Пути формирования коллектива по А.С. Макаренко
Этапы управления ученическим коллективом (по Новиковой Л.И.) I.Осмысление общественных целей воспитания. Перевод их в конкретные задачи управления, разработка адекватной задачам программы воспитания коллектива. II. Реализация разработанной программы с помощью системы педагогических воздействий. III. Подведение итогов, сопоставление их с планируемыми данными. Прогнозирование. Стадии развития коллектива (по Новиковой Л.И.) Основание классификации: характер влияния коллектива на воспитанников.
Характер управления ученическим коллективом: Стратегическое управление – разработка и реализация перспективных планов социального развития коллектива. Оперативное управление – осмысление задач и разработка планов воспитательной работы школы и классов, воздействие на коллектив и отдельных детей через систему запланированных мероприятий. Тактическое управление – создание педагогами воспитывающих ситуаций, непосредственное вмешательство в случае необходимости в жизнь коллектива. Функции коллектива Регулятивная Формирующая Корректирующая (коллектив предъявляет (в коллективе происходит (коллектив требования к своим членам становление и развитие оказывает в соответствии с нормами, моральных норм, оценочных воздействие на принятыми в обществе) суждений, ценностных учащихся, ориентаций, определяющих нарушающих мировоззрение детей). нравственные нормы Динамика развития ученического коллектива
1. 2. 3. 4. Пути формирования коллектива по А.С. Макаренко 1. Предъявление требований. Требование должно быть доведено до конца; нельзя предъявлять требований невыполнимых и непонятных детям; начинать целесообразно с элементарных требований, постепенно их усложняя; нельзя предъявлять сразу много требований, а небольшими порциями; наряду с требованиями должно идти нравственное просвещение школьников. 2. Система перспективных линий. Перспектива это цель способная вовлечь детей в совместную деятельность. Близкая перспектива должна быть увлекательной и затрагивать личные интересы. Вне зависимости от стадии развития коллектива работу с ним начинают с выдвижения близких перспектив. В начале следует выдвигать простые перспективы, основанные на общем интересе (интересная экскурсия, прогулка, игра и т.д.). Постепенно близкие перспективы должны выходить за рамки узко личных интересов, и приобретать общественно-полезную окраску. Средняя перспектива – социально-значимая и требует от детей приложения значительных трудовых и волевых усилий (подготовка тематических вечеров, обустройство территории школы, разбивка школьного сада и т.п.) Её можно выдвигать тогда, когда в классе уже имеется хороший работоспособный актив, способный довести дело до конца. Средняя перспектива даст положительные результаты, если мероприятия будут хорошо организованы. Подготовительная работа должна вестись систематически и задолго до самого мероприятия. Далекая перспектива – наиболее социально значима, обычно связывается с жизненными планами личности (получение образования, овладение профессией и т.д.) Важно не только оказывать воспитанникам помощь в выборе правильной перспективы, но и формировать у них социально значимые мотивы этого выбора. 3. Принцип параллельного действия. Требование к личности и воздействие на неё осуществляется педагогом не только непосредственно, но и через коллектив. 4. Работа с активом, направления этой работы. -обеспечение расширения состава актива, его сменяемости и преемственности; - инструктирование актива, постановка и конкретизация рабочих задач, оказание ему повседневной практической помощи в работе; - поддержание и стимулирование инициативы активистов; - организация обмена опытом; - контроль, за исполнением поручений и др. 5. Формирование традиций коллектива. Традиции - «хороший клей коллектива», как их называл А.С. Макаренко, влияют на формирование общественного мнения, способствуют выработке общих норм поведения. Они украшают и обогащают жизнь детского коллектива; делают ее более интересной и содержательной; содействуют воспитанию чувства долга, гордости за коллектив; дисциплинируют детей. Надо не только сохранять имеющиеся традиции, но и создавать новые. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|