Здавалка
Главная | Обратная связь

Органы местного самоуправления в зарубежных странах



В развитых демократических странах органами местного самоуправления выступают различные муниципальные органы: выборные собрания, представляющие население (муниципаль­ные и пр. советы), и их исполнительные органы (мэр с аппара­том либо коллегиальный исполнительный орган). В ряде случаев органы самоуправления осуществляют задачи государственных органов. При этом они обязаны выполнять указания вышестоя­щих государственных органов. При осуществлении же функций, принадлежащих самоуправлению, они полностью самостоятель­ны.

Представительные органы самоуправления (советы графств, генеральные, муниципальные, коммунальные советы и пр.) в большинстве стран избираются путем всеобщих выборов насе­лением соответствующей территории. Срок их полномочий ко­леблется от 1 до 6 лет. В тех странах, где устанавливается про­должительный срок полномочий, иногда применяется система ротации (частичного обновления). Во Франции генеральные Советы (выборные органы департаментов), избираемые на шесть лет, обновляются наполовину каждые три года. Численный со­став муниципальных органов пропорционален в большинстве случаев размерам территории, численности населения соответ­ствующей территориальной единицы и устанавливается нацио­нальным законодательством, которое указывает минимальное и максимальное число членов собрания. Очень редко, но встре­чаются двухпалатные муниципальные советы (Нью-Йорк).

Основной формой работы муниципальных Советов является сессия. Периодичность их созыва сравнительно высока в низо­вых единицах. Так, в США они могут собираться на заседания еженедельно, раз в две недели или раз в месяц. Сессии выбор­ных органов вышестоящих единиц проводятся значительно реже. Например, в графствах Англии и Уэльса они собираются раз в квартал, во французких департаментах — лишь дважды в год. Продолжительность сессии ограничена. Помимо очередных воз­можны чрезвычайные сессии, которые проводятся по требова­нию определенного числа членов собрания, по инициативе мест­ных исполнительных органов или по требованию правительства. По итогам обсуждения вопросов на сессии муниципальные со­брания могут принимать решения, давать заключения и выска­зывать мнения и пожелания.

В своей деятельности муниципальные советы в принципе стремятся все в большей степени отражать интересы населения и информировать его о своей деятельности.

Вспомогательными органами муниципальных собраний яв­ляются постоянные и временные комиссии. В некоторых стра­нах (Великобритании, частично — в США, Германии) комиссии наделяются распорядительными правами. Иногда само муници­пальное собрание может заседать в качестве комиссии или ко­митета, что позволяет прибегнуть к процедуре закрытого засе­дания и открывает большие возможности для воздействия ад­министративного аппарата на выборных членов.

Исполнительными органами местного самоуправления осу­ществляется повседневное оперативное управление местными делами. Встречается три основных разновидности формирова­ния местных исполнительных органов.

1. Система, при которой само муниципальное собрание из числа своих членов избирает должностных лиц, образующих местный исполнительный орган. Он может иметь единоличный (мэр) или коллегиальный характер (магистраты в отдельных зем­лях ФРГ).

В Италии члены джунты утверж­даются областным или провинциальным советом по представ­лению председателя джунты. В Швеции исполнительными органами муниципальных собраний и ландстингов являются исполнительный комитет и другие комитеты коммун и ландстингов. Они имеют полномочия по административному управлению в сфере своей компетенции и контролю за деятельностью других комитетов (без права, однако, вмешиваться в деятельность последних). В их задачу входит также определение общей ориентации по некоторым важным хозяйственным вопросам и передача на рассмотрение выборных и других органов предложений, которые они считают заслуживающими обсуждения. Глава исполнительной власти коммуны - председатель муниципального исполнительного комитета; на уровне ландстинга главой исполнительной власти является председатель его исполнительного комитета. Право принятия решений председателей этих комитетов ограничено. В большинстве случаев решения принимаются членами комиссии коллективно. В США при системе «слабый» мэр — совет муниципальный совет имеет право назначить чиновни­ков на наиболее важные посты в исполнительном аппарате, а мэр — только на второстепенные. К данной разновидности исполнительного органа относится также назначение мэра или бургомистра монархом по представ­лению соответствующего муниципального собрания (Голландия, Бельгия). Здесь достаточно широкие возможности контроля за деятельностью местных исполнительных органов со стороны представительных ассамблей.

2. Вторая система основана на раздельном избрании муни­ципальных советов и исполнительных органов. В наиболее за­конченном виде эта система применяется в Японии, где губер­наторы префектур, мэры городов и старосты деревень избира­ются непосредственно населением. В той или иной мере исполь­зуется эта система в ряде штатов США и в некоторых звеньях местного управления ФРГ. На практике эта система ведет к па­дению роли выборного представительного органа и все большей концентрации полномочий в руках исполнительного аппарата.

В США примерно три пятых городов с населением пять ты­сяч человек использует форму «мэр — совет». В системе с «силь­ным» мэром последний назначает и освобождает от должности руководителей служб муниципалитета. Он сосредотачивает в своих руках текущие вопросы управления и самостоятельно решает их, руководит деятельностью муниципальных служб, представляет муниципалитет при заключении сделок, обладает правом вето в отношении решений муниципального совета и пр. «Слабый» мэр производит назначение в исполнительном аппа­рате второстепенных должностных лиц. Наиболее важные дол­жностные лица, как правило, избираются населением (шериф, атторней, коронер, казначей, асессор, аудитор, клерк, регистра­тор, суперинтендант школ, землемер графства). В тауншипах собрание жителей избирает совет, действующий в качестве ис­полнительного комитета в промежутке между собраниями; од­новременно избираются клерк, казначей, констебль, уполномо­ченный по дорогам, надзиратель за бедными и другие должност­ные лица.

3. Третья разновидность исполнительных органов — те из них, которые не являются выборными и обладают высокой сте­пенью независимости по отношению к выборным советам. Су­ществуют два наиболее распространенных варианта:

а) функции исполнительного органа могут быть возложены на представителя правительства.

Примером такого рода являлся статус префекта во французких департаментах до принятия в 1982 г. Закона о децентра­лизации. Префект назначался Президентом и выступал его пред­ставителем в департаментах, осуществляя функции исполнитель­ного органа. На него также возлагался контроль за деятельнос­тью выборных органов самоуправления. Подобная схема широ­ко распространена во многих странах Азии, Африки, Латинс­кой Америки. Но в развитых демократических странах преоб­ладает тенденция к разграничению статуса должностного лица, возглавляющего исполнительный орган самоуправления, и пред­ставителя центральной администрации, назначаемого сверху;

б) функции исполнительного органа могут быть возложены на специально приглашаемого управляющего, которому муни­ципальный совет поручает управление местными делами как специалисту, обладающему необходимыми техническими зна­ниями. Эта разновидность организации исполнительной власти по­лучила широкое распространение в крупных американских го­родах под названием «совет — менеджер». Избираемый населе­нием мэр выполняет, в основном, представительские функции. Реальные же полномочия по управлению принадлежат назнача­емому на 4 года советом главному администратору (менедже­ру), на которого возлагается ответственность за практическую организацию руководства муниципальным аппаратом. Менед­жер подбирает руководителей наиболее важных служб (но ут­верждает их совет), назначает глав второстепенных подразделе­ний, направляет и координирует деятельность всех структур аппарата, вносит свои предложения по ведению дел в городе го­родскому совету и докладывает ему о состоянии хозяйства, уча­ствует в заседаниях совета с правом совещательного голоса, со­ставляет проект бюджета.

В США встречается и такая система самоуправления, как комиссия, соединяющая в себе черты представительного и ис­полнительного органа. Члены муниципальной комиссии (от 3 до 7 чел.) избираются населением. Именно им принадлежит полнота власти, которую они осуществляют совместно и каждый порознь, поскольку несут ответственность за деятельность со­ответствующих департаментов местного управления.

Полномочия муниципальных органов обычно устанавлива­ются специальным законом о местном управлении и законами, регулирующими отдельные отрасли государственного управле­ния, подразделяются на обязательные и необязательные. К первым относятся полномо­чия по вопросам, которым придается общегосударственное зна­чение. Так, муниципалитеты обязаны поддерживать в порядке дороги, санитарное состояние населенных пунктов, противопо­жарную службу, содержать школы. Круг обязанностей муни­ципалитетов может быть расширен за счет компетенции, деле­гированной им вышестоящими властями. Необязательными являются полномочия, реализуемые по соб­ственному усмотрению муниципальных властей. Как правило, в их число входит осуществление различных видов обслужива­ния населения: создание муниципальных коммунально-бытовых предприятий, жилищное строительство, организация муници­пального транспорта, газо- и электроснабжения, муниципаль­ные больницы, библиотеки, театры.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.