Здавалка
Главная | Обратная связь

Изменения в государственном аппарате в период первой мировой войны (1914-1918 гг.)



 

Государственно-правовое и общественное устройство России периода первой мировой войны 1914-1918 гг. является одной из важнейших и основных предпосылок последующих общественно-политических изменений, а поэтому требует тщательного изучения.

Накануне первой мировой войны в Европе сложились две противоборствующие группировки – Тройственный союз и Антанта. Россия предпринимает попытки сохранить мир: Николай II обращается с нотой к мировому сообществу, где Россия выступает инициатором проведения международной конференции по прекращению гонки вооружений в Гааге. Однако инициатива не нашла поддержки, и вскоре вспыхнули локальные военные конфликты, которые явились предвестниками мировой войны.

Менее чем через год после вступления России в войну, стало очевидно, что без введения чрезвычайных методов управления в стране успешное продолжение войны невозможно. Более того, из-под контроля стала выходить и политическая ситуация в стране, усиливались революционные настроения среди населения.

Для стабилизации обстановки в стране и на фронтах войны были предприняты следующие меры:

1. сразу после вступления России в войну Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями, в результате чего получил возможность решать многие вопросы самостоятельно от имени императора, минуя Государственную Думу;

2. появляются новые чрезвычайные органы управления – Особые совещания на основании Закона об особых совещаниях (август 1915 г.). Полномочия особых совещаний имели публичное происхождение (состав совещаний определялся Государственной Думой и утверждался Императором); по существу, это были органы государственной власти. Задачей Особых совещаний было объединение ведомств для совместного решения вопросов обороны. Особое завещание по обороне управляло деятельностью частных предприятий в условиях войны; Особое совещание министров контролировало деятельность военно-промышленных комитетов; Особые совещания по топливу контролировали поставки топлива, его конфискацию и реквизицию; Особые совещания по продовольствию осуществляли учет запасов продовольствия; Особые совещания по перевозкам руководили транспортным сообщением.

3. произошло сворачивание многих демократических институтов: свободы слова, печати, собраний, вводится жесткая политическая цензура;

4. в связи с тяжелым экономическим положением в стране стали вводиться административные методы управления экономикой, для финансирования войны привлекается частный капитал. В августе 1915 г. принимается Положение о военно-промышленных комитетах, которое узаконило привлечение частного капитала к управлению экономикой и выполнению военных заказов. Система военно-промышленных комитетов состояла из Центрального военно-промышленного комитета, который включал представителей Совета торговли и промышленности, Всероссийских союзов, городских дум Петрограда и Москвы, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи, и местных комитетов;

5. происходит милитаризация всего государственного аппарата. Появляются органы военного управления – Ставка Верховного главнокомандующего и штабы фронтов, армий.

6. тыловое обеспечение войск осуществляется с участием общественности. В первый период войны создаются общероссийские общественные организации – Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. В ходе войны их функции расширились, они обеспечивали снабжение войск, реабилитацию раненых. В 1915 г. оба эти союза были объединены в Главный комитет по снабжению армии (Земгор). Его уполномоченные были в губерниях, уездах, городах, а также на фронте.

7. введен государственный контроль за поставками продовольствия, ценообразование ограничивалось административно-распорядительными мерами. В мае 1915 г. создан Главный продовольственный комитет, – в его компетенцию входила заготовительная деятельность, управление запасами продовольствия и планирование поставок. Комитет имел местные учреждения – отраслевые и губернские комитеты.

Все вышеуказанные изменения показали, что основной проблемой государственного аппарата страны было недостаточное взаимодействие министерств и ведомств, оно преодолевалось созданием временных надведомственных органов – Особых совещаний. Отсутствие у государства запасов продовольствия ослабило тыловое обеспечение войск, которое было частично перенесено на общественные объединения. Прямое вмешательство в ценообразование деформировало рынок и подтолкнуло страну к экономическому кризису. Уже через год после начала войны – в августе 1915 г. в Государственной Думе появилось оппозиционное объединение – Прогрессивный блок. Члены блока вынесли предложения по совершенствованию общественно-политической жизни: обновить состав Совета Министров, легализовать профессиональные союзы, сформировать правительство народного доверия, расширить сферу гражданских свобод, признать автономию национальных окраин.

Реакцией на оппозиционное движение стал роспуск Государственной Думы по Указу от 3 сентября 1915 г.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.