Здавалка
Главная | Обратная связь

Право у монголов. Правовой плюрализм



Источником права Золотой Орды была Великая Яса (дословно Великий Закон) – кодифицированный свод монгольских обычаев, создание которого приписывается Чингисхану. Современным исследователям знаком лишь реконструированный текст Ясы – оригинальные редакции этого документа не сохранились.

Яса делилась на части. Первая из них – Билик (мудрость) – содержала изречения Чингисхана, ставшие для монголов образцом правовых воззрений. По существу, Билик закреплял принципы правового регулирования, - такие, например, как недопустимость обращения монгола в рабство, осуществление внутрисемейной власти только мужчинами, наследование только по мужской линии, всеохватность Ясы, – распространение её даже на Великого Хана. Реконструированный Билик насчитывает 30 статей.

Вторая часть – Ясак – состояла из прецедентов, в которых существовали нормы административного, уголовного, обязательственного, семейного, наследственного права. Любая жизненная ситуация должна была соотносится с соответствующей статьей Ясака, а при неопределенности вопроса истолковываться в соответствии с изречениями Чингисхана, закрепленными в Билике.

Нормы административного права вводили привилегии монголов, возводившихся выше остальных народов. Рабство монголов запрещалось (запрет, впрочем, не касался женщин и детей). Каждый монгол нёс военную службу, при этом самостоятельно снаряжал себя в поход и участвовал в разделе военной добычи.

Нормами обязательственного права регулировался раздел военной добычи, – привилегиями пользовались люди Белой Кости, приступавшие к разделу первыми. Собственность на землю была общей, а владение скотом, лошадьми и оружием – частным.

Нормами семейного права регулировались отношения внутри семьи. Семейная субординация строилась на отцовской власти и авторитете родового старшины. Впрочем, и они могли быть подвергнуты критике родственников: предусматривалось смещение родовых старшин (беков) и назначение новых.

Наследственным правом предусматривалось наследование только по мужской линии, причем младший сын наследовал имение родителей и осуществлял уход за ними до самой смерти. Женщинам поручалась лишь опека над наследственным имуществом. При отсутствии в роду мужчин, к наследованию могли быть призваны холопы (уртакчи).

Нормами уголовного права предусматривалась обширная система преступлений – против религии и обычаев (как монгольских, так и немонгольских), против государства и хана, против личности, в сфере имущественных отношений. Система наказаний предусматривала смертную казнь, применявшуюся кочевниками и тогда, когда оседлые народы довольствовались лишением свободы; «наказание в оковах», то есть физическое ограничение свободы кандалами и колодками; телесные наказание (порку); ссылку и штрафы. Вид наказания зависел от того, насколько тяжким было преступление. Так, убийство монгола каралось смертной казнью, а убийство мусульманина – штрафом в 40 золотых монет. Ясаком предусматривалась и профилактика правонарушений: пьянство искоренялось «увещеванием», при безрезультатности – «красноречием», и лишь при повторении – ссылкой или наказанием в оковах.

Ответственность возлагалась не только за вину. Так, за проступок одного воина наказывался десяток или вся сотня. Несостоятельность должника влекла рабство его жен и детей.

В связи с распространением ислама наряду с Великой Ясой применялось исламское право – фикх. В рассматриваемом историческом периоде фикх подвергся компиляции: его системообразующие нормы, а также принципы были объединены в сборнике «Основы фикха», вторую часть фикха составляли конкретные судебные решения – фетвы. Помимо этого фикх разделялся на отрасли – фуру, среди которых в наиболее ясных чертах выступает семейное, наследственное и уголовное право. Обязательственные и наследственные отношения были регламентированы весьма детально, что возвышало фикх над обычным правом монголов и обычаями самих мусульман – адатами.

Таким образом, в Золотой Орде действовал формально закрепленный, систематизированный свод обычаев – Великая Яса, а в сферах, не урегулированной ею – мусульманское право. Правовой плюрализм повлек образование двух юрисдикционных органов, действовавших параллельно – судебного дивана Золотой Орды (Яргу) и судов Кадиев, применявших право мусульман.

Князья, уполномоченные на княжение ярлыками, осуществляли суд самостоятельно. Право, применявшееся ими, содержалось в разрозненных источниках – договорах князей (например, в договоре князей Дмитрия Ивановича и Михаила Александровича от 1375 г., по которому Тверской князь признавался вассалом Московского), духовных грамотах – завещаниях князей (например, в духовной грамоте Дмитрия Ивановича Донского от 1389 г., устанавливавшей вассалитет младших сыновей князя к старшему сыну). Наиболее разработанным источником права являлась Двинская судная грамота 1397 г., вводившая новую денежную единицу – рубль.

 


Контрольные вопросы

1. Каковы предпосылки формирования государственности у монголо-татар?

2. Что способствовало образованию Золотой Орды?

3. Перечислите основные особенности общественного строя. Как повлияла военная организация монголо-татар на общественный строй?

4. Чем можно объяснить одновременное сосуществование в Золотой Орде феодальных и рабовладельческих отношений?

5. Особенности государственного управления Золотой Орды.

6. Как осуществлялось в Золотой Орде государственное управление покоренными народами?

7. Назовите основные источники права Золотой Орды.

8. Гражданское, семейное, наследственное право в Золотой Орде.

9. Уголовное право в Золотой Орде: понятие и классификация преступлений, система наказаний.

10. Суд и процесс в Золотой Орде.

11. Какое влияние оказало на развитие отечественной государственности, русской правовой традиции, весь ход русской истории монголо-татарское завоевание?

Литература

1. Бушуев С.В. История государства Российского: историко-библиографические очерки. Кн. 2. XVII-XVIII вв. – М., 1994.

2. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М., 1998.

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Вып. 3. – Киев, 1899-1915.

4. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М., 1999.

5. Исаев И.А. История государства и права России. – М., 1998.

6. История государства и права России / Отв. ред. Титов Ю.П. – М., 2006.

7. История государства и права России. Учебник / Отв. ред. Чибиряев С.А. – М., 2000.

8. История государства и права СССР. Сборник документов. Ч. 1 / Сост. Гончаров А.Ф., Титов Ю.П. – М., 1968.

9. История отечественного государства и права. Ч. 1 / Под ред. Чистякова О.И. – М., 2000.

10. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 5 т. – М.: ИДДК, 2000.

11. Отечественное законодательство XI-XX вв. Пособие для семинаров в 2 т. / Под ред. Чистякова О.И. – М., 1999.

12. Рогов В.А. История государства и права России IX- начало XX вв. – М., 1993-1995.

13. Российское законодательство X-XX вв. Т. 1. Законодательство Древней Руси. – М., 1984.

14. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды [Текст] / сост. В. Тизенгаузен. - СПб., 1884.

 

Задания

Задание № 1

В 1312 г. смерд Н., проживающий в Н-ской волости, совершил кражу конной сбруи у соседа, был схвачен соседями и передан князю для применения к нему наказания. Мог ли князь рассмотреть дело без вмешательства монголо-татарских властей? Чем следовало руководствоваться при вынесении приговора – Русской Правдой или Золотой Ясой? Изменится ли Ваш ответ, если субъектом преступления был бы назван, к примеру, десятник монголо-татарского войска?

 

Задание № 2

Какие признаки восточной деспотии имели место в механизме государственного управления Золотой Орды? Дайте ответ в виде следующей таблицы:

 

№№ Основные характеристики восточной деспотии Наличие признаков восточной деспотии в Золотой Орде
     

 

 

Тесты

 

1. Верховным вождём монголов являлся:

а) нойон;

б) тенгри-хан;

в) хан.

 

2. Общественный строй монголов начала XIII в. определялся:

а) рабовладением;

б) частным землевладением;

в) частным владением скотом и военной добычей.

 

3. Достижением реформ Чингисхана являлись:

а) управление конницей по десятичному принципу;

б) появление суда, отделенного от военного управления;

в) принятие ислама.

 

4. В «черную кость» входили:

а) нукеры;

б) аскеры;

в) карачу.

 

5. В «белую кость» входили:

а) уртакчи;

б) катибы;

в) нойоны.

 

6. Основанием сеньорально-вассальных отношений хана Золотой Орды и князя любого из русских княжеств являлись:

а) факт завоевания;

б) кровное родство;

в) факт выдачи ярлыка.

 

7. Специализации государственного управления Золотой Ордой способствовали:

а) развитие военного дела;

б) развитие обычного права монголов;

в) опыт государств Средней Азии.

 

8. Источниками права русских княжеств в составе Золотой Орды являлись:

а) Великая Яса;

б) фетвы;

в) духовные грамоты.

 

9. Высшей судебной инстанцией Золотой Орды являлся:

а) яргуч;

б) улем;

в) диван.

 

10. Фикх применялся:

а) наряду с Великой Ясой;

б) вместо Великой Ясы;

в) вместо Двинской судной грамоты.

 

11. Распространенные в Золотой Орде обычаи наследования предусматривали:

а) наследование родом (семьей);

б) наследование по мужской линии;

в) наследование как по мужской, так и по женской линии.

 

12. Родовым старшиной монголов становились:

а) по достижении определенного возраста;

б) по избранию;

в) по назначению темника.

 

13. По праву Золотой Орды землевладение нойонов являлось:

а) частным;

б) общим для того рода, к которому принадлежал нойон;

в) долевым.

 

14. Курултай являлся:

а) военным советом при хане;

б) съездом племен;

в) коллегией духовенства.

 

15. Основанием юридической ответственности по Великой Ясе являлись:

а) вина;

б) только признаки объективной стороны деяния;

в) признаки объективной стороны и вина совершившего деяние.

 

16. Великая Яса это?

а) Собрание монгольских законов и обычаев.

б) Грамота золотоордынского хана.

в) Решение судебного органа диван-яргу.

 

17. В каком веке произошел окончательный распад Золотой Орды?

а) В XVI веке. б) В XIV веке. в) В XV веке.

 

18. Монгольские ханы не раз жгли Москву. Последний раз они это совершили уже после свержения монгольского ига. Войска какого татаро-монгольского ханства сожгли Москву в последний раз? Когда это было? Какая причина помешала дать отпор?

а) войска Золотой Орды в 1382 г., причина - потери русского войска в

Кули­ковской битве.

б) войска Казанского ханства в 1563 г., причина - измена А.Курбского и дру­гих бояр.

в) войска Крымского ханства в 1571 г. причина - трусость Ивана IV и его

оп­ричников.

г) войска Тимура в 1505 г. причина - феодальная раздробленность на Руси.

 

Приложение







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.