Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности



 

В любой современной правовой системе существует необходимость государственного воздействия на экономику. Необходимость государственного воздействия на экономику в условиях рынка определяется, как минимум, следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов:

а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

б) формирования государственного бюджета;

в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;

г) обеспечения занятости населения;

д) обеспечения обороноспособности и безопасности страны;

е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования*(166).

Как видно из этого перечня причин (оснований) государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, они лежат в сфере публичных интересов государства и общества. Среди них основания: экологические, экономические, социальные, политические, юридические.

Частный интерес в условиях рынка защищается на путях правосудия, а также в порядке административного производства в той мере, в какой он сочетается с публичным. Например, при дискредитации конкурента путем распространения ложных сведений о нем интересы потерпевшего, требующего от Федеральной антимонопольной службы (ее территориального подразделения) вынести предписание, обязывающее недобросовестного конкурента прекратить нарушение прав потерпевшего, сочетаются с интересами государства, которое приняло на себя обязательство (гарантию) обеспечить поддержку добросовестной конкуренции (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Пределы государственного вмешательства в экономику должны быть таковы, чтобы сохранялся интерес к легитимному предпринимательству, экономика не уходила в тень, капиталы оставались в стране, а не вывозились из нее. Для этого стране нужна грамотная, научно обоснованная экономическая политика, которая и должна реализовываться путем государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Государственное воздействие на экономику можно определить как целенаправленную деятельность государства (его органов), осуществляемую в правовой форме, в которой реализуется экономическая политика государства.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Государственное регулирование - более широкое понятие, чем управленческая деятельность органов исполнительной власти. Ведь требования, предъявляемые к предпринимателям, содержатся прежде всего в законах, а не подзаконных нормативных правовых актах. Подзаконные акты могут содержать такие требования, если законом органу исполнительной власти делегировано право принимать соответствующие нормативно-правовые акты. Например, федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг предоставлено законом право устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные требования, направленные на снижение рисков этой деятельности, на исключение конфликтов интересов (ст. 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Государственное регулирование в целом представляет собой практическую реализацию всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной*(167).

Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются нормативно-правовые акты (регулируют поведение неопределенного круга лиц) и акты ненормативного характера. В последнем случае речь идет об актах индивидуального регулирования, касающихся конкретного субъекта*(168).

Например, законодательство о лицензировании касается любого субъекта, желающего заняться лицензируемым видом деятельности, а решение органа государственной власти о выдаче лицензии - адресовано конкретному хозяйствующему субъекту, имея для него значение юридического факта.

 

 

*(146) Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. М., 2003. С 130.

*(147) Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 132-133.

*(148) Теория государства и права/отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2004. С. 315-316.

*(149) СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343 (с изм. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г.).

*(150) СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

*(151) Предпринимательское право РФ/под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно М., 2003. С. 121.

*(152) О требованиях и способах их реализации см. главу "Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности".

*(153) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918. (с посл. изм.).

*(154) РГ. 2005. N 2. 13 янв.

*(155) РГ. 2005. N 100. 13 мая.

*(156) Более подробно об индивидуальном предпринимателе см. параграф 7.1 главы 7 "Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательского права".

*(157) Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М., 1994. С. 75; Предпринимательское (хозяйственное) право/под ред. О.М. Олейник. Т. 1. М., 1999. С. 165-166.

*(158) О некоммерческих организациях и их праве заниматься предпринимательской деятельностью см. параграф 7.3 главы 7 "Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательского права".

*(159) СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 4696.

*(160) Подробнее о правовом положении финансово-промышленных групп см. параграф 7.10 главы 7.

*(161) Теория государства и права: учебник/под ред. В.Д. Перевалова. М., 2004. С. 153.

*(162) Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 115.

*(163) Предпринимательское (хозяйственное) право/под ред. О.М. Олейник. Т. 1. М., 1999. С. 169.

*(164) Там же.

*(165) Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 139.

*(166) Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М., 1994. С. 190.

*(167) Мы согласны с критикой точки зрения о том, что и государственное управление и государственное регулирование - лишь обобщенные варианты практической реализации исполнительной власти. Именно так считают авторы учебника: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 1996. С. 21. Критическую оценку этой точки зрения см: Предпринимательское право: учебник/под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно М., 2003. С. 399.

*(168) Подробнее о государственном регулировании см.: Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. М., 2005.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.