Здавалка
Главная | Обратная связь

Кризис советского государства и попытки выхода из него



Изменения Конституции СССР от 1 декабря 1988 г. конкретизировали решения XIX Всесоюзной партийной конференции о создании т.н. «советского парламентаризма», выражающего идею «социализма с человеческим лицом». Принципом реформы было объединение республиканских и местных Советов народных депутатов путем подчинения их новому представительному органу государственной власти – Съезду народных депутатов СССР, а через него – Верховному Совету СССР (см. рис. 36 Приложения к главе XIX).

Съезд народных депутатов СССР насчитывал 2250 депутатов: 750 избирались от территориальных избирательных округов, 750 от национально-территориальных округов, 750 от общественных объединений и КПСС.

Съезд народных депутатов созывался Верховным Советом СССР, действовавшим в качестве верхней палаты советского парламента.

В свою очередь, Верховный Совет СССР созывался на весеннюю и осеннюю сессии постоянно действовавшим Президиумом Верховного Совета.

В состав Президиума входили Председатель Верховного Совета – высшее должностное лицо советского государства, его первый заместитель и пятнадцать заместителей – председатели Верховных Советов союзных республик, председатели Совета Союза и Совета Национальностей.

Исполнительная власть осуществлялась Советом Министров СССР, состав которого утверждался Верховным Советом СССР.

Аппарат власти включал орган конституционного контроля. Комитет Конституционного надзора СССР избирался Съездом народных депутатов СССР.

Органы власти союзных республик создавались по тому же принципу.

Попытки централизовать государственную власть и пресечь политическую конфронтацию с демократическим движением привели к учреждению института президентства (решение принято на III Съезде народных депутатов СССР 12-15 марта 1990 г.). Статус Президента требовал преобразований государственного механизма. В соответствии с Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона СССР) в связи с совершенствованием системы государственного управления» от 26 декабря 1990 г. вместо Совета Министров СССР учреждался Кабинет Министров СССР, который подчинялся непосредственно Президенту СССР. Создавался пост Вице-президента, который по поручению Президента вправе был осуществлять часть функций высшего должностного лица. Сохранение целостности Союза ССР вверялось Совету безопасности СССР, который также подчинялся Президенту СССР.

Следует учитывать, что согласованная работа органов государственной власти, - прежде всего Советов народных депутатов, на данном этапе обеспечивалась деятельностью организаций КПСС.

После попытки государственного переворота и приостановления деятельности КПСС на территории РСФСР, роспуска ЦК КПСС работа «союзного парламента», выборы в него становились совершенно непредсказуемыми. Фактически, парламент отдавался во власть практически бесконтрольных политических сил. Такой парламент мешал союзному руководству.

2 сентября 1991 г., на Внеочередном Пятом Съезде народных депутатов СССР принимается Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР на переходный период». Закон закреплял статус высшего представительного органа государственной власти за Верховным Советом СССР. 5 сентября 1991 г. Съезд народных депутатов объявил о прекращении своей деятельности, и это послужило концом союзного парламентаризма. Взаимодействие органов государственной власти союзных республик координировалось Государственным Советом СССР, в состав которого входили высшие должностные лица союзных республик. Необходимо учитывать, что попытки приспособить центральные органы государственной власти к процессу перестройки и условиям политической борьбы с её радикальными сторонниками не получили продолжения в работе местных органов власти. Как следствие, значение новых органов власти было скорее всего атрибутивным, – глубокого влияния на общественную жизнь они не оказывали.

 

3. Распад СССР

 

В ноябре 1991 г. главы союзных республик принимают решение о заключении нового союзного договора – объединении республик в конфедерацию. При этом Президент Украины (Л.М. Кравчук) откладывает подписание договора до проведения референдума о статусе Украины.

Президент СССР отложил подписание договора до проведения референдума о статусе Украины (не заключил договор с теми республиками, которые, в отличие от Украины, были готовы его подписать).

На референдуме о статусе Украины 70% украинцев проголосовали за суверенитет Украины и против вхождения Украины в союз государств. Таким образом, заключение нового союзного договора было сорвано.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще Б.Н. Ельцин (Российская Федерация), Л.М. Кравчук (Украина) и С.С. Шушкевич (Беларусь) заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), – объединения государств, которое, в свою очередь, государством не являлось.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча руководителей 11 бывших союзных республик, за исключением Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии, которые подписали Декларацию, где констатировалось, что СССР как государственное образование прекращает свое существование.

Декларация определила, что взаимодействие стран – участников Содружества Независимых Государств будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашением между членами Содружества, которое не является ни государством, ни над государственным образованием.

24 апреля 1992 г. шестым Съездом народных депутатов РСФСР было изменено наименование государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика на Российская Федерация – Россия.

Российская Федерация, как самая мощная из республик, по соглашению с другими членами бывшего Союза, взяла на себя правопреемство СССР в той части, которую было нельзя или нецелесообразно делить. Она заняла место СССР в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена, к ней перешел контроль за ядерным оружием, она взяла на себя финансовые и другие обязательства бывшего Союза.

В Российской Федерации развернулась активная работа по осуществлению глубоких реформ во всех областях жизни. С января 1992 г. началось проведение экономических реформ. Осуществлялись преобразования в социально-экономической области, готовился проект новой Конституции. Однако в процессе проведения реформ обнаружились острые разногласия между различными политическими силами. Верховный Совет и Съезд народных депутатов вступили в острый конфликт с исполнительной властью и Президентом Б.Н. Ельциным. Конфликт перерос в прямое противостояние и вооруженные столкновения. Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. Верховный Совет и Съезд народных депутатов были распущены.

В декабре 1993 г. на референдуме утверждается новая Конституция Российской Федерации. Начался новый этап в развитии российской государственности и права.

 

Контрольные вопросы

1. Каково значение терминов «перестройка», «ускорение», «гласность»?

2. Предусматривала ли концепция «перестройки» государственный суверенитет союзных республик?

3. Укажите место Совета народных депутатов СССР в системе органов государственной власти.

4. Являлся ли Верховный Совет СССР постоянно действовавшим органом власти?

5. Укажите изменения в компетенции Верховного Совета СССР в период с 1988 по 1991 г.

6. Какие полномочия Госсовета СССР предусматривало законодательство Союза СССР?

7. Какие формы государственного единства планировалось выбрать для сохранения Союза ССР?

 

 

Литература

1. Кузнецов И.Н. История государства и права России. Курс лекций. – Минск, 2005.

2. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М., 2006.

3. Исаев И.А. История государства и права России. – М., 2007.

4. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. – М., 1995-2000.

5. История государства и права России / Отв. ред. Титов Ю.П. – М., 1996.

6. История государства и права России в документах и материалах. 1930-1990 гг. / Автор-сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Амалфея, 2000.

7. История государства и права России. Учебник / Отв. ред. Чибиряев С.А. – М., 2000.

8. Краснов Ю.К. История государства и права России. Учебное пособие. – М., 1997.

9. Новицкая Т.Е. История отечественного государства и права. В 2 ч. – М., 1992.

10. Отечественное законодательство XI-XX вв. Пособие для семинаров в 2 т. / Под ред. Чистякова О.И. – М., 1999.

11. Рогов В.А. История государства и права России IX- начало XX вв. – М., 1993-1995.

12. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий / Под ред. Мавродина В.В., Сахарова А.М. Ч. 1-5. – М., 1970-1973.

13. Титов Ю.П. История государства и права России. Хрестоматия. – М., 1996.

14. Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России XIX-XX вв. – Ростов-на-Дону, 2000.


Тесты

1. На заседании Пленума ЦК КПСС в апреле 1985 г. было принято решение о реформировании политической и экономической систем страны:

а) путем ввода многопартийной системы и рыночной экономики;

б) путем ввода чрезвычайного положения;

в) путем возврата к «ленинскому курсу» управления государством и экономикой.

 

2. В соответствии с поправками от 1 декабря 1988 г., внесенными в Конституцию СССР 1977 г. высшим представительным органом страны стал:

а) Съезд народных депутатов СССР;

б) Верховный Совет СССР;

в) Федеральное Собрание.

 

3. В соответствии с поправками от 1 декабря 1988 г., внесенными в Конституцию СССР 1977 г., Съезд народных депутатов:

а) созывался Верховным Советом СССР по мере необходимости;

б) созывался ежегодно на месячный период;

в) созывался Президиумом Верховного Совета СССР 2 раза в год.

 

4. Состав Совета Министров СССР утверждался:

а) Верховным Советом СССР;

б) Президиумом Верховного Совета СССР;

в) Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

 

5. В соответствии с Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» от 26 декабря 1990 г. Кабинет Министров СССР:

а) подчинялся непосредственно Президенту СССР;

б) подчинялся Съезду народных депутатов СССР;

в) подчинялся Верховному Совету СССР.

 

6. На III Съезде народных депутатов СССР (12-15 марта 1990г.):

а) из Конституции СССР были исключены положения о руководящей роли КПСС;

б) было объявлено о роспуске СССР;

в) было подтверждено положение Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

 

7. Декларация о суверенитете России от 12 июня 1990 г. была принята:

а) на Первом съезде народных депутатов РСФСР;

б) на всенародном референдуме;

в) на заседании Верховного Совета РСФСР.

 

8. В соответствии с Указом Президента РСФСР «О департизации» от 20 июля 1991 г.:

а) ограничивалось участие коммунистической партии в деятельности органов государственной власти;

б) ограничивалось участие любых партий в деятельности органов государственной власти;

в) запрещалась деятельность коммунистической партии в РСФСР.

 

9. Распад СССР и прекращение действия Союзного договора 1922 г. юридически были закреплены:

а) решением всенародного референдума;

б) соглашением между президентами России, Украины, Белоруссии;

в) соглашением между руководителями союзных республик.

 

10. Содружество независимых государств (СНГ) было образовано:

а) 8 декабря 1991 г.;

б) 23 августа 1991 г.;

в) 12 декабря 1993 г.

 

11. Правопреемником СССР по международным обязательствам и обязательствам с иностранными государствами после его распада стали:

а) Российская Федерация;

б) Российская Федерация, Украина и Беларусь;

в) СНГ.

 

12. Верховный Совет и Съезд народных депутатов Российской Федерации в 1993 г. были распущены:

а) указом Президента Российской Федерации;

б) решением всенародного референдума;

в) решением Верховного Суда РФ.

 

 

Приложение

Осуществление государственной власти и управления в СССР

(март 1990 г. – декабрь 1991 г.)

                                         
   
     
 
     
 
 
   
 
     
 
     
     
 
 
     
       
 
     
 
     
 
     
 
   
 

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.