Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: «Понятие общения по теории Э.Берна»



 

Основные понятия и положения темы:

Трансактный анализ принес совершенно новый взгляд на взаимодействие людей в процессе общения и суще­ственно обогатил арсенал методов психотерапевта. Он позволил увидеть скрытые механизмы патологического поведения, в осно­ве которого лежат неосознаваемые самим человеком запрограм­мированные игры и сценарии жизни.

Основные идеи.Теорию Э. Берна можно представить как состоящую из пяти основных разделов:

1. Концепция значимости контактов в человеческой жизни.

2. Концепция о трех Эго-состояниях.

3. Анализ трансакций.

4. Анализ игр.

5. Анализ сценариев.

Э. Берн говорит о том, что каждое человеческое существо нуждается в постоянных контактах с другими людьми для своего раз­вития и здоровья (особенно в детстве). Эти контакты он называет поглаживаниями. Это могут быть действительно физические при­косновения, или слова, или жесты, которые обращены к другому человеку. Позитивные поглаживания сигнализируют, что человек приветствует существование другого человека в мире, одобряет его. (Например, такая, казалось бы, приевшаяся формула: «Привет, привет. Как дела?» — является формой позитивного поглажива­ния). Отрицательные поглаживания (побои, оскорбления, игнорирова­ние) являются формой выражения пренебрежительного отношения к существованию другого человека.

Каждый человек нуждается в определенной порции положи­тельных поглаживаний для своего выживания и хорошего само­чувствия. Он обычно стремится к получению позитивных погла­живаний и склонен сохранять те формы поведения, за которые получал поглаживания. Например, если ребенок привык получать поглаживания за болезнь или печаль, то он склонен часто болеть или оставаться печальным.

Контакты совершенно необходимы для психического и даже физического здоровья индивида. Глубокие, положительные и искренние контакты приносят счастье. Однако в случае дефицита контактов человек иногда предпочитает отрицательные контакты, чем вообще не иметь контактов, так дети иногда нарочно вызывают на себя гнев родителей, лишь бы получить от них контакт как признание их существования.

Контакты могут различаться по степени доверительности, под­линности и глубине. Чем они более позитивны, подлинны и глу­боки, тем больше удовлетворения получает личность, вступаю­щая в такие контакты. К сожалению, подлинно глубокие и удов­летворительные контакты между людьми, приносящие чувство близости, по Э. Берну, довольно редки, и люди заменяют их сур­рогатом подлинного общения — играми. Поэтому он формулирует цель трансактного анализа установление возможно более откры­тых и подлинных взаимодействий между людьми, а также между внутренними компонентами личности.

2. Э. Берн постулирует тривозможных состояния Я человека:это состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Он настаивает, что это именно состояния одного и того же Эго (как вода бывает в состоянии льда, жидкости и пара), а не части личности. Исходя из каждого состояния человек может актуализировать определен­ный спектр программ поведения и соответствующие эмоции.

Родительское состояние выражается:

а) в предубеждениях, т. е. в правилах поведения, нравственных догматах и установках; б) в критике и поучениях; в) в заботе.

Взрослое состояние ориентировано, на восприятие реальности, получение объективной информации и принятие взвешенных ре­шений. Оно хорошо приспособленное, смышленое, достаточно свободно от влияния предубеждений и прошлых переживаний.

Состояние Я ребенка представляет внутренний мир чувств, пе­реживаний и адаптации. Это состояние может проявлять себя тре­мя способами.

Естественный Ребенок — нежный, необученный, импульсив­ный, выразительный, бесконтрольный, сосредоточенный на себе, непослушный и т.д. (такой, каким создала его природа).

Маленький Профессор — интуитивный, творческий, манипулятивный ребенок. Исходя из этого состояния, человек проявляет творческое начало. Хороший пример — Винни Пух, который при­думывает, как ему достать мед.

Приспособившийся (адаптированный) Ребенок — это та часть Эго-состояния ребенка, на которую оказали значительное влияние родители, обычно с помощью репрессивного воспитания. Напри­мер, если ребенок все время слышит: «... и не задавай мне глупых вопросов», то он может сформировать адаптацию, состоящую в страхе задавать кому бы то ни было любые вопросы.

Вариантов адаптации великое множество, но существуют дос­таточно общие формы адаптации: послушание, отдаление и про­медление.

Трансакциейназывается единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Трансакция, по Э. Берну, не просто направлена от одного человека к другому, но исходит из одного состояния человека (Детского, Взрослого или Родительского) и обращена к тому или другому состоянию Я партнера. Подробный анализ процесса человеческого общения как последовательности таких трансакций вскрывает причины тех или иных проблем и сбоев в человеческих взаимодействиях. При ана­лизе трансакций используются специальные диаграммы взаимодействий.

В случае дополнительных трансакций отклик приходит из того Эго-состояния, куда был направлен первичный стимул и адресован исходному состоянию того человека, который его «от­правил». В этом случае коммуникации остаются открыты и люди могут продолжать взаимодействовать друг с другом. Пересекающиеся трансакции возникают в тех случаях, ког­да ответ приходит из другого Эго-состояния партнера, чем то, куда был направлен стимул. Человек не получает ожидаемого от­вета, он чувствует, что ему перечат, возникает конфликт или об­щение прерывается. Скрытые трансакции характеризуются тем, что включают более двух состояний Эго, и скрытое сообщение (пунктирная ли­ния) маскируется под социально приемлемой трансакцией. Скры­тое сообщение может содержать намек, подначку, оскорбление, провокацию и т.д. Скрытые трансакции непременно присутствуют в психологи­ческих играх.Игру можно определить как часто повторяемую пос­ледовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внеш­не разумное обоснование, или, более кратко, как серию трансакций с уловкой.

Нечестность таких игр проявляется прежде всего в том, что явно выраженные, протекающие на внешнем плане трансакции являются как бы ширмой, а основное значение имеют скрытые, протекающие на психологическом уровне трансак­ции, преследующие обычно не совсем благовидные и неосозна­ваемые цели. Кроме основной цели игра приносит ведущему еще много дополнительных выгод..

Эрик Берн составил целую картотеку разнообразных игр, ко­торые часто встречаются в психотерапевтической практике: «Дай мне пинка», «Если бы не ты...», «Загнанная домохозяйка», «Ал­коголик», «Скандал», «Попался, сукин сын», «Бедный я» и т.д.

Гораздо более обширные системы трансакций определяются сценарием жизни личности.Сценарии это постепенно разворачи­вающийся жизненный план, предусматривающий и некоторый финал. Сценарии возникают в детстве под воздействием родительских предписаний, на основе (или под влиянием) которых дети прини­мают соответствующее решение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.