Здавалка
Главная | Обратная связь

Группировки и сочетания слов-понятий.



Далее, мы выделим несколько больших смысловых блоков, которые, по нашему мнению, отражают основные области внимания авторов посланий. Понятно, что в этом случае мы будем пользоваться субъективным предпочтениями, определяя важность того иного слова-понятия, исходя из наших задач и не более того. Все, ниже приведенные группировки - чистый «субъективизм» исследователя. При этом количественный критерий не будет столь активно использоваться.

 

Но никакого другого подхода или способа нет и не может быть. Количественный или статистический аппарата, нужен только для того, что бы подтвердить или не подтвердить, (но ни как не опровергнуть), субъективные гипотезы исследователя. Другое дело, что некоторые математические зависимости, тесная корреляция каких-либо явлений, неожиданно появившаяся в ходе анализа, могут подтолкнуть к новому направлению исследования и соответственно, разработки новых гипотезы, в несколько или принципиально иную область бытия. Но это уже другая тема.

Поэтому, сначала, из общего списка использованных слов (2600), исключим слова–связки и местоимения как не важные для решения наших задач. И выберем те слова, которые являются, с нашей точки зрения, и только с нашей точки зрения, ключевыми, важными, имеющие, по нашему мнению, большую смысловую значимость в рамках данного текста. При этом их частотное использование нами практически не будет учитываться. То или иное слово вообще может использоваться только один раз, тем не менее, значимость его, в рамках данного текста, может быть весьма высокая.

 

Необходимо отметить, что смысловая значимость слов определяется в данном случае, неким наиболее общим контекстуальным представлением о значимости того или иного слова и без привязки к тексту, который выступает конкретным, частным контекстом. Так слова Россия, президент, конституция, армия, правительство, дума, общество, экономика, русский и пр. являются для нас как бы априори значимыми словами, имеющие определенный общий смысл. И мы можем их в таком качестве рассматривать, предполагаю, вполне обосновано, что авторы посланий так же оперирует этими же словами в неком общем контекстуальном поле как значимыми и содержащие примерно такой же смысл.

 

Мы можем быть уверенны в этом только потому, что и я, как автор данного текста и авторы посланий живем и работаем в одной и той же общей смысловой парадигме, в едином пространстве и времени, т.е. на одной территории, в одном месте и в одно и тоже время. Для них вышеприведенные слова так же являются значимыми, (должны быть значимыми), как и для меня в рамках решения своих частных и общих задач.

 

Иначе наверное и быть не может, в противном случае мы просто бы не понимали друг друга, хотя такое и случается нередко со стороны власти и других субъектов общества. Понятно, что те же самые слова в какой-то иной стране возможно не были бы столь значимыми и имели бы иной смысл. Все это дает право, воспринимать многие слова посланий в рамках некой общей смысловой парадигмы как значимых и смыслообразующих слов.

 

Таких слов у нас набралось 264. Возможно их несколько больше, может быть некоторые слова мы не приняли как значимые. Но может быть и меньше, поскольку наверняка отдельные слова мы напрасно приняли как важные. Только контекст может показать истинное значение слова в структуре предложения. Но в целом, надо полагать, основных ключевых слов насчитываться именно такое количество, примерно 10%, что в целом соответствует их возможному количеству для любого текста. И вот почему.

 

Cструктура предложения всегда содержит основные смыслообразующие и вспомогательные слова, (в том числе слова-связки). Первые составляют до трех слов, остальные, т.е. вспомогательные слова, составляют в среднем 10-12 слов в предложении. Так, если всего предложений в тексте насчитывается немногим больше 2500 и если каждое предложение содержит от одного до трех ключевых слова, то получается, примерно, 240-260 слов или те же 10%.

 

Как видно, имеется определенная зависимость между частями предложений и структурными блоками текста в целом, которые и определяют устойчивость количественных выражений блоков практически любого текста. Примерно одинаковое количество оригинальных и эксклюзивных, значимых слов и вспомогательных слов, слов-связок и их примерно одинаковое процентное выражение.

 

И так, анализируемый текст, – послания, представляет собой следующее количественное распределение.

 

Всего слов в тексте, примерно, - 40 000.

Оригинальных слов,(со словоформами и производными) - 9 500 или 23,8%.

Эксклюзивных слов (без словоформ и производных) - 2600 или 6,5% от общего числа или 27,4% от общего числа оригинальных слов.

Значимых слов, примерно, 264 или 10% от общего числа эксклюзивных слов или 0,65% от общего числа слов.

Вспомогательных слов, вместе со словами-связками - 2340.

Ключевых слов – 19.

Доминанта – чаще всего одна, но может быть несколько.

 

Как видно оригинальных слов со словоформами не много, (9500) еще меньше эксклюзивных слов,(2500) т.е. с учетом словоформ, который выступает, еще раз напомним, основным словарным составом авторов посланий. Совсем не много значимых слов, (264), которые авторы употребляют чаще всего. Немного и ключевых слов, (19) описывающие блоки текста, фактически это доминанты. Больше всего вспомогательных слов различной конфигураций, например, слов-связок, (2340). Так всегда и бывает.

 

Вспомогательная слова есть своеобразная свита короля (значимых слов), которые и определяют их сущность, смысловое содержание. Правильнее сказать, уточняют тот аспект основного понятия, которое используется в тексте в рамках решения автором своей задачи. А все вместе они работают на доминанту или доминанты. Но об этом на конкретных примерах мы будем говорить подробнее чуть позже.

 

Теперь определим ключевые слова, формирующие, опять же только по нашему мнению, смысловые блоки текста посланий, например, армия, закон, власть, общество и др. Они же будут определять значимость и характер слов, находящиеся в данной понятийной области. При этом, ключевое слово, само по себе, может не присутствовать в тексте. В данном случае ключевое слово является только наименованием понятийной области, описываемой текстом. Формирования блоков, (его наполнение), будет осуществляться на основе списка значимых слов.

 

Способ определения понятийного поля и, соответственно, его ключевых слов относительно прост: будем исходить из того, что некоторые слова можно объединить естественно, субъективно, по некоторому общему для них смысловому признаку, (но не по смыслу, поскольку смыслы слов могут быть разными, но обладать одним смысловым признаком, что нас может и интересовать в данном случае).

 

Таким образом мы формируем смысловые блоки текста из слов, исходя из их значения. При этом, конечно, мы будем исходить из того, что выбранные ключевые слова являются значимыми для данного текста. В противном случае какое-либо объединение теряет смысл. Таких ключевых слов может быть немного, в зависимости от сложности и многогранности текста. У нас получилось 19 слов, формирующие понятийные блоки.

 

Естественно, сначала, предварительно и гипотетически выдвигаем несколько возможно ключевых слова, которые могут содержать в себе и ими определяемые, значимые или смысловые слова. При этом значимые слова, в принципе, могут повторяться в различных блоках ключевых слов, поскольку они могут участвовать в смыслоформировании различных ключевых блоков. Но в данном случае мы использовали значимое слово только в какой-то одной группировке.

 

Но еще раз отметим, что группировка проходила по тем общим понятиям, которые приняты в данном сообществе. При этом понятно, что возможны некоторые разночтения с содержанием слова в тексте. Так, например, слово наркомания может быть использовано применительно к «медицине», куда мы и отнесли его, но так же может быть использовано и в контексте «угрозы». Слово депутат может быть отнесено к группе «власть» (законодательная власть), но с равным успехом и к группе «демократия» и т.д.

 

Более того, в каким-то специальном контексте то или иное слово может приобретать особый смысл, отличный и от общепринятого и даже от, так скажем, узкопринятого содержания. Например, слово и понятие «структура» имеет много самых разнообразных значений, (как своих признаков), но в данном тексте мы отнесли его к блоку госаппарат, как обладающий признаком аппаратного структурного образования в рамках государственного управления.

 

Но в каждом конкретном случае, содержание используемого слова определяется задачей, поставленной исследователем. Исследуя тщательно, подробно широкий или узкий контекст данного слова, можно установить его истинное содержание, т.е. то содержание, которое вкладывал автор в данное слово, причем независимо от того, осуществлялось это у него интуитивно или осознанно.

 

Мы постарались, по мере возможности, очень аккуратно, корректно провести группировку и сформировать значимые для данного текста блоки. При этом исходили прежде всего из решения своих задач. Одна из них - продемонстрировать возможный метод статистического анализа частотного распределения слов-признаков в тексте.

 

Понятно, что приведенная группировка смысловых блоков может не соответствовать задачам, поставленным авторами текст посланий. Так же как другим исследователем может быть предложена своя смысловая классификация слов-понятий. Но каждая из них может быть вполне приемлемой и истинной, (в определенных рамках, конечно), поскольку решает свои специальные задачи.

 

Теперь попытаемся подобрать к выделенным ключевым словам, слова-понятия. Ниже приведено 19 блоков со своими словами-показателями, которые и образуют в совокупности необходимое понятийное пространство, описывающие, достаточно полно для данного текста, смысловой блок. Понятно, что таких блоков может быть намного больше, но мы ограничились, точнее вынуждены были ограничиться из-за объема работы, приведенными ниже смысловыми блоками. Но как нам кажется для решения нашей задачи, демонстрации метода, этого вполне достаточно.

 

1. Армия: военный – 43; армия – 38; оружие – 35; служба – 21; вооруженный – 18; военнослужащий – 11; оборона - 10; Вооруженные силы – 5; ветераны – 5; боеготовность – 4; призыв – 3; войска – 3; командование – 2; призывники - 2; победа - 2; офицер - 2; воин - 1; пехота – 1; сухопутный - 1; солдаты - 1; сержанты - 1; десантники – 1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.