Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие, признаки и требования законности 2 страница



- выражают и предметно конкретизируют классовую и общечеловеческую сущность государства;

- воплощают и раскрывают его активную служебную роль как части надстройки;

- возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям;

- проявляют и объективируют особенности и закономерности развития общества и государства различных исторических типов;

- носят комплексный, собирательный характер;

- отражают сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;

- представляют собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти.

5.2В юридической теории существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Их пытаются подразделять в зависимости:

- от продолжительности их существования – на постоянные и временные;

- от социальной значимости - выражающие интересы правящих классов, слоев и групп, и представляющие интересы всего общества;

- от сфер реализации - политические, идеологические, социальные, экономические;

- от форм реализации - правотворческие, правоохранительные, правоприменительные;

- оттерритории осуществления – общегосударственные и региональные, местные;

- от принципа разделения властей - законодательные, управленческие и судебные;

- от исторического типа государств - функции государств эксплуататорских типов, функции государств демократического типа;

- от сферы общественной жизни - на внутренние и внешние;

- от значимости – на основные (главные) и неосновные (производные).

5.3 Экономическая функцияотражает роль современного государства в области хозяйствования и имеет следующие направления: а) выработка экономической политики в масштабах всего государства; б) установление правовых основ рынка и ценовой политики государства (пресечение недобросовестной конкуренции, обеспечение равноправия всех форм собственности); в) государственное воздействие на экономическую жизнь (составление экономических программ, выдача субсидий производителям); г) непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором экономики (управление государственными предприятиями); д) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты своего экономического суверенитета.

Назначение социальной функции –обеспечение общественного благополучия, создание условий для жизни и развития каждого человека. Ее основные направления: а) социальная защита безработных, инвалидов, пенсионеров, детей и пр.; б) обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, контроль за условиями труда, борьба с безработицей; в) борьба с бедностью; г) выделение необходимых средств на здравоохранение, строительство жилья, дорог, четкую работу транспорта и связи.

Функция развития культуры, науки и образования: а) государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, архитектуры; сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев, библиотек; б) развитие массовой физической культуры и спорта; в) развитие радио, телевидения и других средств массовой информации; г) финансирование государственных учреждений образования, обеспечение обязательного среднего образования, создание стандартов образования и контроль за их соблюдением; д) государственное финансирование науки; поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; развитие интеграции науки и высшего образования.

Экологическая функция:

а) государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды; б) государственное и общественное страхование граждан в данной области; возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы; в) государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; г) государственное планирование и нормирование качества окружающей среды; д) принятие мер по предупреждению и ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф.

Функция налогообложения и финансового контроля: а) формирование и пополнение государственного бюджета за счет всех видов налогов, финансовых сборов, пошлин и платежей; б) обеспечение соблюдение законодательства предпринимателями, выдача патентов и регистрационных удостоверений; в) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством всеми хозяйствующими субъектами; устранение нарушений финансовой дисциплины; г) проверка соблюдения правил финансовых, в т.ч. валютных, операций; д) контроль за правильностью использования юридическими лицами находящимися в их распоряжении государственных финансовых ресурсов.

Функция охраны прав и свобод граждан и правопорядка:а) борьба с преступностью и ее предупреждение; б) защита всех форм собственности; в) охрана правопорядка, обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений; г) обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, предупреждение их нарушения, принятие мер к восстановлению нарушенных прав.

Политическая функция:а) реализация волеизъявления народа в форме законодательства и в иных государственных решениях; б) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими; в) создание условий для формирования гражданского общества, создания органов местного самоуправления; г) официальное представительство общества; д) защита конституционного строя.

5.4Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене.

Функция обороны страны:а) укрепление оборонной мощи; б) повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности; в) охрана государственных границ; г) организация гражданской обороны. д) военное обучение запаса вооруженных сил (резервов).

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка:а) деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, сокращение массовых вооружений, запрет на производство бактериологического и химического оружия, закрытие полигонов; б) обеспечение сотрудничества государств в борьбе с международной контрабандой, терроризмом, наркобизнесом и другими видами организованной преступности;

в) участие в регулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов;

г) участие в оборонительных блоках.

Функция сотрудничества и укрепления связей с зарубежными странами– это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, социально-культурных отношений, сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Сотрудничество со странами СНГ, участие в работе ООН и других международных организаций, договоры о дружбе и сотрудничестве с другими странами в различных сферах.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов государства в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Важной стороной является сотрудничество государств в решении глобальных проблем человечества: освоения космоса и безопасности планеты, защиты мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.

5.5Формы осуществления функций государства – это, во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.

По второму критерию выделяются правовые и организационные формы.

Правовые формы осуществления функций государства - однородная по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов: правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность. Правотворческая деятельность осуществляется путем издания, изменения или отмены НПА. Правоприменительная деятельность осуществляется путем издания актов применения права, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Организационные формы реализации его функций заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий: 1)организационно-регламентирующая; 2) организационно-идеологическая; 3) информационно-консультативная деятельность.[kgl]

 

[gl]Тема 6. ФОРМА ГОСУДАРСТВА [:]

Цель:Раскрыть содержание формы государства

Структура лекции:

6.1 Понятие и структура формы государства

6.2 Форма правления государства: понятие и виды

6.3 Форма государственного устройства: понятие и виды

6.4 Государственный (политический) режим: понятие и виды

6.1Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность и обеспечивающих в комплексе организацию деятельности высших органов власти и органов местного самоуправления, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.

Форма государства как понятие раскрывает механизм, способы образования, организации и функционирования государства, без анализа этой стороны государства невозможно понимание способов реализации его сущности. Ее следует рассматривать как синтез трех элементов: 1) форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования; 2) форму государственного устройства (государственного единства) — совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой; 3) государственный режим — совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

6.2Форма правления – это организация государственной власти конкретного государства, характеризующаяся системой формирования и взаимоотношений между высшими органами государственной власти. Основные формы правления: монархия и республика.

Монархия– это наследуемая власть одного человека. Ее юридические свойства: 1) бессрочное, то есть пожизненное, пользование властью; 2) занятие трона по наследству или по праву родства; 3) представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву; 4) безответственность главы государства за свои политические действия; 5) право на пользование титулом, на государственные регалии (скипетр, корону), получение содержание себя и своего двора из государственной казны.

Существует два вида монархии: абсолютная (неограниченная) и ограниченная. Абсолютная монархия означает сосредоточение все полноты государственной власти в руках монарха, отсутствуют каких-либо государственные органы, ограничивающие полномочия монарха. Ограниченная монархия – это такая монархия, где власть монарха ограничена, выступает в виде сословно-представительной и конституционной. Сословно-представительная монархия — это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). В конституционной монархии власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется в конституции, бывает парламентарной и дуалистической. При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии. В парламентарной монархии монарх царствует, но не правит, лишен права действовать самостоятельно и не несет никакой юридической ответственности за свои действия; правительство формируется парламентом из представителей партий, получивших большинство голосов на выборах и нуждается в его доверии, несет перед ним политическую ответственность.

Республика— это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются: существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком

В рабовладельческом обществе существовали демократические, аристократические республики, прифеодализме - города-республики. Эпоха капитализма породила парламентарную (парламентскую) и президентскую республики. Парламентарная республика — разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Практически для парламентарной республики характерны те же признаки, что и для парламентарной монархии. Только вместо «слабого» монарха существует «слабый» Президент, который избирается Парламентом. Президентская республика (дуалистическая) — разновидность формы правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу. Парламент вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов. Избирается президент внепарламентским путем (путем прямых всеобщих или косвенных выборов), обладает более широкими, чем в парламентарной республике, полномочиями. В условиях существования тоталитарных систем создаются суперпрезидентские республики, где чрезмерно расширены полномочия Президента. Выделяют еще так называемую смешанную (полупрезидентскую) республику. К этому виду относят Францию. Она сочетает в себе черты и президентской, и парламентской республики.

Особенностями социалистической республики являются: соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему (систему Советов), основанную на принципе демократического централизма; ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти; сочетание экономического, политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме; создание условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии (коммунистической) в общественной и государственной жизни; сосредоточение в руках представительных органов всей полноты власти; подотчетность и подконтрольность исполнительно-распорядительных органов органам законодательной власти. Различают три разновидности социалистической республиканской формы правления: Парижскую коммуну; Советскую республику и народно-демократическую.

6.3Форма государственного устройства — это территориальная организация государства, определяющая состав его территории и характер взаимосвязей государства в целом и его отдельных частей, т.е. отношений по вертикали. Все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство — это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Его признаки: единые высшие представительные, исполнительные и судебные органы; одна конституция, единая система законодательства; единое гражданство; единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика; составные части государства суверенитетом не обладают, не имеют своих законодательных органов, атрибутов государственности; все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную и законодательную автономию.

Автономия – это внутреннее самоуправление отдельных частей государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции). В зависимости от объема полномочий существуют 2 формы автономии. В законодательной (политической) автономии ее органы имеют право издавать законы местного значения по определенным вопросам, закрепленным в конституции либо иных актах государства. Такая автономия может иметь внешние признаки государственности: герб, флаг, гимн, свой законодательный орган и пр. Административная (местная) автономия издает только подзаконные акты, но по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена дополнительными полномочиями. В странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создается национально-культурная автономия, которая носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Унитарное государственное устройство может быть централизованным (во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления), децентрализованным (местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни) и относительно децентрализованным (обычно верхний уровень территориального деления управляется представителями центра, а низовые уровни самоуправляются).

Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Признаки: территория не представляет собой единого целого, состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам, которая распространяется на всю территорию федерации; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией. Суверенитет субъектов федерации носит ограниченный характер; субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, законов и иных нормативных правовых актов по закрепленному за ними кругу вопросов; субъекты федерации имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации; основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы; действует двухканальная система налогов.

Федерации строятся по территориальному и национальному принципам.

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Признаки: образуется на основе соответствующих договоров; ее субъекты имеют право свободного выхода; суверенитет принадлежит государствам, входящим в ее состав (никакие общие решения не имеют силы без согласия государств-участников конфедерации); круг органов ограничен, образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, выделенных договорными актами, нет судебных органов; бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов стран-участниц. Правом непосредственного налогообложения конфедеративные органы не обладают; сохраняется гражданство государств - участников; конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования; в случае создания единой армии, воинские формирования сохраняют двойную подчиненность: общему командованию и своему государству.

Есть и формы межгосударственных объединений. Империи – насильственно создаваемые сложные государства, степень зависимости составных частей которых от верховной власти была различной. У их составных частей никогда не было единого государственно-правового статуса. Центральная власть была сосредоточена в государстве-метрополии, которое управляло входящими в его состав государственными образованиями (колониями) через систему своих наместников. Содружество – организационное объединение государств, характеризующееся наличием общих признаков (экономики, языка, права, культуры, религии), определенной степенью однородности, с полным сохранением их самостоятельности. СНГ, Британское содружество. Сообщество государств – переходная форма организации общества. В основе сообщества лежит межгосударственный договор, устав, декларация, которые усиливают интеграционные связи государств, входящих в него, и эволюционирует в сторону конфедерации. Члены Сообщества - полностью независимые государства. Они создают надгосударственные органы скорее не для управления, а для координации действий государств.

6.4Государственный (политический) режим - совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:

- государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию; к инакомыслящим применяются репрессии;

- полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни;

- диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами;

- огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, детских, творческих объединений и пр.);

- примат государства над правом, произвол, нарушения законности, ликвидация правовых начал в общественной жизни;

- всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса;

- игнорирование интересов национальных государственных образований и национальных меньшинств;

- государственный атеизм либо провозглашение приоритета одной из религий с запретом и подавлением других религиозных течений.

Антидемократические режимы могут быть: авторитарные, расистские, националистические (шовинистические), фашистские, тоталитарные.

Демократические режимы складываются в правовых государствах:

- свобода личности в сфере экономической деятельности;

- реальная гарантированность прав и свобод граждан, возможность выражать мнение о политике государства, активно участвовать в общественных организациях;

- эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на государственную власть;

- защищенность личности от произвола, беззакония, в т.ч. судами;

- реальное разделение властей;

- учет интересов большинства и меньшинства, национальных особенностей;

- разрешение социальных противоречий, обеспечение компромисса между государственными органами и гражданами, различными социальными группами населения;

- плюрализм;

- действие правовых законов. [kgl]

 

[gl] Тема 7. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА [:]

Цель:Раскрытьструктуру современного государства

Структура лекции:

7.1 Понятие механизма государства и его структура

7.2 Понятие, признаки и виды государственных органов

7.3 Принципы организации и деятельности механизма государства

7.1Механизм государства — это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов и организаций, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, обеспечивается государственное руководство обществом. Его признаки: 1) единство принципов его организации и деятельности, закрепленных в законах; 2) состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества
и специально занимается управлением; 3) характеризуется сложной структурой; 4) тесно связан с функциями государства; 5) располагает необходимыми материальными, финансовыми и организационно-техническими средствами - «вещественные придатки» государственных органов; 6) состоит из иерархически соподчиненных органов; 7) его органы обладают властными полномочиями; 8) призван гарантировать и охранять права, свободы своих граждан.

Структура государственного механизма в широком смысле представляет собой аппарат государства (государственные органы) + государственные организации (государственные учреждения и предприятия). В узком смысле – это только государственный аппарат — совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями. Государственные учреждения — государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

7.2Государственный орган – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, имеющая собственную структуру, состоящая из государственных служащих, наделенная необходимыми властными полномочиями, материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Признаки: 1. его образование и деятельность осуществляется на правовой основе; 2. наделен властными полномочиями, издаваемые им акты обеспечиваются возможностью применения принудительной силы государства; 3. обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью; 4. выполняет строго установленные в законодательном порядке виды деятельности и действует в определенных организационно-правовых формах; 5. сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции; 6. взаимодействует с другими органами, образует с ними единый социальный организм в целях обеспечение нормального функционирования общества, защиты прав и интересов личности, охраны безопасности и территориальной целостности государства; 7. располагает необходимыми материальными средствами, «вещественными придатками», в т.ч. вспомогательными организациями, предприятиями, учреждениями; 8. характеризуется определенной структурой; 9. имеет территориальный масштаб деятельности; 10. состоит из государственных служащих. Государственные органы подразделяются:

- п

о юридическому источнику их легитимности на органы: а) устанавливаемые Конституцией РК, конституционными законами и законами РК для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РК, Парламент и пр); б) учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий первого вида органов (Администрация Президента и т..);

- по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные, судебные;

-по действию в пространстве - на республиканские и местные органы;

- по длительности действия - на постоянные и временные;

- по субъектам принятия решений – коллегиальные и основанные на принципе единоначалия;

- по сфере деятельности- органы общей компетенции и специальной компетенции.

7.3Принципы государственного механизма — это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы (например, принцип состязательности сторон в судебном процессе). Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы: 1) закрепленные в Конституции РК; 2) сформулированные в законе «О государственной службе» и иных законах («О Конституционном Совете РК, «О прокуратуре РК» и др.). Конституционные принципы: народовластие, гуманизм, унитаризм (федерализм, автономия), разделение властей, законность, демократизм. [kgl]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.