Здавалка
Главная | Обратная связь

Система местного управления в СССР и Казахской ССР



В конце 70-80 годов были приняты последние Конституция СССР и конституции союзных республик. Конституции провозгласили Советы в качестве политической основы СССР. Делегирование народом своей власти Советам вело к конституционному закреплению сосредоточения в их руках всей полноты государственной власти, подконтрольности и подотчетности им всех других государственных органов. Советы народных депутатов составляли единую систему представительных органов государственной власти.

Полновластие Советов было не более чем миф, за которым скрывалась реальная власть Коммунистической партии. На основе союзной и республиканской конституций в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов обновляется законодательство о местных органах власти. 14 декабря 1979 г. принята новая редакция законов Казахской ССР «О поселковом, сельском, аульном Совете народных депутатов Казахской ССР» от 20 декабря 1968 г., «О районном Совете народных депутатов Казахской ССР» и «О городском, районном в городе Совете народных депутатов Казахской ССР» от 21 июля 1971 г. 13 ноября 1980 г. принят Закон Казахской ССР «Об областном Совете народных депутатов Казахской ССР». Статус постоянных комиссий и депутатов местных Советов регламентировался Законом Казахской ССР «О порядке отзыва депутата местного Совета народных депутатов Казахской ССР», Положением о постоянных комиссиях местных Советов народных депутатов Казахской ССР от 23 апреля 1976 г., Положением об организации работы с наказами избирателей в Казахской ССР от 22 февраля 1982 г.

В Казахстане к местным Советам были отнесены областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские и аульные представительные органы. Они провозглашались полновластными органами на местах, которые решали все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, руководили деятельностью нижестоящих Советов. Местные Советы избирались сроком на 2,5 года прямым голосованием населения. Исполнительными и распорядительными органами Советов являлись избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты. Они имели двойную подчиненность и были непосредственно подотчетны как Советам, их избравшим, так и вышестоящим исполнительно-распорядительным органам. Таким образом:

1. Советы всех уровней составляли единую иерархическую систему с подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Местные Советы образовывались на всех уровнях административно-территориального деления.

2. Советы, являясь представительными органами и избираясь населением соответствующих административно-территориальных единиц, призваны были воплощать его волю, выражать интересы граждан, проживающих на их территории. Как государственные органы, они должны были учитывать в своей деятельности и общегосударственные интересы. Изначально они имели двойную природу: выступали как органы самоуправления и органы государственной власти.

3. Советы формально провозглашались полновластными органами, наделялись широкими правами по решению вопросов местного значения. Кроме законодательного определения круга вопросов, которые были отнесены к исключительной компетенции сессии, представительные органы могли рассматривать на сессиях любые вопросы, отнесенные к их ведению, в том числе отнесенные к компетенции исполкомов. Областные Советы избирали местные суды (вначале – областные, позднее – районные, городские) и заслушивали их отчеты. Это говорит о том, что принцип разделения власти в то время не признавался.

4. Советы функционировали на общественных началах, сессии их были редкими и непродолжительными. Местные депутаты работали, не порывая со своей основной деятельностью. Поэтому представительные учреждения с самого начала стали той ширмой, декором, за которой скрывались реальные властные структуры – территориальные комитеты КПСС.

5. Из своего состава местные Советы образовывали свои исполнительные органы – исполкомы, - которые решали все вопросы местного значения в период между сессиями. При этом они имели двойную подчиненность: по – горизонтали – избравшим их Советам, по – вертикали - вышестоящим исполкомам, а областные Советы – Совету Министров Казахской ССР. Двойная подчиненность существовала и в местных отраслевых и межотраслевых органах управления. Фактически исполкомы действовали под руководством местных партийных органов, были непосредственными исполнителями партийных решений на региональном уровне.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.