Здавалка
Главная | Обратная связь

Реформы правоохранительных органов 20-х гг.



 

В рассматриваемый период была проведена реорганизация системы правоохранительных органов.

В связи с возвращением идеи единой законности, возникла необходимость реорганизации судебной системы.

31 октября 1922 г. ВЦИК утверждено Положение о судоустройстве РСФСР. Положение введено в действие с 1 января 1923 г.

Судебная система включала:

- Народный суд в составе постоянного народного судьи;

- Народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

- Губернский суд;

- Верховный суд РСФСР и его коллегии – по уголовным, по гражданским делам, две кассационные коллегии, военно-транспортная и дисциплинарная коллегии.

Народные суды рассматривали дела по первой инстанции и находились в начальном звене судебной системы. Судьи и народные заседатели народных судов избирались губисполкомами (народные заседатели – на один год с возможностью повторного избрания на тот же срок).

В губернском звене судебной системы упразднялись революционный трибунал и совет народных судей, их заменял губернский суд. Губернский суд рассматривал дела как по первой, так и по кассационной инстанции. Губернский суд имел два отдела: уголовный и гражданский, каждый имел отделения – судебное и кассационное. Вопросы судебного управления решались Пленумами губернских судов.

На вершине судебной системы находился Верховный суд РСФСР, заменивший единый Верховный трибунал и Отдел высшего судебного контроля НКЮ РСФСР. Судьи Верховного суда РСФСР избирались ВЦИК.

29 октября 1924 г. приняты Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. Верховные суды и суды нижестоящих инстанций созданы во всех союзных республиках СССР.

В системе революционных трибуналов сохранены лишь трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные суды, т.е. органы юрисдикции, образовавшие впоследствии систему военных судов.

Под наблюдением губернских судов, но отдельно от них действовали судебные следователи – органы предварительного следствия.

Надзор за законностью вверялся прокуратуре.

25 мая 1922 г. ВЦИК утверждено Положение о прокурорском надзоре.

Прокурорский надзор осуществлялся от имени государства в следующих функциях:

Общий надзор – надзор за законностью действий органов власти, предприятий, учреждений, организаций, частных лиц;

Надзор за деятельностью органов дознания и следствия;

Поддержка обвинения в суде;

Надзор за правильностью содержания под стражей.

Прокурор Республики, кроме того, вносил ходатайства об отмене постановлений органов власти, как противоречащих законам, опротестовывал решения наркоматов и иных центральных ведомств в СНК и Президиум ВЦИК.

Прокуратура учреждалась в системе Наркомюста, – Прокурор Республики являлся одновременно и Народным комиссаром юстиции. Аппарат Прокурора Республики состоял из помощников, которым подчинялись особые прокуроры при военных трибуналах.

Прокурор Республики назначал губернских прокуроров и их помощников.

Прокуроры и помощники прокуроров автономных республик назначались ЦИК этих республик.

Тогда же возникла и адвокатура. По Положению об адвокатуре, принятому ВЦИК 25 мая 1922 г., при губернских отделах юстиции предусматривалась организация коллегий защитников, на которые возлагалось обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам, представительство сторон в гражданском процессе, оказание помощи населению – дача консультаций по юридическим вопросам.

По Положению о нотариате и арбитражных комиссиях, принятому ВЦИК в 1922 г. в систему юстиции возвращен нотариат. Нотариусам вверялось удостоверение юридически значимых фактов и регистрация сделок с недвижимым имуществом. Арбитражные комиссии учреждались для разрешения хозяйственных споров – разногласий, неминуемых в условиях возросшей торговой активности периода НЭПа.

Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК и её местные органы упразднены, образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством народного комиссара или назначаемого СНК заместителя.

ГПУ имело политические отделы в автономных республиках и губерниях. Отделы губерний создавались при губисполкомах, отделы республик – при ЦИК республик.

ГПУ и его отделы имели внутренние подразделения – Особые отделы (вели борьбу с военными преступлениями) и Транспортные отделы (вели борьбу с преступлениями на транспорте). Органам ГПУ придавались особые подразделения войск.

ГПУ были подведомственны уголовные дела о политических и антигосударственных преступлениях; в этом круге полномочий осуществлялся розыск, велось административное расследование, дознание, предварительное следствие, выполнялись соответствующие следственные действия.

Кроме того, на органы ГПУ возлагалась охрана государственной тайны, борьба со шпионажем, деятельностью иностранных разведок, контрреволюционным заговором и контрабандой.

В ноябре 1923 г. ВЦИК утвердил Положение об Объединенном Государственном Политическом Управлении (ОГПУ) – орган, объединявший деятельность политических управлений и отделов всех союзных республик. Председатель ОГПУ входил в СНК с правом совещательного голоса.

Помимо вышеуказанных функций ГПУ в компетенцию ОГПУ входила охрана государственных границ.

После окончания гражданской войны была проведена военная реформа. В 1924 г. была введена так называемая «смешанная система» построения армии, т.е. сочетание кадровой и милиционной системы. Наряду с постоянными войсками в составе Красной Армии создавались территориальные части (в них проходили трехмесячную военную подготовку призывники, как правило, по месту своего жительства). Вводилось единоначалие и всеобщая воинская повинность.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.