Здавалка
Главная | Обратная связь

Внутренняя и внешняя политика СССР в условиях либерализации общественных отношений (60-80-е гг.)



 

После смерти И.В. Сталина 3 марта 1953 г. начинается либерализация общественных отношений. Первыми признаками этого стало прекращение массовых репрессий и начавшийся процесс реабилитации жертв сталинского террора. В 1953-1954 гг. наметился поворот в экономической политике, переоценке подвергалась и внешнеполитическая доктрина.

Важнейшим событием общественно-политической жизни страны стал ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.), который подверг резкой критике культ личности Сталина и провозгласил необходимость демократизации государственной жизни, преодоления чрезмерного централизма в управлении страной.

Стремление к демократизации государственной жизни нашло выражение в мерах, направленных на дальнейшее повышение роли Советов, активизацию их деятельности, упрочение связей с народными массами.

В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами». В результате принятых мер деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий.

Вместе с тем, начиная со второй половины 50-х гг., стали осуществляться мероприятия, которые внешне носили демократический характер, а по сути, являлись показными, декоративными, не оказывавшими реального воздействия на практику (например, всенародные обсуждения законопроектов, имевшие рекомендательную силу).

Некоторые реорганизации, проведенные в рассматриваемый период, находились на грани отсутствия здравого смысла. К ним с полным основанием можно отнести разделение в конце 1962 г. краевых, областных, районных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские.

Попыткой повысить эффективность управления народным хозяйством стала замена отраслевого принципа управления территориальным, осуществленная в мае 1957 г. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом Министров союзной республики создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками. Однако эта мера не привела к радикальным изменениям в развитии промышленности и строительства. Обнаружились новые недостатки – местничество, не всегда компетентное руководство.

Курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства. Это нашло выражение в расширении прав союзных республик. Прежде всего, были расширены их права в области управления экономикой. В 1954-1955 гг. из союзного подчинения было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате этого удельный вес предприятий республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г. Автомобильный транспорт и речной флот были полностью переданы в подчинение союзным республикам.

Были расширены права союзных республик в области законодательства и осуществления правосудия. К их ведению было отнесено законодательство об устройстве судов, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов. За Союзом ССР осталось право установления основ уголовного, гражданского, процессуального законодательств, а также законодательства в области правосудия.

Одновременно были расширены права союзных республик в области решения вопросов областного и краевого административно-территориального деления. В 1956 г. была ликвидирована искусственно созданная в 1940 г. Карело-Финская ССР. Вместо нее была восстановлена ранее существовавшая Карельская АССР.

В 1957-1958 гг. были восстановлены права репрессированных в годы Великой Отечественной войны балкарского, чеченского, ингушского, карачаевского и калмыцкого народов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.