Здавалка
Главная | Обратная связь

Изменения в праве в годы Великой Отечественной войны.



1. Изменения в государственном аппарате в годы Великой Отечественной войны.

 

Начавшаяся 22 июня 1941 г., в связи с нападением на СССР фашистской Германии, Великая Отечественная война сблизила системы общего и военного государственного управления. В условиях военной угрозы обострились недостатки государственного механизма, – его неприспособленность к решению проблем эвакуации, боепитания и оборонительной политики.

Отсутствие органов власти, специализированных на решении большинства указанных задач, привело к появлению чрезвычайных органов управления – организационных образований, осуществлявших одновременно функции нескольких министерств в комбинации, наиболее пригодной для военных условий. Одновременно учреждались новые органы государственной власти и органы военного управления.

В число чрезвычайных органов управления входили:

1. Государственный Комитет Обороны (ГКО), учрежденный постановлением Президиума ВС СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 30 июня 1941 г. В компетенцию ГКО входила координация действий всех звеньев политической системы страны (партийных и комсомольских органов, коллективов трудящихся), независимо от их «довоенной» ведомственной подчиненности.

Функции ГКО осуществлялись через систему местных (городских) комитетов обороны, созданных более чем в 60 городах. Местные комитеты возглавлялись первыми секретарями горкомов и обкомов партии. Не смотря на организационную новизну, деятельность ГКО не вступала в противоречия с общим политическим курсом партии.

Для решения задач эвакуации при ГКО действовал Совет по делам эвакуации, с октября 1941 г. – Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности, с декабря 1941 г. – Управление по делам эвакуации.

2. Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, созданная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. Комиссия вела расследования через местные комиссии, учреждавшиеся в областях, освобожденных от оккупации.

Условия войны востребовали и создания других органов:

1. В сентябре 1941 г. был образован Наркомат танковой промышленности СССР.

2. В ноябре 1941 г. создан Наркомат минометного вооружения.

Существенные изменения претерпела система военного управления, в которую дополнительно к существовавшим до войны органам вошли:

- Ставка Верховного Главнокомандования – орган высшего военного руководства;

- Генеральный штаб Красной Армии, действовавший при Ставке Верховного Главнокомандования;

- Управления наркоматов обороны и флота;

- Командования фронтами;

- Командования соединений, оперативных объединений войск, корпусов;

- Центральный штаб партизанского движения, штабы при военных советах фронтов.

Структура Вооруженных Сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения. Военнослужащие подразделялись на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет.

Действующая армия получила особый правовой статус (льготы по довольствию, по службе). Создается гвардия, штрафные подразделения.

Расширились полномочия органов военной юстиции.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий» образованы трибуналы при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах, на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах.

Трибуналам были подсудны дела о любых преступлениях военнослужащих, а также дела о преступлениях против обороны, общественного порядка, государственной безопасности. Приговоры трибуналов вступали в силу и приводились в исполнение сразу после провозглашения. Деятельность трибуналов проверялась в надзорном порядке Военной, Военно-железнодорожной, Военной воднотранспортной коллегиями Верховного суда СССР и Пленумом Верховного суда СССР.

В феврале 1944 г. были расширены права союзных республик в области внешних сношений и обороны. Союзные республики получили право вступать в непосредственные связи с иностранными государствами и иметь национальные войсковые формирования.

Вместе с тем в годы войны были допущены произвол и беззаконие в отношении ряда народов (немцы Поволжья, балкарцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, чеченцы), была ликвидирована их государственность, а сами они депортированы в восточные районы страны.

 

2. Изменения в праве в годы Великой Отечественной войны

 

Гражданское право. Признавалось действующим на оккупированных территориях. Сделки, совершенные в соответствии с распорядком оккупационных властей, признавались недействительными со дня их совершения.

Семейное право. Признавался законным только зарегистрированный брак. Это породило новый правовой институт – так называемых «одиноких матерей», т.е. женщин, родивших вне брака. Это существенно нарушало право детей, родившихся от матерей-одиночек. Развод допускался только по суду, запрещалось устанавливать в судебном порядке отцовство.

При этом предпринимались меры по оказанию помощи и поддержки женщинам, имевшим детей. 8 июля 1944 г. Президиум ВС СССР принял Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Наследственное право. Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону и установления очередности призвания наследников. Указ Президиума ВС СССР от 14 марта 1945г. «О наследниках по закону и по завещанию» ввел две новые категории наследников по закону: трудоспособных родителей, а также братьев и сестер.

Трудовое право. Ужесточались требования трудовой дисциплины. По Указу от 13 февраля 1942 г. уклонение от мобилизации для работы на производстве трудоспособное население подлежало уголовной ответственности. Для выполнения оборонных работ и т.д. установилась особая трудовая повинность. Самовольный уход с работы приравнивался к дезертирству и наказывался лишением свободы на срок от 5 до 8 лет, причем такие дела были отнесены к компетенции трибуналов.

Устанавливалось обязательное привлечение к труду несовершеннолетних в сельской местности, с доведением трудового минимума (50 трудодней в год). Указом Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» увеличены нормы рабочего времени, предусмотрена возможность привлечения к сверхурочным работам до 3-х часов в сутки.

Уголовное право. Появились новые, специфичные для военного составы преступлений и виды наказаний.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» предусматривалась ответственность за распространение искаженных сведений о действиях и военном успехе вооруженных сил.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. предусматривалась уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. устанавливались новые виды наказаний для фашистских преступников и их сообщников (смертная казнь через повешение, каторжные работы на срок от 15 до 20 лет).

 

Контрольные вопросы

1. Поясните, почему возникла необходимость создания чрезвычайных органов управления в годы войны? Перечислите органы военного управления.

2. Перечислите функции органов государственного управления по эвакуации и обороне.

3. Как было организовано государственное управление партизанским движением в годы ВОв?

4. Какие изменения произошли в системе и деятельности органов юстиции в годы ВОв?

5. Какие изменения в праве произошли в годы войны?

 

Литература

1. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М., 2006.

2. Исаев И.А. История государства и права России. – М., 2007.

3. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М., 1995-2000.

4. История государства и права России / Отв. ред. Титов Ю.П. – М., 1996.

5. История государства и права России в документах и материалах. 1930-1990 гг. / Автор-сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Амалфея, 2000.

6. История государства и права России. Учебник / Отв. ред. Чибиряев С.А. – М., 2000.

7. Краснов Ю.К. История государства и права России. Учебное пособие. – М., 1997.

8. Кузнецов И.Н. История государства и права России. Курс лекций. – Минск, 2000.

9. Новицкая Т.Е. История отечественного государства и права. В 2 ч. – М., 1992.

10. Отечественное законодательство XI-XX вв. Пособие для семинаров в 2 т. / Под ред. Чистякова О.И. – М., 1999.

11. Рогов В.А. История государства и права России IX- начало XX вв. – М., 1993-1995.

12. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий / Под ред. Мавродина В.В., Сахарова А.М. Ч. 1-5. – М., 1970-1973.

13. Титов Ю.П. История государства и права России. Хрестоматия. – М., 1996.

14. Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России XIX-XX вв. – Ростов-на-Дону, 2000.

 

Задания

Задание № 1

В конце 1941 г. на оккупированной территории Литовской ССР немецкие оккупационные власти распределяли земли колхозов между бывшими помещиками, которым выдавались документы, удостоверяющие право собственности. В период оккупации некоторые литовские помещики совершили сделки по купле-продаже земельных участков, которые также регистрировались оккупационными властями.

Порождали ли правовые последствия указанные сделки в соответствии с советским гражданским законодательством?

 

Задание № 2

В 1943 г. гражданка С., муж которой находился в действующей части Красной Армии, решила расторгнуть брак с ним, для чего обратилась в районный народный суд. В исковом заявлении о расторжении брака она указала, что отказывается поддерживать со своим мужем супружеские отношения по причине личной неприязни; имущественных претензий к супругу она не имеет; воспитание несовершеннолетнего сына она будет осуществлять самостоятельно.

Какая процедура расторжения брака предусматривалась в соответствии с действовавшим законодательством? Какое решение должен был вынести суд?

 

Задание № 3

Гражданка Н. поддерживала фактические брачные отношения с гражданином Т. в течение трех лет. В июле 1941 г. Т. был мобилизован и отправлен на фронт. В октябре 1941 г. у Н. родился ребенок. Н. обратилась в районный народный суд с исковым заявлением об установлении факта отцовства гражданина Н. Кроме того, она требовала обязать Т. выплачивать алименты на содержание их ребенка.

Какое решение должен был вынести суд в соответствии с действовавшим в военное время семейным законодательством?

Задание № 4

В июле 1942 г. при отступлении одной из действующих воинских частей было утрачено знамя. Знаменосец – сержант Г. объяснил, что потерял знамя своей части, когда пробирался через болотистую местность.

Какая ответственность была предусмотрена за утрату знамени в военное время?

 

Задание № 5

В конце октября 1941 г. житель г. Москва – пенсионер Р. распространял среди соседей по дому, а также в магазине при отоваривании талонов слухи о том, что немцы уже вошли в западную часть Москвы, советские войска отошли без боя. Он призывал не подчиняться советским властям. О действиях Р. стало известно сотрудникам органов НКВД, после чего Р. был задержан.

Какие меры должны быть приняты в отношении Р. в соответствии с советским законодательством военного времени?

 

Задание № 6

Зимой 1942 г. в блокадном Ленинграде сотрудниками НКВД были задержаны и расстреляны на месте два жителя Ленинграда, которые совершали кражу имущества из одной из квартир, жильцы которой были эвакуированы.

Как следует квалифицировать деяние этих лиц в соответствии с законодательством военного времени? Правомерны ли действия сотрудников НКВД?

 

Тесты

1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. началась:

а) в связи с нападением фашистской Германии на СССР;

б) в связи с объявлением СССР войны фашистской Германии;

в) в связи со вступлением СССР во II мировую войну на основании договора с военными союзниками СССР.

 

2. Государственному комитету обороны (ГКО) подчинялись:

а) только органы государственной власти;

б) только органы военного управления;

в) все звенья политической системы страны (партийные и комсомольские органов, коллективы трудящихся), независимо от их «довоенной» ведомственной подчиненности.

 

3. Трибуналам были подсудны дела:

а) о любых преступлениях военнослужащих, а также дела о преступлениях против обороны, общественного порядка, государственной безопасности;

б) о преступлениях военнослужащих;

в) дела о преступлениях против обороны, общественного порядка, государственной безопасности.

 

4. Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР действовала:

а) на всей территории СССР;

б) на территории СССР в областях, освобожденных от оккупации;

в) как на территории СССР, так и за его пределами, если это было необходимо для восстановления прав граждан.

 

5. В феврале 1944 г. были расширены права союзных республик в области внешних сношений и обороны, которые состояли:

а) в праве вступать в непосредственные связи с иностранными государствами и иметь национальные войсковые формирования;

б) в праве вступать в непосредственные связи с иностранными государствами;

в) иметь национальные войсковые формирования.

6. Сделки, совершенные в соответствии с распорядком оккупационных властей на оккупированных советских территориях:

а) признавались недействительными со дня их совершения;

б) признавались действительными наряду со сделками, совершенными в соответствии с нормами советского гражданского права;

в) являлись оспоримыми и должны были признаваться недействительными в судебном порядке.

 

7. В соответствии с нормами военного брачно-семейного законодательства установление отцовства:

а) было возможным только в судебном порядке;

б) было возможным в административном порядке;

в) в судебном порядке запрещалось.

 

8. Указ Президиума ВС СССР от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию» ввел две новые категории наследников по закону:

а) трудоспособных родителей, а также братьев и сестер;

б) трудоспособных родителей, прабабушек и прадедов;

в) братьев и сестер родных и двоюродных.

 

9. В соответствии с нормами трудового законодательства военного времени применение труда несовершеннолетних допускалось:

а) в сельской местности;

б) в сельской местности и в военной промышленности;

в) в военной промышленности.

 

10. В отношении фашистских преступников применялись:

а) общеуголовные наказания, предусмотренные нормами довоенного уголовного законодательства;

б) применялись смертная казнь в виде повешения и каторжные работы;

в) применялись все наказания, перечисленные выше.

 

 

Приложение







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.