Функции местного самоуправления
Действующий Закон не производит разграничения функций государства и местного самоуправления. Косвенное указание на такое разграничение можно усмотреть лишь в пп.7) ст.1. Он определяет понятие «вопросы местного значения», как «вопросы деятельности области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа, регулирование которых в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан связано с обеспечением прав и законных интересов большинства жителей соответствующей административно-территориальной единицы». Поскольку на органы местного самоуправления возложены функции по решению вопросов местного значения (пп.10) ст.1), логично поставить знак равенства между понятиями «вопросы местного значения» и «вопросы (функции) местного самоуправления». Таким образом, действующий Закон устанавливает один критерий разграничения государственных функций и функций местного самоуправления – связь с правами и законными интересами большинства жителей соответствующей территориальной единицы. Но это все же недостаточно. Необходимо законодательно закрепить и другие критерии разграничения функций либо четко определить предметы ведения местных сообществ. В этом плане можно было бы опираться как на нормы Модельного закона СНГ, так и на положения, которые были наработаны прежним законопроектом, официально опубликованным в печати для всенародного обсуждения. Так, например, Модельный закон относит к вопросам местного значения: - принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; - владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; - местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; - комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; - регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; - содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; - организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; - организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; - организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; - контроль за использованием земель на территории муниципального образования; - организация, содержание и развитие муниципальных энерго -, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; - муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения и многие другие. Такой подход соответствует и Европейской хартии местного самоуправления, которая гласит, что основные полномочия и компетенция органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Кроме того, это вносит ясность в отношения между органами государства и местного самоуправления. В противном случае любое полномочие маслихата в социально-экономической сфере будет вызывать вопрос: относится ли оно к ведению местного самоуправления или это делегированное полномочие. Как указывалось выше, на конституционном уровне закреплена возможность делегирования органам местного самоуправления государственных функций. Это объясняется наличием тесной связи между государством и местным самоуправлением, сложностью, а порой, невозможностью разграничения их функций и полномочий. Появление такой нормы в Конституции является безусловным шагом вперед, поскольку позволит законодателю создать жизнеспособную модель местного самоуправления. При этом следует подчеркнуть, что делегирование государственных функций будет осуществляться в соответствии с законом. Однако действующий Закон не определяет порядок делегирования и круг делегируемых органам местного самоуправления государственных функций.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|