Здавалка
Главная | Обратная связь

Теоретические и конституционные основы местного самоуправления



Модернизация казахстанского общества невозможна без формирования и укрепления институтов гражданского общества, одним из которых является местное самоуправление.

Поправками, внесенными в Закон РК от 23 января 2001 г. от 9 февраля 2009 г., местное самоуправление определяется как «деятельность, осуществляемая населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления, направленная на самостоятельное решение вопросов местного значения под свою ответственность, в порядке, определяемом настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами».

Теоретической базой для конституционно-правового регу­лирования местного самоуправления являются общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управ­ления, закрепленные Европейской Хартией местного самоуп­равления. от 15 октября 1985 г. Она устанавливает следующие параметры местного самоуправления: местные выборные органы; избираемые главы исполнительных органов; принимаемый местными органами собственный бюджет; контроль над собственными доходами и ответственность за эффективное предоставление общественных услуг; четко обозначенные расходные полномочия; право заимствовать; право на собственность: право правительства осуществлять мониторинг и контроль.

Формирование местного самоуправления в Казахстане должно базироваться также на принципах Модельного закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятого Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 6 декабря 1997 г.

Базовые основы местного самоуправления закреплены в VIII разделе Конституции Республики Казахстан, регулирующем также вопросы организа­ции и деятельности органов местного государственного управ­ления, что наталкивает на тесную связь этих двух понятий. Ст.89. гласит:

1. В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

2. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения.

Органам местного самоуправления в соответствии с законом может делегироваться осуществление государственных функций.

3. Организация и деятельность местного самоуправления в Казахстане регулируются законом.

4. Гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных законом.

Из этих конституционных положений вытекает следующее.

Во-первых, на конституционном уровне признается местное самоуправление как формы народовластия и самостоятельность населения территорий в решении местных вопросов.

Во-вторых, более или менее очерчены границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление - это территории, на которых компактно проживает население.

В-третьих, Конституция не предусматривает предметно-­функциональной характеристики местного самоуправления, ограничившись формулой «вопросы местного значения», не закрепляет организацию работы органов местного самоуправления. Наоборот, она акцентирует на принятие специального закона, который должен устанавливать предметы веде­ния и полномочия местного самоуправления, порядок организации и деятельности органов самоуправления. Следовательно, государство на законодательном уровне определяет все основные вопросы формирования и деятельности системы местного самоуправления, включая его формы, порядок создания и деятельности его органов, источники его экономической основы и т.д. Такой подход основан на унитарном устройстве Казахстана и противостоит возможности создания на местах органов, различаю­щихся не только по названию, но и направлениям, формам, по­рядку деятельности, дополнительным источникам доходов, спо­собам взаимодействия с органами местного государственного управления и т.д.

В-четвертых, в Конституции претерпели изменения положения об основных формах реализации гражданами своего права на самоуправление. Ранее в качестве них признавались выборы органов местного самоуправления, деятельность выборных и других органов самоуправления, а также право обращаться ли­чно, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (п.1 ст.33). Это ограничивало возможности непосредственного решения населением вопросов местного значения, ибо конституционная норма предусматривала закрытый перечень форм местного самоуправления.

Закон РК от 21 мая 2007 г. кардинально поменял конституционную норму, поскольку не раскрывает непосредственные формы реализации гражданами права на местное самоуправление. Это могут быть и выборы органов местного самоуправления, и правотворческая инициатива, собрания и сходы граждан и т.д. Эти формы волеизъявления населения, проживающего на территории местных сообществ, будут определяться законом, что создает возможность их потенциального разнообразия.

Представительные формы местного самоуправления также изменились, поскольку маслихаты официально обрели статус органов самоуправления. Наряду с ними местное самоуправление может осуществляться и через иные самоуправленческие органы.

В-пятых, самостоятельность органов местного самоуправления долж­на быть гарантирована законом, то есть установлены специальные политиче­ские, экономические, правовые и организационные меры, которые бы обес­печивали и защищали их права.

В- шестых, Конституция устанавливает возможность делегирования органам местного самоуправления государственных функций. Особенно это видно в статусе маслихатов, которые являются государственно-общественными органами: выполняют как функции, принадлежащие государству, так и собственно функции местного самоуправления, связанные с обеспечением нужд местного населения.

9 февраля 2009 г. были внесены изменения и дополнения, и он получил новое название – Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.