Здавалка
Главная | Обратная связь

Истоки формирования государственности народов Среднего Поволжья эволюция структур управления его территориями в дореволюционный период



Вопросы происхождения, формирования государственности у народов Среднего Поволжья относятся к числу весьма сложных и острополемических проблем в современной науке. Представляется наиболее приемлемой точка зрения, согласно которой, большинство народов, населяющих современную территорию Среднего Поволжья, сформировалось из тюркоязычных предков – болгар и сувар (суваз), финно-угорских племен и славян. В V-VI веках суварские племена, обитавшие в степях Западного Прикаспия совместно с родственными им барсилами, создали племенной союз. В 568 г. сувары были разгромлены пришедшими из территории Казахстана тюркоязычными племенами аваров. Часть сувар покинули Прикаспийские степи, а оставшиеся попали в зависимость от хазар.

В 70-х гг. VI в. хазары, сувары, болгары попали под власть Западно-Тюркского Каганата. Добившись освобождения от зависимости тюркскому каганату, в 30-40-х гг. VII в., образовал племенной союз, получивший название «Великая Булгария».

Появление бронзовых, а затем и железных орудий, одомашнивание животных способствовало развитию экономики, производительных сил, появлению частной собственности на средства производства и послужило основой к социальному расслоению. Ко второй половине I тысячелетия нашей эры население Среднего Поволжья уже вплотную подошло к зарождению классового общества. Пришлые булгары и сувары послужили своего рода катализатором образования государственности. Первоначально в VII в. возникает Булгарский союз племен, включавший в себя суварские, местные финно-угорские племена и булгар, при доминирующей роли последних. Этот союз уже обладал всеми необходимыми предпосылками для образования государственности, однако сохранявшаяся зависимость от Хазарского Каганата не позволяла создать суверенное государство.

Только в 965 г., когда Хазарский Каганат, раздираемый внутренними противоречиями, чему способствовали процессы дальнейшей феодализации, пал под ударами Киевской Руси, Волжская Булгария оформилась как политически независимое объединение. Костяком его стали города, выступившие укрепленными центрами тех или иных племенных групп. Это в первую очередь относится к Булгару и Сувару, являвшихся центрами двух наиболее могущественных племен болгар и чувашей. В 976 г. произошло покорение Сувара Булгаром, как и ранее других племенных центров и утеря ими политической независимости.

Волжская Булгария первоначально являлась раннефеодальным государством, где причудливым образом переплелись черты восточного деспотизма, рабовладения и пережитков родоплеменных отношений с выделением феодалов-землевладельцев.

Во главе Волжской Булгарии стоял царь.

К высшей болгарской феодальной знати относятся эльтеберы, малики и эмиры. Эльтебер имел дружину, ополчение и специальных военачальников. К верхушке феодальной знати, находившейся в зависимости у эльтеберов и державшей в повиновении зависимое население, относились «знатные люди из жителей», «князья», «главари», «туруны», «сотоварищи», «друзья» и т.д. Две последние категории, вероятно, были дружинниками царя и эльтеберов и содержались за их счет. К болгарской знати принадлежали также представители языческого жречества и зародившегося впоследствии мусульманского духовенства.

Зависимое население – «простой народ», главным образом, составляли земледельцы, а также скотоводы и ремесленники. В пользу царя они платили подати и несли повинности (раз в год по шкуре соболя от дома, по случаю свадьбы или другого торжества – вьючное животное либо продукты и т.д.)

Кроме главы государства крестьяне находились в феодальной зависимости от наместников, феодальной и духовной знати, однако частновладельческих крестьян у булгар не было. В социальной структуре низшую ступеньку занимали рабы.

Постепенно на базе родоплеменных обычаев формировалось и право Волжской Булгарии. В частности, устанавливались серьезные наказания, в т.ч. смертная казнь за супружескую измену, осквернение погребального обряда; наказывалось конфискацией оружия и носильных вещей отправление естественных надобностей с оружием на теле. Потребности дальнейшего развития и закрепления феодальных отношений и феодального способа производства, а также внешнеполитические обстоятельства предопределили принятие Булгарским государством в 922 г. от арабского халифа ислама. Утверждение новой религии происходило во многом насильственным путем, в условиях жестокого противостояния язычников и мусульман, преследования язычников государством. Однако повсеместного распространения ислам в Волжской Булгарии не получил: основная масса суваров ислам отвергла и осталась языческой.

Укрепление государственности в Булгарском государстве сопровождалось установлением торговых и политических связей с соседями – Хорезмом, Багдатским Халифатом, Саманидским государством и Древней Русью. С Русью Волжская Булгария установила особо тесные экономические, культурные и политические отношения.

В 1236 г. Волжская Булгария была завоевана монголо-татарами и потеряла независимость. В 1243 г. на Нижней Волге образовалось новое государство – Золотая Орда со столицей в Сарае. Волжская Болгария превратилась в одну из провинций (улус) Орды. В ней были размещены крупные воинские формирования ордынцев во главе с туменами и тысячниками. Главами ордынской администрации были баскаки, которые управляли территориями от имени хана Золотой Орды, на основании полученного от него ярлыка. Помогали баскакам даруги («дороги») с аппаратом писцов и даньщиков. Уцелевшая болгарская знать была подчинена новой администрации, выполняла вспомогательные функции, а также служила в качестве сотников и десятников. Низовое звено управленческих структур составляли тарханы (торханы), т.е. мелкие феодалы, за особые заслуги перед Ордой, освобожденные от повинностей и принятые на службу хану. Внутреннее управление, в основном, осуществлялось местными князьями, которые, как и русские, должны были ездить на утверждение в Орду. В пользу Орды население платило десятину, поставляли воинов, несли караульную службу, исполняли гужевые и кормовые повинности, платили гербовые и весовые пошлины, чрезвычайные налоги и т.д.

В первой половине XV в. Золотая Орда распалась. В 20-х гг. от нее отделилось Сибирское ханство, а во второй четверти XV в. на ее обломках образовались Казанское и Крымское ханство, Ногайская Орда, а в 60-х гг. – Астраханское, Казахское и Узбекское ханство, которые унаследовали многие черты государственного режима Золотой Орды.

Государственное устройство нового политического образования – Казанского ханства представляло собой особый тип феодальной государственности, верховная власть в которой принадлежала хану. При нем существовал совет крупных феодалов, где особую роль играли карачи – четыре главных эмира, представлявшие старейшие аристократические роды ханства. Совет именовался диваном и выполнял законосовещательные функции при князе и ведал сбором податей и повинностей и осуществлял функции финансового ведомства. Во главе его стоял старший карачи (улу карачи). Это был замкнутый аристократический орган с наследственным порядком членства и несменяемостью карачи.

Периодически для решения важнейших вопросов (избрание и смещение хана, начало войны, заключение мира) созывался специальный съезд феодалов – курултай. Курултай также выполнял и законодательные функции. Это был орган аристократического сословного представительства. Состоял из трех курий, где была представлена феодальная верхушка духовенства, войска и землевладельцев.

Хан являлся верховным собственником земли, наделенный правом жалования землей посредством тарханных грамот (ярлыков).

Ханское окружение составляли жены («ханым» или «бикем»), сыновья («султаны») и дочери («ханике»). Их нужды обеспечивали придворные: дворецкий, конюшний, воспитатели ханских детей («аталын»), молочные братья ханов и их детей («имильдаш»).

Верхушку феодальной иерархии составляли князья (эмиры, бики, мурзы, местные владельческие князья). Эмиры были наиболее влиятельными представителями военно-административной элиты. Бики и мурзы (младшие сыновья эмира) обычно получали в кормление определенную территорию с крестьянами. Во время военных походов они исполняли функции начальников ополчения соответствующих территорий. Кроме перечисленных категорий должностных лиц в структуру государственного аппарата ханства входили: хаким, казы, муали-заавель-ихтирам, вокиль, такааман, ильчи, бакчачи, кшти-баанан, гузар-баанан, туктагул и тамгачи, которые соответственно отправляли судебные функции; следили за содержанием садов и огородов; отвечали за сбор податей с земледельцев, на заставах и таможнях; выполняли полицейские функции и обязанности чиновников на местах а также другие, в т. ч. и разовые или кратковременные поручение и обязанности.

Особое место в иерархии чинов занимали огланы (уланы) – военное сословие, замещавшие командные должности в армии. Постоянные кадровые формирования комплектовались казаками, которые в свою очередь делились на «ички» (внутренних, дворных) и «исьники» (внешних).

Традиционно важную роль в политической и социальной структуре общества играло духовенство, среди которого наиболее состоятельными были сеиды – потомки пророка Мухаммеда.

Территория ханства делилась на 6-7 наместничеств именовавшихся даруги, во главе которого стояли крупные эмиры. Даруги в свою очередь делились на улусы и сотни, возглавляемые татарскими и местными феодалами. Основу структуры управления государства составлял многочисленный разветвленный чиновничье-бюрократический аппарат, опиравшийся на вооруженную силу.

Основной статьей доходов ханской казны был ясак (десятина), выплачиваемая в натуральном виде и в денежном выражении. Кроме уплаты податей на зависимое население возлагались еще и многочисленные повинности. Налоговое бремя возлагалось на податные сословия, к которым относились: кабальные люди (холопы) феодалов; ясачные люди, пожалованные в условное владение феодалам; ясачные люди, зависимые непосредственно от ханской власти и управляемые наместниками – эмирами.

Особую группу составляли рабы (чура), главным образом из военнопленных. Обычно они прикреплялись к земле и постепенно превращались в феодально-зависимое крестьянство. Наиболее многочисленную группу рабов, составляли русские пленники.

Экономика Казанского ханства базировалась на восточных формах феодальных отношений. Верховным собственником всей земли государства считался хан, обладавший к тому же частью земельных угодий на праве личной собственности. Эти земли находились в районе Казани и обрабатывались насильственно прикрепленными чувашскими и мордовскими крестьянами и русскими пленниками.

Основной массив обрабатываемых земель являлся государственной собственностью и находился в общинном владении чувашских, мордовских и удмуртских ясачных людей.

Частное феодальное землевладение осуществлялась по системе сойюргала – условного ленного владения. Феодалы получали землю в условное владение за военную и административную службу, либо за иные обязанности от хана, как верховного собственника земли в государстве. Держатель сойюргала обычно не имел собственного хозяйства, а лишь взимал в свою пользу ренту за землю. Данная категория земельного владения была, как правило, наследуемой. Наиболее крупными держателями сойюргала выступали представители феодальной верхушки (эмиры, бики, мырзы) и духовные иерархи (сеиды, шейхи, имамы).

Тесные отношения между Москвой и народами Среднего Поволжья стали развиваться после основания русскими в 1523 г. города Васильсурска, при впадении Суры в Волгу. Этот город, став русским форпостом и базой для боевых действий против Казани, еще более усилил влияние Москвы на чувашские земли. В этом же году, оказав активное содействие в возведении Васильсурска, часть присурских чувашей, мордвы и горных марийцев вошли в состав Русского государства.

Стремление чувашского народа, а также марийцев и мордвы войти в состав России совпадало с политическими планами Москвы расширить свои владения на восток и устранить угрозу со стороны Казани. Да и в экономическом отношении приобретение плодородных земель Среднего Поволжья и контроль за волжским торговым путем были весьма привлекательны для Москвы.

Чуваши и горные марийцы выступили на стороне русских. По велению Ивана IV, в 1551 г. горные люди были приняты в подданство Российского государства, а Горная сторона признана самостоятельной областью, и центром ее стал город Свияжск. Правительство освободило вновь принятые территории на три года от уплаты ясака, что было подтверждено особой жалованной грамотой.

2 октября 1552 г. Казань была взята штурмом и Казанское ханство прекратило свое существование. Но сопротивление татарской феодальной знати в союзе с верхушкой части марийцев и удмуртов российским войскам продолжалось на Луговой стороне еще в течение шести лет.

Сразу же после присоединения Среднего Поволжья к России начинает проводиться политика принудительной христианизации нерусского населения. В 1555 г. учреждается Казанское архиепископство. Признавая отдельные эксцессы и перегибы в христианизации Поволжья, нельзя не признать его относительно мирный характер и огромную цивилизирующую роль, как одной из величайших систем мировоззрения, его безусловный приоритет над язычеством.

После взятия Казани, территория бывшего ханства в 1552 г. была разделена на два равноправных воеводства с центрами в Свияжске и Казани.

Воеводы наделялись полномочиями, как правило, на год, и на следующий год, обычно в мае, царь проводил роспись воевод и либо оставлял их на второй срок, либо заменял, а сама замена производилась осенью. В распоряжении воевод находился местный гарнизон, в состав администрации входили дьяк и три подьячих.

В целом, характеризуя систему органов управления бывшим Казанским ханством, необходимо отметить, что первоначально оно было организовано в единственно возможном для тогдашней ситуации виде – военное управление посредством воевод, как военных начальников. При внешних атрибутах наместнической системы управления (иногда воевод именовали наместником) – это, вне всякого сомнения, было военное, воеводское управление. Ибо организация управления в Среднем Поволжье с самого начала не имела основного атрибута власти наместника – права на кормление и самостоятельного, бесконтрольного осуществления властных полномочий.

Постепенно воеводское управление, сохраняя военную составляющую, трансформируется в гражданское управление. Таким образом, воеводское управление, введенное на новых землях как гражданская система управления едва ли не впервые в России, показало свою жизнеспособность и в последующем было распространено на всю территорию страны.

Административное управление в Свияжской и Казанской земле возглавляли «большие воеводы», концентрирующие в своих руках всю полноту власти. Им помогали «меньшие воеводы», число которых в разных городах и разное время было различным, а также один или два дьяка.

Начиная с 80-х гг. XVI в., термин «большие и меньшие воеводы» заменяется на «воеводы с товарищами», что, по-видимому, свидетельствовало о зарождении элементов коллегиальной формы управления.

Первоначально назначались раздельно воеводы «городовые» («городничие», воеводы в «остроге», «острожные») и воеводы «на вылазке», или «походные» воеводы. Первые осуществляли управление в городах и крепостях, а вторые командовали военными операциями на территории уезда.

Функции и компетенция воевод определялись первоначально наказами царя, а в последующем новым центральным органом управления Поволжья, или, как тогда говорили, «понизовыми городами» – Приказом Казанского дворца.

Обязанности воевод были весьма обширны. Они отвечали за безопасность города и посада. Им передавались ключи от запираемых с заходом солнца крепостных ворот. Воеводы должны были постоянно контролировать стражу и, кроме того, каждую ночь объезжать город и контролировать население службы стражей («большой» воевода один раз за ночь, а «меньшие» – посменно всю ночь).

Кроме этого, воеводы организовывали охрану общественного порядка и соблюдение правил противопожарной безопасности; руководили хозяйственной жизнью города, торговлей, строительством и т.д. Одним из важнейших его полномочий было наделение поместьями служилых людей («испомещение») на основе системы верстания. Также воевода составлял списки служилых людей уезда и контролировал исполнение ими служебных обязанностей. Наделялся воевода и судебной властью в уезде.

Важным и далеко не второстепенным элементом местных управленческих структур являлись дьяки. На них возлагалось руководство хозяйственной жизнью территории, сбор оброка в казну и ведение делопроизводства. Вся документация сосредотачивалась в дьячих и съезжих избах и вели ее писцы под руководством дьяка. Кроме этих учреждений, в последующем, получившим наименование приказных изб, являвшихся центром управленческой структуры уезда были еще и другие: «изба сторожевая» (у каждых крепостных ворот), «изба таможенная», «зелейная изба» (пороховая), «казенная изба (палата)» или «изба житничная» (для хранения продуктов и выдачи их в качестве оплаты служилым людям), «судная изба» и другие.

Составной частью приказного управления Поволжья были толмачи, вероятнее всего русские люди, владевшие языками местных народов, осуществлявшие функции переводчиков и оказывавших вспомогательные функции. О важности этой категории чиновников говорит тот факт, что некоторые из них получали звания «жалованных».

Большую роль в управлении играли годовальщики (таможенники) и приказчики. На должность они назначались по государевой грамоте. Службу несли в селах, чаще всего в дворцовых и городах. В их обязанности входили: организация барщинных работ на «государевых десятинах», определение размера повинностей крестьян, сбор натурального оброка.

Гарнизоном стрельцов управляли головы стрелецкие, у которых в подчинении были сотские («соцкие»), а у последних – стрелецкие пятидесятники и десятники.

К низовому звену приказной иерархии относились сторожа, дворники, перевозчики, палачи и т.д.

В каждом уезде Казанской земли были учреждены аманатные дворы, где содержалось в качестве заложников определенное количество ясачных людей, отвечавших своей головой за добропорядочное поведение и лояльность правительству односельчан, а также за уплату ими ясака. Местным крестьянством управляли и отправляли судебные функции специальные «татарские» головы. Во главе отдельных деревень или нескольких мелких селений ставились выборные старосты из ясачных крестьян.

В Среднем Поволжье не сложились органы дворянского местного самоуправления, при том, что в центральных районах России они уже получили достаточно широкое распространение. Источники совсем не упоминают о наличии во вновь присоединенных землях губных и земских изб и крайне редко встречаются сведения об отдельных выборных должностях. В структурах управления Поволжьем отсутствовали и наместнические органы, действовавшие по системе кормлений.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что Среднее Поволжье выступило своеобразным полигоном, на котором была апробирована воеводская система управления, которая спустя полвека утверждается по всей России. Конечно, о каком-то эксперименте, сознательном поиске оптимальной структуры управления для страны, на примере Поволжья, говорить не приходится. Здесь действовали ситуативные, случайностные факторы, а также необходимость подавлять сопротивление, особенно завоеванного Казанского края и охранять от набегов рубежи государства. Этими и другими факторами объясняется своеобразие управления Средним Поволжьем.

Определенные особенности имелись и в осуществлении центрального управления Свияжским и Казанским уездами. Ни в середине 50-х, ни в начале 60-х гг. XVI в. специального органа управлением Поволжьем в Москве не существовало. Приказ Казанского дворца оформился только к нач. 70-х гг. XVI в.

Первоначально в ведении Приказа Казанского дворца находились все территории Среднего и Нижнего Поволжья, мещерские земли по Оке, а в последующем и Сибирь. Территории подконтрольные Приказу постоянно расширялись, что делало их трудно управляемыми. В 1637г. был создан специальный Сибирский приказ, которому передали все сибирские земли. Также некоторые территории отошли к Посольскому приказу. В результате в ведении Приказа Казанского дворца остались Среднее и Нижнее Поволжье и Приуралье.

Приказ Казанского дворца является уникальным обладающим особыми полномочиями органом государственного управления. К его компетенции относилось административное, военно-организационное, финансовое и судебное управление, расклад и сбор ясака, пограничные и внешнеполитические функции. Не один из приказов не обладал схожими функциями.

В XVII в. система управления Поволжьем не претерпела существенных изменений. Возглавлял управленческую структуру, как и прежде, Приказ Казанского дворца. В крупных городах местное управление осуществляли воеводы и дьяки («воеводы и товарищи») и воеводы в малых городах. Последним была подчинена съезжая изба во главе с подьячим, а в крупных городах – приказная изба, также возглавляемая подьячим. Также в подчинении обоих воевод находились таможенная изба, житная изба, деловой двор, рыбный двор и т.д. Военные соединения возглавляли стрелецкие головы. Пригородами управляли городовые приказчики или головы, дворцовыми селами – приказчики. Низовое звено местного управления составляли приказные должностные лица (городничьи, недельщики, толмачи, сборщики налогов, приказчики и головы казачьи, пушкарские, объезжие, житничьи, татарские и др.) и выборные должностные лица (таможенные и кабацкие головы, целовальники, кабацкие, земские и деревенские старосты, сотники).

Основным правительственным учреждением системы местного управления в городах была съезжая изба (приказная изба, приказная палата). Изба делилась на столы, количество которых в разных городах было различным. Обычно это были следующие столы: судный (разрешение споров и судебное разбирательство), денежный и хлебный (расчеты по приходам и расходам различных податей в денежном и натуральном выражении), стрелецкий и разряд (вопросы связанные со стрелецким войском и отрядами служилых людей).

Приказная изба комплектовалась подьячими. Кроме приказных подьячих, расписанных по столам, существовали и площадные подьячие. Они оформляли частные сделки, готовили материалы для официальных документов, давали юридические консультации и исполняли функции нотариусов и представителей сторон в судах.

В систему органов управления входили также таможенная и житничья изба, кружечный, деловой, рыбный и земский дворы, тюрьма, а также татарская судная изба, предназначавшаяся для управления нерусским населением, возглавляемая специальным головой. Появление такого специфического учреждения объяснялось полиэтническим составом территории.

Среди приказных служащих важное место занимали различные головы. Стрелецкие головы возглавляли стрелецкие подразделения. Полицейские функции исполняли объезжие головы. Они следили за общественным порядком, пресекали драки, грабежи, курение табака, распутство, запрещенные игры, незаконную продажу спиртных напитков. Причем в последнем случае они передавали напитки в кабаки, а виновных в торговле и их клиентов наказывали телесно, заключали в тюрьму, и накладывали арест на их имущество. В их распоряжении находились уличные сторожа из стрельцов или посадских людей, а также ярыжные люди. Осадные головы следили за городскими воротами, караулами, руководили пушкарями, затинщиками и прочими «осадными людьми». Иногда назначались еще пушкарские головы, ведавшие артиллерией.

Необходимо отметить, что отличительной особенностью местных структур управления являлось очень частое дублирование одних и тех же функций различными должностными лицами.

В тех городах, где кроме стрелецких войск были казачьи отряды, их возглавляли казачьи головы. Засечные (заставные) головы командовали заставами на дорогах и сторожевых постах. Среди голов была категория, которая, если можно так выразиться, имела хозяйственную специализацию. Это, в первую очередь, житничьи головы, заведовавшие так называемыми «государевыми житницами».

Важную роль в реализации судебных функций занимали недельщики. На них возлагались вызов сторон в суд, исполнение решения суда, арест и пытка обвиняемых, передача в суд дел о хищениях и т.д. Содержались они за счет судебных пошлин.

Кроме, как бы штатных должностей в аппарате управления, служилые люди исполняли и периодические разовые поручения. Это, прежде всего обязанности сборщика налогов, «сыщика», т.е. исполнение обязанностей следователя во время следствия и т.д.

Кроме приказных должностей, комплектовавшихся путем назначения, существовали и выборные, к которым относились таможенные, кабацкие и другие головы и целовальники. Их служба еще именовалась верной, так как они приводились к присяге («вере»). Выборы данных должностных лиц производились по указанию воеводы, но не всем населением, а специальными выборными из числа наиболее зажиточного населения посада.

Управление на уровне волости осуществляли выбираемые населением («миром») и утвержденные в должности воеводой, либо им назначенные старосты и сотники. Сотники входили в особую феодальную прослойку чувашского населения наряду с тарханами, служивыми новокрещенами и служилыми чувашами, татарами, марийцами. Тягло на них не распространялось, обязанности их перед правительством заключались в несении военной службы во время боевых действий. За службу эта категория наделялась землей. Управление ими осуществляли волостные сотники. К концу XVII в. тарханы и сотники как особая группа населения, несущая государственную службу, исчезает, и ее представители перешли в разряд ясачных крестьян.

Низшим звеном управления были старосты деревень, выступавшие в качестве посредника между администрацией уезда и населением общины, как субъектом налогообложения. Староста, также представлял перед властными структурами интересы своей деревни.

Как видим, в XVII в. уже сложилось достаточно стройная и разветвленная система центрального и местного управления Поволжьем, которая в целом повторяла установившуюся в России систему управления, хотя и обладала определенным своеобразием как в центре, так и на местах. Преимущественным принципом комплектования административного аппарата было назначение должностных лиц из числа русской феодальной аристократии, при наличии элементов выборности и привлечения к управлению местного населения Поволжья, особенно на низовом уровне управленческой иерархии.

Кардинальные преобразования системы государственного управления в России, произошли в Петровский период. По губернской реформе Петра, территория Среднего Поволжья в 1708 г. вошла в состав Казанской губернии. Всего в состав Казанской губернии первоначально вошли, согласно указу от 18 декабря 1708 года, 37 городов и 35 пригородов. В последующем из состава Казанской губернии были выделены Нижегородская и Астраханская губернии. В 1719 г. губернии были разделены на провинции, включавшие несколько уездов, а уезды по-прежнему делились на волости и станы.

После образования Казанской губернии Приказ Казанского дворца некоторое время еще продолжал существовать, хотя его деятельность уже носила чисто формальный характер. Последнее упоминание о нем в источниках датируется 1709 г. Центральное управление в стране в это время осуществлялось Сенатом и заменившими приказы коллегиями.

Во главе губерний стояли губернаторы, которым были подчинены уездные воеводы либо заменявшие их коменданты и ландраты, а с 1719г. – провинциальные воеводы. В их функциональные обязанности входило контроль за сбором податей и отбыванием повинностей, полицейские и судебные функции. Основным объектом управленческих воздействий становится крестьянская община. С помощью круговой общинной поруки чиновники осуществляли фискально-административные и полицейские функции на деревне. Продолжала существовать система должностных лиц низового звена управления, куда относились формально выборные, но фактически назначенные волостные сотники, сельские старосты, пятидесятники, десятники, сборщики податей и коштаны. Волостные сотники наделялись правом арестовывать нарушителей общественного порядка, доставляли их в воеводские канцелярии, наказывали за мелкие проступки крестьян, ведали сбором податей и исполнением повинностей, в том числе и набором рекрутов. Они руководили деятельностью других сельских должностных лиц.

Населением городов – посадскими людьми управляли земские избы, переименованные в 1721 г. в магистраты, а позднее - в ратуши. На них возлагались административно-управленческие, судебные, финансовые и полицейские функции. Комплектовались ратуши выборными из зажиточных горожан, чаще всего купцов. Из числа простых горожан назначались бурмистры, целовальники, счетчики и ларешники (в таможне, на продаже соли, на кружечных дворах и т.д.), сборщики податей и пошлин на перевозах, лошадиных торгах (конских площадях) и т.п. За выполнение этих обязанностей вознаграждение не предусматривалось.

Важную роль в проведении государственной политики на землях Поволжья играли органы, осуществляющие христианизацию местного населения. В Свияжске действовала Комиссия новокрещенских дел, указом от 22 сентября 1740 г. реорганизованная в Новокрещенскую контору, располагавшую большим штатом проповедников, священнослужителей, чиновников и приданной командой солдат. Для оказания содействия конторе в каждом уезде выделялись представители дворянства, духовенства и купечества. Новокрещенская контора реализовывала указы правительства о христианизации народностей Поволжья. Эти указы (1720-1722, 1740 гг.) определяли задачи, меры и порядок обращения в православие языческих народов. Устанавливалась система стимулов для новокрещенных: прием в служивое сословие, освобождение от податей и рекрутской повинности на три года, выдача крестов, денег, одежды, освобождение от уголовного наказания виновных и т.д.

Но основании «Учреждения для управления губерний Российской империи» 1775 г. в Среднем Поволжье была проведена административно-территориальная реформа. В 1780 г. учреждается новая Симбирская губерния, а в 1781 г. реорганизуется Казанская губерния. В связи с установленным законом 1775 г. лимитом населения для уезда (20-30 тыс. человек) и упразднением провинций были изменены границы прежних уездов, созданы новые и ликвидированы старые уезды.

Губернскую администрацию составляло губернское правление возглавляемое губернатором. Финансовые вопросы решали казенная палата, губернское и уездное казначейство. Административно-полицейские функции в городах осуществляли городничие, а в уездах – нижние земские суды. Судебную систему губернии возглавляли губернские палаты уголовного и гражданского суда. Для дворян, городского населения и государственных крестьян были учреждены особые сословные суды. Надзорные функции осуществлял губернский прокурор и его помощники, прокуроры при губернских сословных судах и стряпчие в уездах. Социальная сфера (школы, больницы, приюты и богадельни), а также места лишения свободы находились в ведении приказа общественного призрения.

Города были выделены в особые административные единицы, подчиненные непосредственно губернии. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» 1785 г. законодательно оформила сложившееся сословное деление городского населения и ввела новое административное устройство. Помимо существующих городских органов управления были созданы новые: собрание городского общества, общая городская дума, шестигласная (по количеству разрядов горожан) дума.

Отдельные структуры управления ведали государственными крестьянами, как основной категорией податного сословия Поволжья. Общее управление государственными крестьянами осуществляла учрежденная в 1797 г. Экспедиция государственного хозяйства. С организацией министерств в начале XIX в., функции этого органа перешли к Министерству внутренних дел, в составе которого был специально создан департамент государственных имуществ. На губернском и уездном уровне управление осуществлялось по следующим схемам. В конце XVIII в. в губерниях в отношении государственных крестьян осуществляли: полицейские функции – губернские правления, судебные функции – верхние земские расправы, распорядительно-хозяйственные функции – наземные палаты. В уездах управление осуществлялось нижними земскими судьями, исправниками и нижними земскими расправами.

В 1797 г. проводится новое волостное деление и создаются волостные правления. Они состояли из выборных чинов – волостного головы, писаря и старосты селения, где располагалось правление. Голова и писарь избирались крестьянами волости на два года и утверждались Казанской палатой. Деревню или группу мелких селений, составляющих сельское общество, возглавлял избиравшийся на один год староста, или, как его еще называли, выборный. Для поддержания порядка избирались десятские, а также сборщики податей и смотрители хлебных магазинов. Выборы уездных и сельских должностных контролировались властями, и, прежде всего, исправниками.

Определенные функции по воздействию на крестьянскую массу оказывала сельская верхушка – пуяны, коштаны, старейшины, юмзи и православное духовенство.

Дальнейшая эволюция управленческих структур государственными крестьянами связана с реформой П.Д. Киселева, в ходе которой был создан новый аппарат крестьянского управления. В 1839 г. Казанская губерния разделяется на 12 округов, территориально и по названиям совпадающих с существовавшими уездами. Производится укрупнение волостей и сельских обществ.

Губернским органом управления стала специально созданная палата государственных имуществ, а в округах – окружные управления государственных имуществ. На палату и управления возлагались задачи руководства хозяйственной, общественной и нравственно-духовной жизнью крестьян, контроля за полнотой и своевременностью уплаты податей и выполнения повинностей. Новые органы комплектовались только из дворян и их содержание осуществлялось за счет специального «общественного сбора» с крестьян.

В 1840 г. реорганизуется управление на уровне волостей и сельских обществ. В волостях сохранили волостные правления в составе волостного головы и двух заседателей по полицейской и хозяйственной части. Но при правлении дополнительно был создан новый орган – волостная расправа для рассмотрения проступков крестьян и споров между ними. Состояла расправа из волостного головы и двух его помощников, так называемых «добросовестных». Члены волостного правления и расправы избирались крестьянами на три года. В правление входил и назначаемый окружным правлением писарь.

В сельских обществах избирался старшина, от одного до трех старост, сборщики податей, смотрители хлебных магазинов, два «добросовестных» сельской расправы, полесовщики, пожарные старосты и сотские. Так же как и в волости, старшина возглавлял сельскую расправу, имевшей аналогичные с волостной функции. И волостные и сельские органы тоже содержались за счет крестьян.

Дальнейшая трансформация управленческих структур в Среднем Поволжье связана с реформами Александра II. После крестьянской реформы 1861 г. крестьянские дела в уездах, стали решать мировые посредники. Первоначально в их обязанности входило оформление уставных грамот при выходе крестьян из крепостной зависимости, но постепенно к ним перешли функции надзора за крестьянскими учреждениями. В 1874 г. они были заменены уездными по крестьянским делам присутствиями. Ужесточение внутренней политики в период контрреформ повлекло замену присутствий в 1889 г. земскими участковыми начальниками, наделявшихся широкими административными и полицейскими полномочиями в отношении крестьян и их учреждений. На территории Среднего Поволжья данные должностные лица вводятся в 1892 г. Земские начальники в последующем фактически подменили волостные правления и волостной суд, хотя формально эти органы крестьянского волостного самоуправления продолжали существовать до 1917 г.

Изменение социальной структуры общества, зарождение класса буржуазии стали основой земской (1864 г.), городской (1870 г.) реформ. Земская реформа вводила в уездах выборное уездное земское собрание, состоящее из выборных представителей (гласных) от дворянства, городского и сельского обществ. Собрание проводило ежегодную сессию, а текущее управление хозяйством уездов возлагалось на уездную земскую управу. До революции в каждом уезде Казанской губернии было проведено 53 сессии уездного земского собрания. Согласно «Городовому положению» 1870 г. городское самоуправление реализовывалось посредством городской думы, наделенной распорядительными функциями и исполнительных органов в лице городской управы и городского головы.

К компетенции органов земского и городского самоуправления относились вопросы хозяйственной жизни уезда и города, строительство, ремонт и содержание общественных зданий и сооружений, народное просвещение, здравоохранение, социальная сфера, малое предпринимательство и промыслы, организация противопожарных мероприятий и т.д.

Дальнейшая трансформация управленческих структур в России и в том числе на территории Среднего Поволжья связана с революциями 1917 года.

После победы Февральской революции 1917 г. 19 мая 1917 г. впервые в истории послереволюционной России состоялся I съезд малых народностей Среднего Поволжья. Наиболее приемлемой, как считали большинство делегатов, формой государства являлась по форме федеративная республика, а, по сути, федерация национальных объединений. Однако часть делегатов выступила против этой идеи, мотивируя свое мнение тем, что многие мелкие народности, в силу низкого уровня развития, не способны еще определить свои национальные формы объединений.

Съезд наметил и принял обширную программу формирования национально-культурной автономии народов Среднего Поволжья. Принят был и Устав Общества мелких народностей Поволжья. Одной из главных задач Общества определялось содействие «осуществлению начал национального самоопределения мелких народностей. Подразумевая под этим свободу родного языка в школе, религии, учреждениях местного самоуправления, издания литературы».

Однако ни одно из принятых съездом направлений развития государственности народов Среднего Поволжья не было реализовано.

 

2. Организационно-правовые основы формирования и развития государственности Среднего Поволжья в советский период

 

С победой октябрьской революции и утверждением 2 ноября 1917 г. СНК РСФСР «Декларации прав народов России», провозгласившей основы национальной политики советского государства, идея самоопределения народов Среднего Поволжья получила свое дальнейшее развитие. В начале 1918 г. представители татарского и башкирского народов предпринимают попытки по созданию особых национальных образований Средневолжского и Южно-уральского штата («Волго-Урал штата)». Это напрямую затрагивало интересы проживающего в Казанской, Симбирской, Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниях нерусского населения.

Для практической реализации резолюции съезда была создана специальная «контактная» комиссия по согласованию условий вхождения в Средневолжский и Южноуральский штат.

8 января 1918 г. в Казани начал работу II Всероссийский мусульманский военный съезд, ставивший своей задачей добиться легитимизации «Волго-Урал штатов» путем включения в них малых народов Поволжья. На съезде был избран Центральный военный совет, в состав которого вошли представители чувашских левых эсеров и социалисты-националисты.

Инициативное развитие национальных движений в Среднем Поволжье и Приуралье встретило сопротивление со стороны центральных властей и большевистской партии. С помощью отрядов красногвардейцев и специально прибывших с Балтики матросов, объявленные «буржуазными», национальные организации татар и башкир были ликвидированы, а их лидеры отстранены от руководства национальными движениями.

На основании решения Коллегии Народного комиссариата по делам национальностей 18 мая 1918 г. были учреждены Татарский, Марийский, Чувашский и другие отделы Наркомнаца. Сфера влияния отделов распространилась на те территории РСФСР, где проживало соответствующее нерусское население. Они организовывали деятельность и осуществляли общее руководство местными отделами, проводили съезды, занимались вопросами повышения общекультурного и политического уровня нерусских народов, готовили национальные кадры и т.д. На отделы, наряду с другими, возлагалась задача реализации национального и политического самоопределения народов Среднего Поволжья на платформе советской власти и в составе РСФСР.

Структурно отделы состояли из шести подотделов: общего, связи, культуры и просвещения, печати и агитации, труда и экономики, административно-справочного и иногороднего. Общий подотдел находился в Москве и начал свою деятельность 18 мая 1918 г., а остальные подотделы располагались в Казани, и начали функционировать с июня того же года.

В сентябре 1918 г. после освобождения Казани от белогвардейцев создаются национальные (чувашский, татарский, башкирский и др.) Комитеты коммунистов, реорганизованные в секции при Казанском губкоме РКП (б). Аналогичные секции возникают в Симбирском, Самарском, Уфимском и Тюменском губернских комитетах большевистской партии. Эти структуры развернули широкую политико-воспитательную работу среди нерусских народов и привели к значительному ослаблению влияния эсеров и национально ориентированных сил на основную массу нерусского населения.

После провала идеи создания Волго-Камского штата, мусульманское население региона выступило с инициативой создания тюркской Татаро-Башкирской республики на территории Уфимской, основной части Оренбургской губерний, части Пермской, Вятской, Сибирской и Самарской губерний с преобладанием мусульманского населения, а также Казанской губернии, исключая места проживания чувашей и марийцев.

В качестве альтернативы проекту Татаро-Башкирской республики, построенной на мусульманских началах, было предложено создание государственного образования, включающего на федерально-национальных началах территории компактного проживания всех наций и народностей Волжско-Камского края.

5 мая 1918 г. по инициативе Наркомнаца в Москве состоялось совещание по вопросам образования Татаро-Башкирской республики с участием представителей марийцев, удмуртов, мордвы и чувашей. Совещание согласилось с предложенным представителями татарских и башкирских организаций проектом «Положения о Татаро-Башкирской советской республике». Утверждение Положения должно было состояться на учредительном съезде республики.

Именно с этого периода представляется возможным рассматривать формирование самостоятельной государственности чувашского, татарского, марийского народов, населявших территорию Среднего Поволжья. Нижегородская губерния (позднее – Горьковская область), Симбирская губерния (позднее – Ульяновская область), заселенные преимущественно русским народом, в советский период российской истории не имели элементов государственности и входили в состав РСФСР в качестве административно-территориальных единиц.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.