Органы местного самоуправления в зарубежных странах
В развитых демократических странах органами местного самоуправления выступают различные муниципальные органы: выборные собрания, представляющие население (муниципальные и пр. советы), и их исполнительные органы (мэр с аппаратом либо коллегиальный исполнительный орган). В ряде случаев органы самоуправления осуществляют задачи государственных органов. При этом они обязаны выполнять указания вышестоящих государственных органов. При осуществлении же функций, принадлежащих самоуправлению, они полностью самостоятельны. Представительные органы самоуправления (советы графств, генеральные, муниципальные, коммунальные советы и пр.) в большинстве стран избираются путем всеобщих выборов населением соответствующей территории. Срок их полномочий колеблется от 1 до 6 лет. В тех странах, где устанавливается продолжительный срок полномочий, иногда применяется система ротации (частичного обновления). Во Франции генеральные Советы (выборные органы департаментов), избираемые на шесть лет, обновляются наполовину каждые три года. Численный состав муниципальных органов пропорционален в большинстве случаев размерам территории, численности населения соответствующей территориальной единицы и устанавливается национальным законодательством, которое указывает минимальное и максимальное число членов собрания. Очень редко, но встречаются двухпалатные муниципальные советы (Нью-Йорк). Основной формой работы муниципальных Советов является сессия. Периодичность их созыва сравнительно высока в низовых единицах. Так, в США они могут собираться на заседания еженедельно, раз в две недели или раз в месяц. Сессии выборных органов вышестоящих единиц проводятся значительно реже. Например, в графствах Англии и Уэльса они собираются раз в квартал, во французких департаментах — лишь дважды в год. Продолжительность сессии ограничена. Помимо очередных возможны чрезвычайные сессии, которые проводятся по требованию определенного числа членов собрания, по инициативе местных исполнительных органов или по требованию правительства. По итогам обсуждения вопросов на сессии муниципальные собрания могут принимать решения, давать заключения и высказывать мнения и пожелания. В своей деятельности муниципальные советы в принципе стремятся все в большей степени отражать интересы населения и информировать его о своей деятельности. Вспомогательными органами муниципальных собраний являются постоянные и временные комиссии. В некоторых странах (Великобритании, частично — в США, Германии) комиссии наделяются распорядительными правами. Иногда само муниципальное собрание может заседать в качестве комиссии или комитета, что позволяет прибегнуть к процедуре закрытого заседания и открывает большие возможности для воздействия административного аппарата на выборных членов. Исполнительными органами местного самоуправления осуществляется повседневное оперативное управление местными делами. Встречается три основных разновидности формирования местных исполнительных органов. 1. Система, при которой само муниципальное собрание из числа своих членов избирает должностных лиц, образующих местный исполнительный орган. Он может иметь единоличный (мэр) или коллегиальный характер (магистраты в отдельных землях ФРГ). В Италии члены джунты утверждаются областным или провинциальным советом по представлению председателя джунты. В Швеции исполнительными органами муниципальных собраний и ландстингов являются исполнительный комитет и другие комитеты коммун и ландстингов. Они имеют полномочия по административному управлению в сфере своей компетенции и контролю за деятельностью других комитетов (без права, однако, вмешиваться в деятельность последних). В их задачу входит также определение общей ориентации по некоторым важным хозяйственным вопросам и передача на рассмотрение выборных и других органов предложений, которые они считают заслуживающими обсуждения. Глава исполнительной власти коммуны - председатель муниципального исполнительного комитета; на уровне ландстинга главой исполнительной власти является председатель его исполнительного комитета. Право принятия решений председателей этих комитетов ограничено. В большинстве случаев решения принимаются членами комиссии коллективно. В США при системе «слабый» мэр — совет муниципальный совет имеет право назначить чиновников на наиболее важные посты в исполнительном аппарате, а мэр — только на второстепенные. К данной разновидности исполнительного органа относится также назначение мэра или бургомистра монархом по представлению соответствующего муниципального собрания (Голландия, Бельгия). Здесь достаточно широкие возможности контроля за деятельностью местных исполнительных органов со стороны представительных ассамблей. 2. Вторая система основана на раздельном избрании муниципальных советов и исполнительных органов. В наиболее законченном виде эта система применяется в Японии, где губернаторы префектур, мэры городов и старосты деревень избираются непосредственно населением. В той или иной мере используется эта система в ряде штатов США и в некоторых звеньях местного управления ФРГ. На практике эта система ведет к падению роли выборного представительного органа и все большей концентрации полномочий в руках исполнительного аппарата. В США примерно три пятых городов с населением пять тысяч человек использует форму «мэр — совет». В системе с «сильным» мэром последний назначает и освобождает от должности руководителей служб муниципалитета. Он сосредотачивает в своих руках текущие вопросы управления и самостоятельно решает их, руководит деятельностью муниципальных служб, представляет муниципалитет при заключении сделок, обладает правом вето в отношении решений муниципального совета и пр. «Слабый» мэр производит назначение в исполнительном аппарате второстепенных должностных лиц. Наиболее важные должностные лица, как правило, избираются населением (шериф, атторней, коронер, казначей, асессор, аудитор, клерк, регистратор, суперинтендант школ, землемер графства). В тауншипах собрание жителей избирает совет, действующий в качестве исполнительного комитета в промежутке между собраниями; одновременно избираются клерк, казначей, констебль, уполномоченный по дорогам, надзиратель за бедными и другие должностные лица. 3. Третья разновидность исполнительных органов — те из них, которые не являются выборными и обладают высокой степенью независимости по отношению к выборным советам. Существуют два наиболее распространенных варианта: а) функции исполнительного органа могут быть возложены на представителя правительства. Примером такого рода являлся статус префекта во французких департаментах до принятия в 1982 г. Закона о децентрализации. Префект назначался Президентом и выступал его представителем в департаментах, осуществляя функции исполнительного органа. На него также возлагался контроль за деятельностью выборных органов самоуправления. Подобная схема широко распространена во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки. Но в развитых демократических странах преобладает тенденция к разграничению статуса должностного лица, возглавляющего исполнительный орган самоуправления, и представителя центральной администрации, назначаемого сверху; б) функции исполнительного органа могут быть возложены на специально приглашаемого управляющего, которому муниципальный совет поручает управление местными делами как специалисту, обладающему необходимыми техническими знаниями. Эта разновидность организации исполнительной власти получила широкое распространение в крупных американских городах под названием «совет — менеджер». Избираемый населением мэр выполняет, в основном, представительские функции. Реальные же полномочия по управлению принадлежат назначаемому на 4 года советом главному администратору (менеджеру), на которого возлагается ответственность за практическую организацию руководства муниципальным аппаратом. Менеджер подбирает руководителей наиболее важных служб (но утверждает их совет), назначает глав второстепенных подразделений, направляет и координирует деятельность всех структур аппарата, вносит свои предложения по ведению дел в городе городскому совету и докладывает ему о состоянии хозяйства, участвует в заседаниях совета с правом совещательного голоса, составляет проект бюджета. В США встречается и такая система самоуправления, как комиссия, соединяющая в себе черты представительного и исполнительного органа. Члены муниципальной комиссии (от 3 до 7 чел.) избираются населением. Именно им принадлежит полнота власти, которую они осуществляют совместно и каждый порознь, поскольку несут ответственность за деятельность соответствующих департаментов местного управления. Полномочия муниципальных органов обычно устанавливаются специальным законом о местном управлении и законами, регулирующими отдельные отрасли государственного управления, подразделяются на обязательные и необязательные. К первым относятся полномочия по вопросам, которым придается общегосударственное значение. Так, муниципалитеты обязаны поддерживать в порядке дороги, санитарное состояние населенных пунктов, противопожарную службу, содержать школы. Круг обязанностей муниципалитетов может быть расширен за счет компетенции, делегированной им вышестоящими властями. Необязательными являются полномочия, реализуемые по собственному усмотрению муниципальных властей. Как правило, в их число входит осуществление различных видов обслуживания населения: создание муниципальных коммунально-бытовых предприятий, жилищное строительство, организация муниципального транспорта, газо- и электроснабжения, муниципальные больницы, библиотеки, театры. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|