Судебная реформа 1864 г.
Особое внимание студентам следует обратить на судебную реформу 1864 г., которая, по свидетельствам современников, являлась самой буржуазной и завершенной из всех реформ 2 пол. XIX в.[10] Это, действительно, была наиболее последовательная и демократическая реформа. Она не только вводила новые судебные и содействующие правосудию органы, но и устанавливала демократические принципы уголовного и гражданского судопроизводства. Нормативно-правовое обеспечение судебной реформы составили следующие законодательные акты от 20 ноября 1864 г.: 1) Учреждения судебных установлений; 2) Устав уголовного судопроизводства; 3) Устав гражданского судопроизводства; 4) Устав о наказаниях уголовных и исправительных, налагаемых мировыми судьями. Кроме того, организация и деятельность новой судебной системы определялась многочисленными подзаконными актами, которыми новые судебные органы вводились в различных губерниях России. Создавалась двухуровневая судебная система: местные и общие суды (см. рис. 22 Приложения к главе X). Местные суды были представлены мировыми судьями, которые учреждались по одному на каждом судебном участке в уездах, и съездами мировых судей – в каждом уезде. К общим судам относились окружные суды, учреждаемые в каждой губернии, судебные палаты (по гражданским и уголовным делам) – одной на несколько губерний; Сенат (включавший кассационный департамент по гражданским делам и кассационный департамент по уголовным делам) – высшая судебная инстанция. Мировым судьям были подведомственны мелкие гражданско-правовые споры, уголовные и административные дела небольшой тяжести. Съезды мировых судей являлись апелляционной инстанцией для мировых судей. По первоначальному замыслу реформаторов, в мировых судах должно было происходить примирение сторон. Фактически же мировые суды стали первой инстанцией по отношению к окружным судам. Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела и выступал кассационной инстанцией по отношению к съездам мировых судей. Судебные палаты рассматривали крупные гражданские и уголовные дела особой важности (государственные, должностные и т.п. преступления) в качестве первой инстанции и выступали апелляционной инстанцией для окружных судов. Возглавлял судебную систему Российской Империи Сенат, который разрешал наиболее важные гражданские и уголовные дела в качестве первой и инстанции и являлся кассационной инстанцией для всех судов государства. Судьи в местные суды избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Судьи общих судебных установлений назначались императором. Вне этой системы сохранялись некоторые прежние судебные органы: духовные суды – для судопроизводства по делам духовных лиц, военные суды – по делам о нарушениях уставной дисциплины военнослужащими, коммерческие суды, разрешавшие хозяйственные споры из торговых и иных предпринимательских сделок, волостные суды, разрешавшие мелкие уголовные, гражданские и административные дела между крестьянами, инородческие суды, разрешавшие дела лиц нерусских национальностей. Для осуществления правосудия и обеспечения деятельности новых судебных органов Учреждением судебных установлений вводились следующие институты: - институт судебных следователей, которые состояли при судах и проводили предварительное следствие по уголовным делам; - институт присяжных заседателей при общих судах для обеспечения правосудия по уголовным делам; - институт присяжных поверенных (защитников) для представительства в судах по гражданским и уголовным делам; - институт судебных приставов, состоящих при местных и общих судах, для исполнения решений по гражданским делам и обеспечения деятельности судов. В ходе реформы в судебное ведомство были включены прокуроры, которые осуществляли «надзор за точным и единообразным соблюдением закона; обнаружение и преследование перед судом всякого нарушения порядка; дача суду заключений в установленных законом случаях». В рамках судебной реформы следует рассматривать и учреждение нотариата как института, обеспечивавшего законность совершения гражданско-правовых сделок. Существенно изменилось судопроизводство. Устанавливались новые принципы судопроизводства: отделение суда от администрации; создание четкой системы судебных инстанций; отделение предварительного следствия от судебного; несменяемость судей и следователей; создание всесословного суда; равенство всех перед судом; введение присяжных заседателей; установление прокурорского надзора; устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация[11]. Судебная реформа проводилась постепенно, в три этапа. Начавшись в 1865 г. с центральных районов страны, окончательное завершение она получила лишь в 1874 г. в западных окраинных регионах – Польше и Финляндии. Несмотря на последовательность и радикализм судебной реформы и она не была свободна от недостатков. Ограничение компетенции суда присяжных, особый порядок предания суду должностных лиц, недостаточное ограждение судейской независимости от администрации, сохранение отдельных сословных судов (духовных, инородческих и т.д.) – все это ослабляло эффективность проводимой реформы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|