Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственный строй России после революции 1905 г.



 

Государственный аппарат совершенствовался вместе с переходом к новой форме правления – конституционной монархии (см. рис. 24 Приложения к главе XI).

Принципы политической организации общества содержались в Основных государственных законах, вступивших в силу 23 апреля 1906 г.

Верховная власть, согласно гл. 1 Основных законов, принадлежала Императору, причем верховенство власти определялось через категорию «самодержавие». Самодержавие было неограниченным при исполнении законов, – министры подчинялись монарху.

Лишь в вопросах законотворчества самодержавие граничило с компетенцией представительного органа власти – Государственной думы: без её одобрения законы не принимались, а без одобрения Императора – не вступали в силу. Деятельность Государственной думы основывалась на Манифесте от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы», и Положении от 20 февраля 1906 г. о выборах в Государственную Думу. Аппарат Государственной Думы неоднократно реформировался и в окончательном виде сложился лишь к 1912 г. (см. рис. 27 Приложения к главе XI).

20 февраля 1906 г. вступило в силу Положение о Государственном Совете – органе, ставшем верхней палатой по отношению к Государственной Думе. Решения Государственной Думы проверялись перед представлением их для утверждения Императору. Состав Совета делился на две части: первая комплектовалась выборными членами, вторая – членами Совета по назначению Императора.

Таким образом, Основные государственные законы вводили разделение власти на законодательную и судебную ветви с одновременным сохранением самодержавия.

Исполнительная власть осуществлялась через министерства, объединенные межведомственным совещанием – Советом министров. С принятием Указа «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» (октябрь 1905г.) Совет министров становится постоянно действующим органом исполнительной власти, на котором замыкается весь министерский аппарат.

Функцией Совета министров была координация деятельности министерств в сфере исполнения законов, а также правотворчество – Совет готовил проекты указов, принимавшихся Императором в порядке ст. 87 Основных законов, т.е. без одобрения Государственной думы и для восполнения пробелов в праве.

Расширение круга вопросов исполнительной власти приводит к образованию ведомств (исполнительных органов со специальным кругом вопросов), и межведомственных объединений, таких как Совет государственной обороны, Главное управление по делам печати, Комитет по землеустройству, Переселенческое управление, Страховой совет.

Обострение классовых противоречий вызвало развитие карательного аппарата власти. Департамент полиции выходит из подчинения Министерства внутренних дел, в 1906 г. в составе Корпуса жандармов создается Управление полицейской стражи. При местных учреждениях Министерства внутренних дел открываются регистрационные конторы, создаются окраинные охранные отделения.

Роль Сената заметно снижается, – он переходит в подчинение Министерства юстиции. Деятельность департаментов Сената сосредотачивается на юридических основах реформ, т.е. на вопросах, входящих в компетенцию ещё и Совета Министров, а также Государственной Думы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.