Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственный аппарат в 30-40-е гг.



 

Конституция 1936 г. внесла существенные изменения в советский государственный аппарат (см. рис. 31 Приложения к главе XV):

1) изменения в высших органах государственной власти. Высшим органом власти становится Верховный Совет СССР, который в соответствии с Положением о выборах в Верховный Совет СССР, утвержденным 9.07.37 г., избирался из граждан СССР, достигших 18 лет на основе равного избирательного права прямым и тайным голосованием. Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета национальностей. В составе Верховного Совета избирались три комиссии: законодательных предположений, бюджетная и по иностранным делам. На сессии Верховного Совета избирался Президиум Верховного Совета СССР и образовывалось правительство – СНК СССР, назначался Прокурор СССР.

Органы государственной власти союзных республик в составе СССР формировались аналогичным образом.

2) органы местного самоуправления. В декабре 1939 г. прошли выборы в местные Советы депутатов трудящихся: краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские, поселковые. На сессиях местных Советов избирались исполнительные комитеты и их отделы.

3) аппарат управления народным хозяйством. По Постановлению ЦИК СССР от 7.12.29 г. на Наркомат земледелия СССР налагалось курирование всех вопросов, связанных с организацией и планированием сельскохозяйственного производства. Постановление ЦИК от 13.12.29 г. «О значении и работе сельских Советов в районах сплошной коллективизации» запрещалась подмена сельских Советов органами колхозов – правлениями. Политотделы, созданные в 1933 г., координировали партийное и государственное руководство сельским хозяйством. Изменился юридический статус Госплана. В 1931 г. Госплан был наделен правами наркомата. ВСНХ как орган управления промышленностью упразднялся. Многие наркоматы разукрупнялись. Расширялись права ВЦСПС (всесоюзного Центрального Совета профессиональных Союзов) в управлении трудовыми отношениями. Профсоюзам передавались все средства и имущество социального страхования. Инспекции труда, создаваемые при профсоюзах, имели право наложения штрафов за нарушение трудового законодательства. В результате кредитной реформы 1930-1931 гг. повысилась роль Госбанка как кредитного, рассчетно-кассового и эмиссионного центра СССР.

В 1934 г. функциональная система управления хозяйством была изменена на производственно-территориальную.

4) правоохранительные органы. Закон «О судоустройстве» 1938 г. не внес существенных изменений в организацию и деятельность судебной системы СССР. В составе Верховного Суда СССР появилась судебно-надзорная коллегия. Созданный в 1936 г. НКЮ СССР осуществлял управление судами всей страны. Однако, судебные функции могли осуществлять и т.н. органы внесудебной репрессии: Особое совещание при НКВД – по политическим преступлениям, созданное в 1934 г., с 1935 г. «тройки» на местах с теми же функциями и полномочиями в составе 1-го секретаря обкома партии, начальника областного управления НКВД и областной прокурор, с 1937 г. – «двойки». Существовали и милицейские «Тройки» для борьбы с правонарушителями на местах.

В июне 1933 г. была создана Прокуратура СССР. Прокуратуры союзных республик оставались в ведении наркоматов юстиции, Прокурор СССР осуществлял лишь координацию их деятельности. Централизацию органов прокуратуры СССР завершила Конституция 1936г., по которой прокуратуры союзных республик подчинились Прокуратуре СССР.

В 1931 г. было принято Положение о Рабоче-крестьянской милиции СССР, которое положило начало централизации милиции. В 1934г. Главное управление милиции было включено в НКВД.

Затем НКВД последовательно были подчинены Главное управление пограничных и внутренних войск, Главное управление пожарной охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, отдел актов гражданского состояния, Главное управление шоссейных дорог, Главное архивное управление и другие.

В 1934г. ОГПУ также было включено в НКВД СССР в качестве Главного управления государственной безопасности, а уже в 1941г. было выделено в самостоятельное ведомство.

 

3. Конституция СССР 1936 г.

 

5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный Съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР.

Содержание новой Конституции было шире, чем у Конституции 1924 г.: в него входили положения о правах и обязанностях граждан, избирательной системе, основах государственной власти, в т.ч. о судоустройстве и прокуратуре. В связи с провозглашением победы социализма руководство страны вынуждено было демонстрировать некоторую демократизацию политической системы. Принятая в 1936 г. Конституция СССР изменила структуру высших органов государства (Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик), избирательную систему, расширила права и свободы граждан. Что впрочем не мешало на практике их сужать. Так, уже вскоре было ограничено право на труд путем закрепления рабочих и служащих за определенным предприятием или учреждением.

Конституция не предусматривала и свободу передвижения граждан, ибо еще в декабре 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов».

Конституция провозглашала утверждение в СССР социалистического строя – господства трудящихся классов.

Основами государственности объявлены:

7. социалистическая собственность на орудия труда и средства производства;

8. власть трудящихся, представленных Советами депутатов трудящихся. Конституцией провозглашалось объединение рабочих, крестьян и военнослужащих в союз трудящихся классов с общими органами народного представительства (на смену Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов пришли Советы депутатов трудящихся).

Конституция состояла из 13 глав и 146 статей.

В первой главе раскрывались основы общественного устройства. Классы эксплуататоров признавались уничтоженными, но общество сохраняло классовую дифференциацию. В составе господствующих – трудящихся классов рабочий класс определялся передовым.

Во второй главе содержались принципы государственного единства: федеративное устройство (добровольный союз республик), суверенитет союзных республик, разграничение компетенции Союза и союзных республик.

Шесть следующих глав посвящались системе государственной власти.

Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей.

Деятельность Верховного Совета осуществлялась в ходе сессий. В периоды между сессиями функции Совета осуществлялись его Президиумом.

Высшим органом исполнительной власти являлся Совет народных комиссаров (с 1946 г. – Совет Министров). СНК руководил работой общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов.

Органы власти союзных республик устраивались по тому же принципу.

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся. Местные советы образовывали свои исполнительные органы – исполнительные комитеты.

Девятая глава посвящалась избирательному праву. Гарантировалось всеобщее, равное, прямое право при тайном голосовании. Носителем права признавался каждый гражданин, достигший возраста 18 лет.

В десятой главе перечислялись права и обязанности граждан.

Граждане имели право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование, неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, право на объединение в общественные организации, а также свободы – совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций. Устанавливалось, что никто не может быть подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда или с санкции прокурора. Признавалась и личная собственность граждан, но она не могла направляться на деятельность, связанную с извлечением дохода.

Граждане были обязаны соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность.

В одиннадцатой главе утверждались основы судоустройства: рассмотрение дел с участием народных заседателей, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики либо автономной области с представлением переводчика лицам, не владеющим этим языком.

Надзор за исполнением законов всеми органами государственной власти, и их должностными лицами вверялся прокуратуре. Прокурор СССР руководил деятельностью республиканских, краевых, областных прокуроров, а также прокуроров автономных республик и автономных областей.

В двенадцатой главе закреплялось значение государственных символов.

В тринадцатой главе содержался порядок изменения Конституции – по решению Верховного Совета СССР.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.