Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственный строй и государственный аппарат Русского (Московского) государства



 

Давая характеристику государственному строю, необходимо иметь в виду процессы постепенной трансформации раннефеодальной монархии в более тесное политическое образование. Организация государственной власти и управления приобрела более стройный вид, появляются зачатки специализации в аппарате государственной власти. Если прежде удельные князья строили свои отношения с великим князем на иммунитетных грамотах и договорах и служили за вознаграждение, то в начале ХV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю в силу его положения.

Великий князь, как глава государства, был наделен широкими полномочиями, обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Изменяется порядок наследования – большая часть земли оставлялась наследнику престола. Появляются внешние признаки величия князя: церемониал, титулатура, печать и пр. Начиная с Ивана III, великие князья стали именовать себя «государями всея Руси».

К ХV в. оформился такой орган, Боярская Дума, сменившая Совет при князе. Это был постоянно действующий орган со стабильным составом, в который входили думные чины (думный дьяк, думный дворянин). Боярская дума не имела четко очерченной компетенции, но могла принимать решения по наиболее важным вопросам жизни государства.

Феодальные съезды по мере централизации государства теряют свое значение и начинают отмирать.

Управление в центре осуществлялось и на основе дворцово-вотчинной системы, которая постепенно преобразовывалась. Возникают так называемые пути, обеспечивающие специальные нужды князя (Сокольничий, Ловчий, Конюшенный и др.), в штат которых, входили боярин, дьяк, подьячий. Пути помимо функций хозяйственного органа выполняли административные и судебные функции в отношении всех, приписанных к конкретному пути.

В конце ХV в. начинается перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную, что свидетельствовало о дальнейшей централизации государства. Появляются более сложные органы управления: Посольская изба, Разряд, Поместный приказ.

Главой Русского государства был Великий князь, об­ладавший значительной властью. Он издавал законы, осуществлял общее руководство государством, имел судебные полномочия. Первоначально свои законодательные, административные и судебные полномочия Вели­кий князь осуществлял лишь в пределах собственного домена. Даже Моск­ва делилась в финансово-административном и судебном отношениях меж­ду князьями-братьями. В XIV-XV вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на праве общей собственности. С ослаблением власти удельных князей Великий князь становился подлинным властителем на всей территории государства.

Таким образом, централизация явилась внутренним источником вели­кокняжеской власти. Внешним было падение власти Золотой Орды. Вна­чале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский "стол". С Куликовской битвы (1380 г.) эта зависимость становится формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически незави­симыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы и новые формы. Начиная с Ивана III московские ве­ликие князья, именовали себя "государями всея Руси". Иван III и его пре­емник пытались присвоить себе и царский титул, признанный некоторыми европейскими государствами.

В целях укрепления международного престижа Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог -единственной наследнице уже не существовавшего константинопольского престола.

Делались попытки идеологического обоснования притязаний Ивана III на самодержавие. Была создана теория божественного происхождения княжеской власти. Дореволюционные историки, начиная с Н.М. Карамзи­на, считали, что московские великие князья были уже самодержцами. Это верно в том смысле, что Иван III, завершивший освобождение Руси от та­тар, "сам держал" свой великокняжеский "стол", независимо от Орды. Од­нако говорить о самодержавии в полном смысле слова (как о неограничен­ной монархии) в XV в. и даже в XVI в. не приходится. Власть монарха бы­ла еще ограничена другими органами раннефеодального государства, пре­жде всего Боярской думой.

. В на­чальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православ­ная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживаю­щую государство, но и соперничавшую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Татаро-монголы не собирались обращать Русь в свою веру, и очень скоро православные митрополиты договорились с Ордой, получили от ордын­ских ханов ярлыки, закреплявшие привилегии Церкви. Тем не менее по мере подъема движения за освобождение русских земель Церковь включи­лась в борьбу против татаро-монголов.

Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в пер­вую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместо десятины, которой она была наделена еще при крещении Руси, церкви в Московской государстве получили иные источники доходов: поступления от опреде­ленных статей княжеских доходов - городских торговых, таможенных и судебных пошлин.

Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувст­вовать себя независимой от государства и даже бороться с ним за влияние в обществе. Однако к концу периода московским князьям удалось взять верх. В обмен за сохранение в неприкосновенности ее земельных преиму­ществ Церковь признала верховенство светской власти.

Противоречивым было отношение Церкви к проблеме централизации Русского государства. Среди церковных иерархов той поры были и горя­чие сторонники укрепления государственного единства Руси, и силы, ока­зывавшие упорное сопротивление этому процессу.

В организационном отношении Церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит, В 1448 г. русская Православная церковь стала автокефальной - самостоятельной по отношению к вселен­скому патриарху, сидевшему в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. До XV в. русские митрополиты на­значались константинопольским патриархом. Теперь они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.