Здавалка
Главная | Обратная связь

Политическая система в России после революции 1905 г.



Нормативными актами, регулировавшими политическую жизнь общества в рассматриваемом историческом периоде, являлись:

- Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»;

- Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.;

- Указ «О временных правилах об обществах и союзах», и Указ «О временных правилах и собраниях» (март 1906 г.).

Организационными формами политического движения были союзы (объединения), партии и фракции членов Государственной Думы.

С принятием и Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. политические движения перешли к легальным формам деятельности. Политические движения, организованные на партийных основах, брали начало в земском движении. Дифференциация партий на правые, центристские и левые предопределялась направлениями земского движения конца XIX – начала XX вв., – оно руководствовалось то либеральными воззрениями на общественный строй (Земский Союз, 1881 г.), то радикально-революционными идеями (Союз Освобождения, 1902 г., Союз Союзов, 1905 г.).

C появлением органов народного представительства деятельность партий перенеслась в Государственную Думу, что привело к образованию в её составе фракций.

В зависимости от взглядов на существующий общественный строй партии подразделялись на правые, левые и центристские, причем в составе последних также имелись правые и левые течения.

Центристы:

Правоцентристские партии: Союз 17 октября, Партия правового порядка, партия монархистов-конституционалистов.

Союз 17 октября двигался вокруг принципов Манифеста 17 октября 1905 г. – конституционной монархии, народного представительства и частно-инциативного решения земельного вопроса в деревне.

Партия правового порядка стояла на позициях сильной центральной власти: государство представлялось полностью унитарным, без автономных территориальных образований. Разрушение крестьянской общины виделось выходом из проблем, окружавших сословие крестьян.

Партия монархистов-конституционалистов придерживалась правых взглядов на общественный строй: связь общества и монархии цементировалась организацией землячеств, учреждением судов чести и поощрением национализма. Как и вышеупомянутые партии, партия монархистов полагала приемлемым частный путь решения крестьянского вопроса – распад крестьянской общины на индивидуальные землевладения при минимальной государственной поддержке крестьянства.

Левоцентристские партии: Конституционно-демократиче-ская партия, Умеренно-прогрессистская партия, Всероссийский торгово-промышленный союз.

В программе Конституционно-демократической партии (кадетов) значилось создание двухпалатного парламента с членством местных учреждений в верхней палате, организация судебной власти сообразно уставам 1864 г., упразднение вмешательства в деятельность судов и отмена смертной казни. Решение крестьянского вопроса в отличие от правоцентристских партий виделось только с государственной поддержкой крестьян, – вплоть до наделения последних государственными землями. В сфере труда добивались установления нормы рабочего времени (8 часов).

Умеренно-прегрессистская партия придерживалась взглядов, близких кадетским, но, в отличие от последних, выступала против введения 8-ми часового рабочего дня.

Всероссийский торгово-промышленный союз действовал с целью образования экономического содружества торгово-промышленных классов, которое было бы представлено во всех выборных учреждениях. В идеале государственного устройства видели английскую конституционную модель – монархия и кабинет министров, формируемый парламентским большинством.

Правые:

Союз русского народа, образованный в ноябре 1905 г., объединял множество национально-патриотических объединений (братств, дружин, лиг). Основу партийной идеологии составляли националистические воззрения на жизнь общества и народов – последние делились на дружественные и враждебные русскому народу. Самодержавие полагалось единственно приемлемой для России формой правления.

Теми же идеями руководствовалось Патриотическое содружество рабочих. Содружество добивалось решения проблем в сфере наемного труда, отношениях работодателей и работников.

Левые:

Партия социалистов-революционеров искала террористические пути совершенствования общества. Программными целями являлось свержение самодержавия, созыв Учредительного собрания для радикального пересмотра основ общественной жизни, полная социализация земли. В отличие от центристов полагали эффективным и справедливым общинное землевладение.

Российская социал-демократическая партия (РСДРП) являлась последовательницей движения народников, организацию питала идеология марксизма. В политической сфере добивались свержения самодержавия и созыва Учредительного собрания, формирования парламента на основе всеобщего и равного избирательного права, создания выборных судов, народного ополчения вместо регулярных воинских подразделений, полного отделения церкви от государства. В аграрном вопросе виделся административно-принудительный раздел земли, отмена выкупных платежей и компенсация крестьянам ранее внесенных платежей – из стоимости церковных и помещичьих хозяйств.

В 1903 г. РСДРП раскололась на большевиков и меньшевиков.

Нижним звеном политической системы были общества, союзы и собрания – формы коллективного обсуждения политических вопросов.

По Указу «О временных правилах об обществах и союзах» (март 1906 г.) разрешалось объединение лиц на постоянной организационной основе.

Общества регистрировались. Заявление о регистрации подавалось губернатору и в губернское Присутствие по делам об обществах. Общество закрывалось губернатором, если его деятельность приобретала антиобщественный характер. Запрещалась политическая деятельность обществ, управляемых из-за границы.

Указом «О временных правилах о собраниях» (март 1906 г.) разрешались собрания лиц. Полиция предупреждалась о месте, времени, теме собрания за трое суток до его проведения. Собрания в местах общественного питания запрещались, в учебных заведениях могли проводиться только учебные собрания. Место проведения собрания должно было быть удалено от расположения органов власти и управления.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.