз.

2. Бессознательная сфера, которую Юнг делит на два класса:

Индивидуальное (личное) бессознательное, состоящее из элементов, организующих человеческую личность как целое и образующее интимную душевную жизнь личности. Это поверхностный слой бессознательного, приобретаемое из личного опыта.

Коллективное бессознательное, воплощающее свойства всего человечества как некоего общего целого и содержащее в себе опыт всего человечества. Оно состоит из архетипов, количество которых может быть неограниченно.

Архетипы – это врожденные идеи и воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

К наиболее важным архетипам относятся: Персона, Тень, Анима (Анимус), Самость.

Социодинамические теории:

Теория оперантного научения (Б. Скиннер)

Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок или серия поступков. Личность с точки зрения научения – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.