Здавалка
Главная | Обратная связь

Участие граждан в местном самоуправлении



В базовый Закон о местном управлении поправками от 9 февраля 2009 г. Введена дополнительная глава 3-1 «Участие граждан в местном самоуправлении». В ст.39-1 закреплен принцип территориальности для физических лиц как условие признания членом местного сообщества, участия их в осуществлении местного самоуправления. Для граждан РК таким условием является факт регистрации по месту жительства. При этом они обладают всей полнотой прав членов местного самоуправления. Следовательно, наличие недвижимости или постоянного места работы на соответствующей территории не являются основаниями признания членами местного сообщества. Главное – надо здесь постоянно проживать. Ст.89 Конституции РК не увязывает осуществление местного самоуправления жителями соответствующих территорий с состоянием в гражданстве РК, используя термин «население». Зарубежный опыт показывает, что за иностранцами, имеющими постоянное место жительства на соответствующей территории, признается право быть членами местных сообществ. В то же время участие этой категории лиц в местном самоуправлении имеет определенные ограничения, установленные, как данным законом, так и международными договорами. Точнее было бы говорить, что ограничения вводятся также Конституцией и иными законами. Например, только граждане Казахстана вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Ст.39-2 закрепляет права и обязанности членов местного сообщества. Право на местное самоуправление реализуется членами местных сообществ в двух формах: непосредственно и через выборные органы местного самоуправления. Это обусловлено тем, что в ст.89 Конституции РК претерпели изменения положения об основных формах реализации гражданами своего права на самоуправление. Ранее в качестве них признавались выборы органов местного самоуправления, деятельность выборных и других органов самоуправления, а также право обращаться ли­чно, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (п.1 ст.33). Это ограничивало возможности непосредственного решения населением вопросов местного значения, ибо конституционная норма предусматривала закрытый перечень форм местного самоуправления. Поэтому любые другие способы волеизъявления граждан (например, те же собрания, сходы) фактически ставили их вне конституционного поля.

Перечень прав членов местного сообщества остается открытым. Они могут обладать иными правами, предусмотренными рассматриваемым Законом (например, правом участия в собраниях и сходах местного сообщества) и другими законодательными актами РК.

Обязанности соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана и способствовать их развитию также опираются на конституционные нормы.

Обязанность способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране в большей степени имеет характер морально-политического обязательства, т.е. не требует от членов местного сообщества каких-либо активных действий по ее реализации. В юридическом аспекте она, скорее, заключается в соблюдении запрета на совершение действий, которые привели бы к нарушению единства народа, возникновению межнациональных конфликтов. Вместе с тем, не отрицается возможность совершения активных действий для укрепления единства народа Казахстана. К тому же, государственным праздником признается Праздник единства народа Казахстана - 1 мая.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.