Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности государственно-правового развития Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского княжеств



Особое внимание при изучении данной темы следует обратить на своеобразие государственного строя Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик.

Особенности государственного строя Галицко-Волынского княжества во многом определялись довольно благоприятными климатическими условиями и наличием плодородных земель. Все это привело к раннему оформлению из родоплеменной знати экономически и политически независимого от князя боярства. Поэтому в Галицко-Волынском княжестве в решении государственных вопросов была велика роль Совета бояр, с которым князь был вынужден согласовывать свою деятельность.

Юго-западные русские княжества - Владимиро-Волынское и Галицкое - вошли в состав Киевской Руси в конце X в., но политика великих киев­ских князей не получила признания у местной земельной знати, и уже с конца XI в. начинается борьба за их обособление, несмотря на то, что Во­лынь не имела собственной княжеской династии и традиционно была свя­зана с Киевом, который присылал своих наместников.

Обособление Галицкого княжества наметилось во второй половине XI в., а его расцвет пришелся на время правления Ярослава Осмомысла (1153-1187 гг.), который отчаянно боролся с врагами - венграми, поляками и соб­ственными боярами. В 1199 г. владимиро-волынский князь Роман Мсти-славич покорил Галицкое княжество и объединил галицкие и волынские земли в единое Галицко-Волынское княжество с центром в Галиче, а затем во Львове. В XIV в. Галицию захватила Польша, а Волынь - Литва. В сере­дине XVI в. галицкие и волынские земли вошли в состав многонациональ­ного польско-литовского государства- Речи Посполитой.

Особенностью общественного устройства Галицко-Волынского княжества являлось то, что там образовалась много­численная группа боярства, в руках которой сосредоточились почти все земельные владения. Наиболее важную роль играли "мужи галицкие" -крупные вотчинники, которые уже в XII в. выступают против любых по­пыток ограничения их прав в пользу княжеской власти и растущих горо­дов.

Другую группу составляли служилые феодалы. Источниками их зе­мельных владений были княжеские пожалования, конфискованные и пере­распределяемые князьями боярские земли, а также захваченные общинные земли. В подавляющем большинстве случаев они владели землей условно, пока служили. Служилые феодалы поставляли князю войско, состоявшее из зависимых от них крестьян. Это была опора галицких князей в борьбе с боярством.

К феодальной верхушке принадлежала и крупная церковная знать в лице архиепископов, епископов, игуменов монастырей, которые владели обширными землями и крестьянами. Церковь и монастыри приобретали земельные владения за счет пожалований и дарений князей. Нередко они. подобно князьям и боярам, захватывали общинные земли, превращая кре­стьян в монастырских и церковных феодально-зависимых людей. Основ­ную массу сельского населения в Галицко-Волынском княжестве состав­ляли крестьяне (смерды). Рост крупного землевладения и формирование класса феодалов сопровождались установлением феодальной зависимости и появлением феодальной ренты. Такая категория, как холопы, почти ис­чезла. Холопство слилось с крестьянами, сидевшими на земле.

В Галицко-Волынском княжестве насчитывалось свыше 80 городов. Самой многочисленной группой городского населения были ремесленни­ки. В городах находились ювелирные, гончарные, кузнечные и другие мас­терские, продукция которых шла не только на внутренний, но и на внеш­ний рынок. Большие доходы приносила соляная торговля. Будучи средото­чием ремесла и торговли, Галич получил известность и как культурный центр. Здесь была создана Галицко-Волычская летопись, другие письмен­ные памятники XII-XIII вв.

Галицко-Волынское княжество дольше, чем многие другие русские земли, сохраняло единство, хотя власть в нем при­надлежала крупному боярству. Власть же князей была непрочной. Доста­точно сказать, что галицкое боярство распоряжалось даже княжеским сто­лом - приглашало и смещало князей. История Галицко-Волынского княже­ства полна примерами, когда князья, потерявшие поддержку верхушки бо­ярства, были вынуждены отправляться в изгнание. Для борьбы с князьями бояре приглашали поляков и венгров. Нескольких галицко-волынских кня­зей бояре повесили.

Бояре осуществляли свою власть с помощью совета, куда входили крупнейшие землевладельцы, епископы и лица, занимавшие высшие госу­дарственные должности. Князь не имел права созвать совет по своему же­ланию, не мог издать ни одного акта без его согласия. Поскольку в состав совета входили бояре, занимавшие крупные административные должности, ему фактически подчинялся весь государственный аппарат управления.

Галицко-волынские князья время от времени, при чрезвычайных об­стоятельствах, созывали вече, но оно не имело особого влияния. Они при­нимали участие в общерусских феодальных съездах. Изредка созывались съезды феодалов и самого Галицко-Волынского княжества. В этом княже­стве существовала дворцово-вотчинная система управления.

Территория государства делилась на тысячи и сотни. По мере того как тысяцкие и сотские со своим управленческим аппаратом постепенно вхо­дили в состав дворцово-вотчинного аппарата князя, вместо них возникали должности воевод и волостелей. Соответственно территория была разде­лена на воеводства и волости. В общинах избирались старосты, которые ведали административными и мелкими судебными делами. В города назначались посадники. Они обладали не только административной и воен­ной властью, но и выполняли судебные функции, собирали дань и пошли­ны с населения.

Совершенно иная картина наблюдалась во Владимиро-Суздальском княжестве, где боярство в основном сформировалось из княжеской дружины и чувствовало себя зависимым от князя. Да и климатические условия отнюдь не способствовали успешному занятию земледелием, что замедлило процесс «оседания дружины на землю» и становление экономического могущества боярства. Поэтому для этого княжества была характерной сильная, централизованная княжеская власть.

Владимиро-Суздальское княжество - типичный образец русского кня­жества периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую тер­риторию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг ко­торого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно ту­да перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) - носили этот титул. Туда же была перенесена и митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в качестве главы русской Православной церкви митрополита Кирилла, русского по происхождению, который во время разъездов по епархиям яв­но отдавал предпочтение Северо-восточной Руси. Следующий митрополит Максим в 1299 г., "не терпя насилья татарского", окончательно покинул Киев и "седе в Володимире со всем клиром своим". Он же первым из ми­трополитов стал называться митрополитом "всея Руси".

 

3. Государственно-правовое развитие Новгородской и Псковской феодальных республик:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.