Здавалка
Главная | Обратная связь

Изменения в государственном аппарате в годы Гражданской войны 1918-1922 гг.



 

Особое внимание студентам необходимо обратить на величайшую трагедию нашего народа – гражданскую войну. Она стала результатом чрезвычайного обострения социальной обстановки и крайней непримиримости противостоящих друг другу сторон. Иностранное вмешательство еще более усложнило ситуацию.

В сентябре 1918 г. ВЦИК своим декретом объявил страну единым военным лагерем. Деятельность всех государственных органов подчинялась интересам обороны.

Нарастающая гражданская война внесла свои коррективы в государственный аппарат Советской России. Действующие органы государственной власти получили чрезвычайные полномочия, наряду с существующими создавались чрезвычайные органы военного времени.

Во-первых, в декабре 1919 г. изменился порядок работы ВЦИК. Он стал не постоянно действующим, а созывным органом, работающим сессионно. На периоды между сессиями ВЦИК высшим органом власти в стране становился его Президиум, который наделялся большими полномочиями в сфере законодательной и исполнительной власти: руководство работой ВЦИК, назначение наркомов, отмена постановлений СНК и др.

Во-вторых, был создан чрезвычайный орган военного времени с широкими полномочиями по мобилизации, вооружению, продовольственному снабжению и оперативному руководству армией – Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), переименованный в апреле 1920 г. в Совет труда и обороны (СТО).

В-третьих, происходит усиление партийного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Положение ВЦИК «О государственном контроле» от 9 апреля 1919 г. преобразовало Наркомат государственного контроля в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции, на который наряду с прочими налагались обязанности по борьбе с бюрократизмом и злоупотреблениями в государственном аппарате, а с 1923 г. РКИ получила полномочия по прямому контролю за деятельностью государственной администрации и местных Советов.

В-четвертых, по всей стране сначала стихийно, а затем в соответствии с положением ВЦИК «О революционных комитетах» от 24 октября 1919 г. создавались революционные комитеты (ревкомы), которым принадлежала вся полнота власти на местах, и вменялись: организация обороны и мобилизации, поддержание внутреннего порядка.

Наконец, вооруженные силы в период гражданской войны становятся главным органом страны в его защите от внутренних и внешних врагов.

С первых дней советской власти одновременно с демобилизаций военнослужащих старой армии идет процесс формирования новой армии. Ее ядром стали отряды Красной гвардии. 15 января 1918 г. был принят декрет Совнаркома об образовании Красной Армии. Она формировалась на добровольной основе из представителей трудящихся, достигших 18-летнего возраста. Из-за малочисленности армии в мае 1918 г. был осуществлен переход от добровольного комплектования Красной Армии к всеобщей воинской обязанности. Воинская обязанность устанавливалась для всего населения, но принцип классового подбора сохранялся. Буржуазные элементы использовались в тыловом ополчении, при комплектовании нестроевых частей и военно-строительных подразделений.

2 сентября 1918 г. постановлением ВЦИК был образован высший государственный орган по руководству вооруженными силами Советской России – Революционный военный совет республики (Реввоенсовет) и Реввоенсоветы на фронтах и в армиях.

5. Правовое обеспечение экономических преобразований в первые годы Советской власти

Для полноты осознания произошедших в стране изменений после Октябрьской революции 1917 г. следует уяснить масштабность преобразований в хозяйственной сфере.

До революции большевики представляли себе социалистическую экономику как экономику нерыночного, директивного типа, где отсутствует частная собственность на средства производства, произведено их тотальное «обобществление», где хозяйственные связи основываются не на товарно-денежных отношениях, а на принципе административного продуктораспределения из единого центра. Подобная экономическая модель могла существовать лишь в специфических условиях и ограниченное время [18].

Реформирование экономики сводилось к трём направлениям:

- Присвоение государством средств и продуктов производства;

- Удовлетворение государством потребительского спроса.

Отправным пунктом экономических реформ стало исключение частной собственности на средства производства из системы охраняемых законом ценностей. Следствием этого стало лишение лиц как частного правопреемства (запрет купли-продажи, аренды предприятий в апреле 1918 г.), так и общего правопреемства (отмена наследственного правопреемства в мае 1918 г.).

Другим направлением реформ стало присвоение государством высвободившихся из частного владения средств производства и продуктов производства.

Присвоение промышленных предприятий осуществлялось в процессе национализации. Подразумевалось, что имущество поступает в собственность не отдельных государственных учреждений, а всего государства – политической организации общества трудящихся (нации). Дореволюционная финансовая система такого перемещения собственности не выдержала бы, поэтому банки были национализированы (поставлены под государственный контроль) в первую очередь.

Национализация велась двумя методами: национализация отдельных предприятий (оперативный режим реформ, удовлетворявший неотложные нужды Советского государства), и национализация отраслей (стратегический режим реформ). Практическое значение второго метода состояло в том, что национализация некоторых предприятий была невыгодной без одновременной национализации других предприятий, с которыми оно взаимодействовало в производственном процессе.

В декабре 1917 г. ВЦИК издает Декрет о национализации банков. Частные банки поступали в подчинение Государственному Банку.

В январе 1918 г. национализирован морской и речной флот.

В апреле 1918 г. национализирована внешняя торговля.

В мае 1918 г. национализирована сахарная и нефтяная промышленность.

В июне 1918 г. СНК издает Декрет о национализации предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, лесопильной, деревообрабатывающей, табачной, стекольной промышленности.

Содержание объектов национализации – содержание государственной собственности – вверялось самим трудящимся.

С этой целью вводился контроль за отдельными предприятиями (Рабочий контроль) и управление отраслями (ВСНХ, Главки). В рамках централизованного управления решались вопросы производства и распределения готовой продукции. Другим комплексом мер было привлечение на предприятия дополнительных рабочих сил.

14 ноября 1917 г. ВЦИКом принято Положение о рабочем контроле. Под контроль ставились закупки сырья, хранение, поставки продукции. Контроль осуществлялся местными органами – Советами рабочего контроля, замыкавшимися на центральном органе – Всероссийском Совете Рабочего контроля.

Управление отраслями, – планирование производства, распределение заказов и готовой продукции, – осуществлялось Всероссийским советом народного хозяйства (ВСНХ) и его местными органами – Главками.

Управление как отдельными предприятиями, так и отраслями представляло собой единую систему управления промышленностью. Именно поэтому Всероссийский Совет рабочего контроля входил в систему ВСНХ.

Привлечение рабочей силы осуществлялось также административно-командными методами.

Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) вводилась всеобщая трудовая повинность. Государство добивалось исполнения этой повинности: с ноября 1918 г. по октябрь 1920 г. проводятся мобилизации специалистов отраслей народного хозяйства; с ноября 1918 г. «нетрудовые элементы» призываются в Трудовые армии.

Иначе осуществлялась национализация земли.

26 декабря 1917 г. на II Всероссийском Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов принимается Декрет о земле, отменяющий частную собственность на землю. Монастырские, церковные и помещичьи земли поступали в распоряжение Советов.

В рамках национализации должны были присваиваться продукты сельскохозяйственной деятельности. Присвоение продуктов труда осуществлялось несколькими методами:

Декретом ВЦИК от 9 мая 1918 г. вводилась государственная хлебная монополия, – крестьяне сдавали излишки зерна (хлеба) на государственные закупочные пункты. По существу, этой мерой затрагивалось только имевшее излишки хлеба кулачество.

В августе 1918 г. изъятие излишков было заменено взысканием зерна с каждого крестьянина (кулака, середняка) по определенным нормам.

В январе 1919 г. принят Декрет ВЦИК о продовольственной разверстке. Местностям, в которых велось сельское хозяйство, устанавливались наряды на поставку продовольствия. Вместо норм поставки зерна, действовавших с августа 1918 г., вводились нормы личного потребления. Всё, что превышало эти нормы, сдавалось государству.

Изъятие сельскохозяйственной продукции встретило сопротивление населения. На службу продовольственной политике государства были поставлены вооруженные продовольственные отряды и созданные по декрету ВЦИК от 11 июня 1918 г. комитеты бедноты (комбеды).

В августе 1918 г. продовольственные отряды получают военное управление по типу воинских подразделений; начинается террор в войне за продовольствие.

На состоявшемся в марте 1919 г. VIII съезде РКП(б) централизация экономики по вышеуказанным направлениям – национализация, управление отраслями промышленности, продовольственная разверстка – определена как «военный коммунизм». «Военным» его делала внешность мероприятий, которыми велось принудительное перемещение средств и продуктов производства в собственность государства.

Другой стороной экономических преобразований было централизованное распределение продуктов труда (продовольствия, промышленных товаров).

В ноябре 1918 г. СНК принят Декрет об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства. Частные торговые предприятия закрывались; распределение товаров осуществлялось Наркомпродом, ведавшим сетью потребительских кооперативов, объединенных в Центросоюз.

Таким образом, движение продукта от производителя к потребителю осуществлялось при посредничестве государства.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.