Здавалка
Главная | Обратная связь

Консультация для родителей

«Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»

В наш век информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают другие источники информации: ТВ, видео продукцию компьютер; дети словно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много, а книга только один из них, но не следует забывать: очень важный.

С одной стороны, телевидение побуждает интерес к окружающему; например, мультфильм может стать стимулом к прочтению книги: после просмотра легче воспринимается сложный книжный текст; с другой стороны, ребёнок, уже наизусть зная содержание произведения «по мультику», отказывается от чтения книги. Кроме того, частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. В результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. ТВ приучает употреблять готовые схемы и образы: дети, которые много смотрят телевизор, книгам предпочитают комиксы, у них отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.

Книга же даёт возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творчество и умение думать самостоятельно. Вот почему важно вовремя научить ребёнка любить книгу.

Зачем же читать?

-Благодаря чтению развивается речь ребёнка и его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

-Чтение развивает мышление, книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

-Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит ребёнка мыслить образами.

-Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор.

Хорошую детскую книгу можно читать вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному обогащению родителей и детей, установлению взаимопонимания. Близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

-Чтение самое доступное и полезное занятие для развития ребёнка.

Кто же вводит ребёнка в мир книги? Прежде всего родители, детский сад и библиотека. И всё же со своей первой книгой ребёнок встречается дома, сидя на коленях у мамы. И это абсолютно «семейное» дело. Всё начинается с раннего детства. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные «почему». Ранний возраст благодатное время для того, чтобы развить в своём ребёнке любовь к книге и чтению.

А как выбирать полезные и интересные книги для детей разного возраста?

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности. Она должна быть лёгкой, чтобы у малыша хватило сил в любой момент достать её с полки. Прочность её обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой, чтобы ребёнок имел возможность «играть» с ней самостоятельно. В книге должны быть крупные, яркие картинки и немного отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы – чёткие и лаконичные.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата, ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из дух-трёх слов. Малыши пока не представляют, как обращаться с новой игрушкой – всё может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевёртыванием страниц. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнаёт знакомые предметы и даже пытается по своему их называть.

Следует легко пресекать небрежное отношение к книгам, попытки рассматривать их на полу.

Примерно с года можно читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с весёлыми потешками хорошо сопровождать характерными жестами «Ладушки», «Сорока-сорока» и т. д.

Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам – приобретите азбуку. Стоить помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребёнок слушает.

Многим детям нравятся книжки-игрушки, всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т. д. Не стоит увлекаться ими, ведь книга, прежде всего, предназначена для чтения – это малышу важно усвоить.

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, то у ребёнка начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Постепенно книжки можно сделать самостоятельно, вместе с детьми – вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что всё, о чём говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное, отношение к книге вообще.

Чем старше ребёнок, тем многограннее становится круг его чтения. Литературный репертуар отличается разнообразием: это и считалки, и загадки, басни, литературные сказки Л. Толстого, С. Михалкова, С. Маршака и т. д.

Старший дошкольный возраст называют «библиотечным» - интерес детей к книгам определённой тематики и жанра, за упорство в поисках понравившейся книги: былины, волшебные сказки, повести, стихи, рассказы: «Илья Муромец», «Василиса Прекрасная», К. Ушинский «Слепая лошадь», И. Куприн «Слон», стихи А. Пушкина и А. Блока, детские энциклопедии и т. д. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же он должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.

Таким образом. Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве процесс долгий и трудный. Знакомя детей с книгой, иллюстрациями с раннего детства, у детей формируется интерес, представление о книге, как об особом предмете, к которому необходимо относиться бережно; развитие интереса к книжной иллюстрации, к книжной графике; внимательное и бережное отношение к книге, желание чаще общаться с ней. И если первоначальный этап введения ребёнка в книжную культуру будет успешной, то значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщаться к духовному опыту человечества посредством книг. Содержание текста не будет восприниматься, как развлечение или нудное занятие.

 

«… Отнимут всё: богатство, имидж,

Галдят при этом вразнобой,

И только книгу не отнимешь –

Что ты прочёл, навек с тобой… »

(«Известия» 2007 г.)

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-388043.html





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.