Типичные ошибки при постановке вопросов и способы их преодоления
Коммуникативная компетентность
Коммуникативных драм
1. Драма слушания. Суть: слушаю, но не слышу
2. Драма понимания. Суть: слышу, но не понимаю
3. Драма действия. Суть: Понимаю, но сделать не могу.
4. Драма самовыражения. Суть: Могу сделать сам, но сформулировать, как это делается, не могу
5. Драма эмоциональности. Суть: Понимаем, но импульсивность, несдержанность мешает сделать
Активное слушание
Активное слушание
| Пассивное слушание
|
1. Попытки побудить партнера к разговору
| 1. Ждем, когда партнер сам заговорит
|
2. Попытки точно воспринять сказанное партнером
3. Попытки убедиться в точности своего восприятия
| 2. Ожидание, когда партнер скажет, что-то интересное. Свободный поток собственных ассоциаций, что уловило ваше внимание.
|
1. Попытка удержать многословного партнера или отвлекающегося партнера в рамках темы
2. Попытки вернуть его к обсуждаемой теме
| - Отвлечение внимания на что-либо другое при сохранении «маски внимания».
- Ожидание того, когда партнер вернется к теме разговора.
- Ожидание того, когда партнер перестанет говорить.
|
Структура техник активного слушания
Умение разговаривать
| Умение услышать и понять
|
Техники формулирования вопросов
(прежде всего открытых)
| Техники малого разговора
| Повторение
| Перефразирование
| Вербализация
| Резюми
рование
|
| | | | | |
Техники постановки вопросов
Коммуникативные техники
| Определения
| Как это сделать?
|
Открытые
вопросы
| Вопросы, предполагающие развернутый ответ.
| Ø Начинайте вопрос со слов:
Ø Что? Как? почему? Каким образом? При каких условиях? и т. п.
Ø На какие факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) мы должны обратить внимание?
Ø Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?
Ø Какой результат был бы приемлемым для тебя?
Ø Как мы могли бы сформулировать свою задачу?
Ø Что ты имеешь в виду, когда говоришь о…
Ø Если ты попадешь в эту ситуацию, то какими будут твои первые действия?
|
Закрытые
вопросы
| Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество
чего-либо и т. п.) или ответ
«да или «нет»
| Ø Когда истекает срок сдачи ?
Ø Сколько времени у вас осталось в резерве?
Ø Ты хочешь отказаться ?
Ø Вас больше всего интересует график работы?
|
Альтернативные
вопросы
| Вопросы, в формулировке которых содержатся варианты
ответов
| Ø Ты предпочитаешь воспринимать информацию на слух, зрительно или комбинированно?
Ø Ты предпочитаешь, чтобы я дал тебе ответ по телефону, прислал по факсу или по электронной почте?
Ø Вас интересуют проблемы ответственности медиатора, знания по конфликтологии или «побочные эффекты медиации»?
|
Типичные ошибки при постановке вопросов и способы их преодоления
Типичная ошибка. В формулировке вопроса
| Почему это ошибка?
| Способ преодоления
|
Почему?
| Скрытое обвинение:
-Ваш выбор мне не понятен,
а следовательно, неправилен.
| Каковы основные доводы
в пользу этого решения?
Какова логика этого выбора?
|
Почему вы не ... ?
| Скрытое обвинение:
-Вы выбрали неправильный путь.
| Какие меры могли бы быть
эффективными в этой ситуации?
Как мы могли бы обосновать их
эффективность?
|
Как вы могли согласиться .. ?
(отказаться ... пригласить ...
не пригласить ...
так ответить ...
не ответить и т. п.)
| Скрытое обвинение:
-Вы недостаточно опытны (предусмотрительны и т. п.)
| Чем было продиктовано
положительное решение?
Что побудило вас согласится?
Не могли бы вы привести
обоснования своего решения?
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.