Здавалка
Главная | Обратная связь

Изменения в общественном строе России в 90-е гг.



Общественная жизнь России была поставлена в суровую зависимость от экономического кризиса 90-х гг. и неудач, связанных с переходом страны к рыночным отношениям.

В начале 90-х годов экономика России находилась в критическом состоянии: внешний долг превышал 70 млрд. долларов США, падал спрос на товары российского экспорта, страна потеряла золотые и валютные резервы, стремительно развивалась инфляция, впервые за последние десятилетия возникла угроза голода. Картина бедствий сильно контрастировала с социалистическим прошлым России. Общество разделилось на приверженцев и противников утверждавшегося в стране политического курса. Место разрушенных догм ленинизма оставалось свободным, – занявшие власть политические силы не создали общей идеологии.

На столь неблагоприятном фоне поддержку населения получали радикальные и националистические общественные движения, в полном противоречии с историческим опытом России развивался фашизм. Стереотипы общественного сознания разрушались и там, где они были полезны; культурная жизнь общества подверглась бесконтрольным и губительным деформациям (утверждались контркультурные направления в искусстве, религиозный экстремизм, тоталитарные – подавляющие личность, вероучения). На грани гибели оказались отечественный кинематограф и мультипликация.

Экономические реформы, предлагавшиеся правительством Е.Т. Гайдара, предусматривали первоочередной мерой т.н. «либерализацию цен» (началась в январе 1992 г.) и последующую приватизацию – безвозмездную передачу имущества из государственной в частную собственность (началась в октябре 1992 г.).

Либерализация цен – переход к свободным рыночным ценам на товары – смягчила товарный дефицит, и в то же привела к небывалому росту цен на основные продовольственные товары, – населению низкого уровня жизни они оказались попросту недоступны. Работники предприятий и учреждений, находившихся на бюджетном финансировании, были низведены в нищету, т.к. рост их заработной платы безнадежно отставал от роста цен. Спасаясь от голода, население страны переходило к натуральному хозяйству. Неудачами реформы ценообразования были созданы условия, унижающие достоинство гражданина.

Предпосылкой будущих поводов для социальной напряженности стала коммерческая выгода, которую одни группы населения извлекали из бедствия других.

Приватизация привела к высокой концентрации капиталов.

Право гражданина на участие в приватизации удостоверялось специальным чеком – ваучером, который мог обмениваться на акции предприятий, либо вкладываться в инвестиционные фонды, либо продаваться по рыночной цене. Разумеется, для ощутимой выгоды акционеру были необходимы не одна и не две акции, которые могли быть приобретены в обмен на ваучер, однако после «либерализации цен» обедневшее население не было способно на большее. Инвестиционные фонды, принявшие ваучеры в качестве вкладов, либо не приносили доходов, которые обещали (на фоне общего экономического кризиса это было невозможно), либо погибали в крайне жесткой конкурентной борьбе.

Приватизация была успешной лишь для тех групп населения, которые уже имели личные средства для скупки ваучеров и акций – концентрации капитала в частных руках (предприниматели и иностранные граждане, руководители органов государственной власти, главы местных органов власти, директора предприятий).

Итогом приватизации было не только самоочевидное расслоение общества на богатых и бедных, – грубая в условиях кризиса социальная несправедливость, но и реставрация классов, разделявшихся в зависимости от отношения к средствам производства.

Появился класс собственников средств производства, в котором можно выделить следующие группы:

– крупные собственники – владельцы промышленных производств;

– средние собственники – владельцы производств и организаций сферы услуг (кредитных, торговых, гостиничных, туристических и др.), на которых используется наемная рабочая сила;

– мелкие собственники, которые самостоятельно, без использования наемной рабочей силы, осуществляют эксплуатацию объектов собственности.

Класс экономически зависимых лиц представлен следующими группами:

– служащие (менеджеры, управляющие, врачи, учителя, военнослужащие, государственные служащие, работники науки и культуры);

– рабочие, в том числе квалифицированные рабочие и разнорабочие.

Негативным для 90-х гг. фактором оказались неспособность или отказ отдельных групп населения от участия в классовых отношениях вокруг приватизированных средств производства. Расширялись т.н. «маргинальные» слои населения (нищие, бездомные – всегда безработные), которые в социалистический период истории России контролировались и привлекались к труду.

Негативные последствия приватизации усилили оппозицию экономическим реформам, недоверие к политическому курсу, которым следовала Россия. Одним из проявлений социальной напряженности стало противостояние Президента и Верховного Совета России, завершившееся роспуском Верховного Совета и Съезда народных депутатов России и расстрелом Белого дома, в котором проходили заседания парламента (события 3-4 октября 1993 г.). В период противостояния Президента и Парламента состоялся общенародный референдум о доверии Президенту России (25 апреля 1993 г.).

На кризисе власти делаются спекуляции в пользу сепаратизма. Попытка пресечь это опасное явление вооруженным путем приводит к кровопролитной войне на территории Чеченской Республики, причем первый этап войны Россия проигрывает, и оставляет республику во власти экстремистов, стоявших за призывами к независимости Чечни.

В то же время, благодаря приватизации появился класс собственников, заинтересованный не только в продолжении государственного строительства, но и в стабилизации всей общественной жизни. Эта заинтересованность переходила и в непосредственное участие в работе органов государственного управления. Сосредоточение капитала в узком кругу лиц и доступ этих лиц к государственному управлению вызвал такое нежелательное явление, как олигархия (одновременное удовлетворение личных и публичных интересов).

Принятие Конституции России (1993 г.) смягчило накопившиеся противоречия. Само содержание Основного Закона было деполитизировано, – государственный строй определялся как «конституционный», основанный на равноправии граждан и концептуальных положениях естественного права. Классовая дифференциация общества прямо не определялась, но следовала из запрета классовой вражды. Многие положения Конституции предусматривали качества, которые современная государственность ещё не имела, но могла развить в будущем. Так, Россия определялась как демократическое, правовое и социальное государство. Этим идеалам в 1993 г. Россия, к сожалению, не соответствовала.

Тем не менее, в Конституции были обозначены пути к национальному согласию, примирению враждовавших сил, разделявших российское общество в начале 90-х годов.

28 апреля 1994 г. лидеры политических партий подписали «Договор об общественном согласии». Чуть позже баланс политических сил, сошедшихся на столь «паритетных» началах, отразился в предпочтениях избирателей. На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания (17 декабря 1995 г.) лидирующее положение занимала КПРФ (22,3% голосов), за ней шла ЛДПР (11,18% голосов), и лишь следом за ними – общественно-политическое проправительственное движение «Наш Дом – Россия» (10,18% голосов). На выборах Президента РФ в 1996 г. победу одержал ранее действовавший Президент Б.Н. Ельцин, но с незначительным перевесом (55% голосов против 40,7%, отданных лидеру КПРФ Г.А. Зюганову), и только во втором туре выборов. Было очевидно, что курс государственного строительства не пользуется доверием, по крайней мере, половины населения страны, в обществе углубляется раскол. Нестабильной была и деятельность исполнительной власти, – с апреля 1998 г. по май 2000 г. сменилось пять кабинетов министров.

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин объявил стране о сложении полномочий Президента Российской Федерации. На состоявшихся 26 марта 2000 г. досрочных выборах Президентом России был избран В.В. Путин. В первом же послании к Федеральному собранию Президент объявил о преемственности курса государственного строительства и в то же время обозначил его новые приоритеты. Было прямо указано, что под предлогом «федерализма» Российская Федерация развивается как децентрализованное государство, с трудом удерживающее границы. Критика государственной дезинтеграции ведется столь жестко, что вместо привычных терминов «субъекты Российской Федерации» или «регионы» Президент вводит новое понятие, которым пользуется и в дальнейшем, – «территории». В последующих посланиях к Федеральному собранию Президент ясно обозначилось между «децентрализованным государством» и разрозненным обществом.

Началось объединение общественных сил вокруг идеи правового, демократического, социального и единого государства. Как и раньше, примиряющей российское общество стала идея не личного развития каждого отдельного гражданина, а общее государственное строительство, создание правого – совершенного и сильного государства. Продолжение этого процесса мы наблюдаем и сегодня.

 

2. Конституция РФ 1993 г.

12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации – Основной Закон, которая закрепила основы общественного и государственного строя, систему органов власти, политико-территориальное устройство современной России.

Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также «Заключительных и переходных положений», являющихся вторым разделом. Структура Конституции РФ, логическая взаимосвязь ее основных частей обусловлены пределами конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.

В преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: I) утверждение прав и свобод человека; 2) утверждение гражданского мира и согласия в РФ; 3) сохранение исторически сложившегося государственного единства; 4) возрождение суверенной государственности России; 5) утверждение незыблемости демократических основ Российского государства; 6) обеспечение благополучия и процветания России. Положения преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании преамбула не включает конституционные нормы и принципы), преамбула имеет важное юридическое значение. Ее положения ориентируют законодательную и исполнительную власти, правосудие; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции РФ, в частности, толкования Конституционным судом РФ ряда принципов федерального устройства; преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции РФ, а также при необходимости внести в нее поправки и др.

Первая глава «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно ч. 3 ст. 15 этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции РФ.

Положение о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества (ст. 2), определило основные права и свободы человека и гражданина, их гарантии в главе 2 Конституции РФ.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения главы I «Основы конституционного строя», в частности, ст. 1, 4, 5 характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Федерации; конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

В 2003 г. произошли изменения в принципах взаимоотношений федеральной власти и власти субъектов Российской Федерации. Главы субъектов Федерации не выбираются всенародным голосованием, а назначаются на свои должности по представлению субъекта Федерации Президентом Российской Федерации сроком на четыре года с возможностью последующего переназначения на данной должности.

Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей, которые закрепляют: статус Федерального собрания — парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации и Государственной думы; нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения (второй раздел) предусматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ и др.

На основании Конституции РФ 1993 г. в субъектах Федерации были приняты основные законы: в республиках – конституции, в остальных субъектах Федерации – уставы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.