Здавалка
Главная | Обратная связь

Пути формирования коллектива по А.С. Макаренко

Этапы управления ученическим коллективом (по Новиковой Л.И.)

I.Осмысление общественных целей воспитания. Перевод их в конкретные задачи управления, разработка адекватной задачам программы воспитания коллектива.

II. Реализация разработанной программы с помощью системы педагогических воздействий.

III. Подведение итогов, сопоставление их с планируемыми данными. Прогнозирование.

Стадии развития коллектива (по Новиковой Л.И.)

Основание классификации: характер влияния коллектива на воспитанников.

Стадия становления коллектива в качестве инструмента воз – действия по отношению к отдельным воспитанникам.
Стадия превращения коллектива в инструмент массового воспитания.
Стадия перерастания коллектива в инструмент индивидуального развития каждого воспитанника.
I. II. III.

 

Характер управления ученическим коллективом:

Стратегическое управление – разработка и реализация перспективных планов социального развития коллектива.

Оперативное управление – осмысление задач и разработка планов воспитательной работы школы и классов, воздействие на коллектив и отдельных детей через систему запланированных мероприятий.

Тактическое управление – создание педагогами воспитывающих ситуаций, непосредственное вмешательство в случае необходимости в жизнь коллектива.

Функции коллектива

Регулятивная Формирующая Корректирующая

(коллектив предъявляет (в коллективе происходит (коллектив

требования к своим членам становление и развитие оказывает

в соответствии с нормами, моральных норм, оценочных воздействие на

принятыми в обществе) суждений, ценностных учащихся,

ориентаций, определяющих нарушающих

мировоззрение детей). нравственные нормы

Динамика развития ученического коллектива

Требования предъявляет педагог.Формальный актив поддерживает их.
Требования предъявляет педагог и актив (выборный).
Весь коллектив предъявляет требования к каждому.
Воспитанники предъявляют требования к себе.
( по Макаренко А.С.)

1. 2. 3. 4.

Пути формирования коллектива по А.С. Макаренко

1. Предъявление требований. Требование должно быть доведено до конца; нельзя предъявлять требований невыполнимых и непонятных детям; начинать целесообразно с элементарных требований, постепенно их усложняя; нельзя предъявлять сразу много требований, а небольшими порциями; наряду с требованиями должно идти нравственное просвещение школьников.

2. Система перспективных линий. Перспектива это цель способная вовлечь детей в совместную деятельность. Близкая перспектива должна быть увлекательной и затрагивать личные интересы. Вне зависимости от стадии развития коллектива работу с ним начинают с выдвижения близких перспектив. В начале следует выдвигать простые перспективы, основанные на общем интересе (интересная экскурсия, прогулка, игра и т.д.). Постепенно близкие перспективы должны выходить за рамки узко личных интересов, и приобретать общественно-полезную окраску. Средняя перспектива – социально-значимая и требует от детей приложения значительных трудовых и волевых усилий (подготовка тематических вечеров, обустройство территории школы, разбивка школьного сада и т.п.) Её можно выдвигать тогда, когда в классе уже имеется хороший работоспособный актив, способный довести дело до конца. Средняя перспектива даст положительные результаты, если мероприятия будут хорошо организованы. Подготовительная работа должна вестись систематически и задолго до самого мероприятия. Далекая перспектива – наиболее социально значима, обычно связывается с жизненными планами личности (получение образования, овладение профессией и т.д.) Важно не только оказывать воспитанникам помощь в выборе правильной перспективы, но и формировать у них социально значимые мотивы этого выбора.

3. Принцип параллельного действия. Требование к личности и воздействие на неё осуществляется педагогом не только непосредственно, но и через коллектив.

4. Работа с активом, направления этой работы.

-обеспечение расширения состава актива, его сменяемости и преемственности;

- инструктирование актива, постановка и конкретизация рабочих задач, оказание ему повседневной практической помощи в работе;

- поддержание и стимулирование инициативы активистов;

- организация обмена опытом;

- контроль, за исполнением поручений и др.

5. Формирование традиций коллектива. Традиции - «хороший клей коллектива», как их называл А.С. Макаренко, влияют на формирование общественного мнения, способствуют выработке общих норм поведения. Они украшают и обогащают жизнь детского коллектива; делают ее более интересной и содержательной; содействуют воспитанию чувства долга, гордости за коллектив; дисциплинируют детей. Надо не только сохранять имеющиеся традиции, но и создавать новые.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.