Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникативная сторона общения»



 

Основные понятия и положения темы:

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются меж­ду собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.

Коммуникативное влияние, есть не что иное, как психологическое воздей­ствие одного участника коммуникативного процесса на другого с це­лью изменения его поведения или его представлений, знаний о чем-либо. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось такое воздействие. Следовательно, при обмене информацией осуществляется двунаправленный процесс — изменение самого типа отношений между участниками коммуникации, возникновение (или невозникновение) доверия между ними, чего не происходит в «чисто» информационных процессах.

Коммуникативное влияние как результат обмена ин­формацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий ин­формацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципи­ент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барь­еры. Это могут быть социальные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употреб­ляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощу­щение, мировоззрение, миропонимание.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей об­щающихся или в силу сложив­шихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполага­ет непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способ­ствует этому.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. При грубом деле­нии различают вербальную и невербальную коммуникации, использую­щие различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой систе­мы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством комму­никации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последова­тельную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.

Важным инструментом этого процесса является обратная связь сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого.

Особая проблема — выяснение условий и способов повышения эффективности речевого воздействия. В этой связи достаточно подроб­но исследованы как формы специфических коммуникативных барье­ров, демонстрирующих сопротивление принятию информации, так и способы их преодоления, что и может служить средством повышения эффективности.

Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой. Первая - осуществление процессаобщения между людьми, во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей.

Требования к речи: грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность.

Нерефлексивное слушание является по существу простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным.

Рефлексивное слушание является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного.

Открытые вопросы подразумевают многозначный или риторические ответы. Закрытые вопросы - однозначных или конкретных ответов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.