Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие, признаки и требования законности 4 страница



13.2Технические нормыэто правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, животными, орудиями труда, различными техническими средствами: правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии. Они регулируют поведение людей в связи с использованием техники, носят “полусоциальный” характер.

Наиболее важные для общества технические нормы облекаются в правовую форму. Их можно назватьтехнико-правовыми. Это – в основном, нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (правила противопожарной безопасности, эксплуатации транспорта, строительных работ, обращения с оружием и т.п.). Не соблюдение этих норм влечет за собой юридическую ответственность.[kgl]

[gl] Тема 14. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ [:]

Цель:Дать характеристику основных правовых систем современности

Структура лекции:

14.1 Понятие и классификация правовых систем

14.2 Романо-германская правовая семья

14.3 Семья общего права

14.4 Социалистическая правовая семья

14.5 Религиозная правовая семья

14.6 Обычно-традиционная семья

14.1 Правовая система - комплексная категория, отражающая всю правовую организацию общества, охватывающая собой всю совокупность взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее звено. Правовая система включает и другие элементы: правотворчество, правосудие, правовую прак­тику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, юридические учрежде­ния, законность, ответственность, правосознание и т.д.

Правовая система характеризуется тремя группами правовых явлений; 1) юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона); 2) совокупность правовых учреждений (организационная сторона); 3) совокупность правовых, взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура (доктринальная, духовная сторона).

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны. Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования, в частности, общности ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки, методов и способов развития.

Классификация правовых систем - распределение национальных систем права по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев. Сложилось 2 основных направления. 1) Французский ученый Р. Давид выдвинул идею трихотомии, выделяя 3 правовых семьи (Романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую). В основу своей теории он взял два критерия: идеологический (религиозные факторы, философия, экономическая и социальная структура) и критерий юридической техники. 2) К. Цвайгерт обосновывает 5 факторов: 1) происхождение и эволюция правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природа источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы. Он различает 8 «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право.

Для выделения основных правовых семей наиболее существенным являются 3 группы взаимосвязанных критериев: 1) исторический генезис правовых систем; 2) система источников права; 3) структура правовых систем – ведущих правовых институтов и отраслей права.

Выделяют следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-тради­ционную, религиозную (мусульманское, индусское право), социалистическую, славянскую.

14.2 Романо-германскаяправовая семьи, или система континентального правасложилась в Европе и является результатом рецепции римского права. Основные признаки: 1) Развитое законодательство; единая иерархическая система источников права; его деление на публичное и частное, отрасли и правовые институты. 2) Есть писаные конституции, признается их высшая юридическая сила, установлен судебный контроль за конституционностью законов. 3) Законодательство носит кодифицированный характер.4) Среди источников права значительна роль подзаконных нормативных актов.5) Широко используются общие принципы права, выражающие подчинение права справедливости.6) Источником права является правовая доктрина, используется и в правоприменительной деятель­ности, в частности при толковании закона. 7) Признается приоритет норм международного права перед национальными законами. 8) Судебный прецедент формально не признается в качестве источника права, но судебная практика относится к числу вспомогательных источников права. 9) Наряду с общими судами действуют суды конституционной и административной юстиции.

14.3 Семью «общего права» или англо-саксонскую правовую семью (Великобритания, США, Канада и т.д.) характеризуют следующие черты. 1) Основной источ­ник права - судебный прецедент – решение суда по конкретному делу - эталон при решении аналогичных дел в будущем. 2) Статутное право (выраженное в законах) призвано дополнять прецедентное право, созданное судами. 3) Отсутствует деление права на публичное и частное. Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости». 4) Нет резко выраженного деления права на отрасли, суды могут разбирать разные категории дел. 5) Проблема соотношения закона и судебной практики носит специфический характер. Действует принцип, согласно которому при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону. Однако действительность сложнее. 6) Специфика судебной системы: отсутствуют судебные органы конституционной юстиции; специализированные суды подчиняются судам общей юрисдикции; предельная состязательность процесса; в уголовном процессе допускаются сделки о признании вины; более широко используется институт присяжных и мировых судей; относительно более широка практика избрания судей. 7) В XX в. возросла роль делегированного законодательства - актов, имеющих силу закона, издаваемых правительством, министерствами и другими органами управления по уполномочию парламента.

14.4Для семьи социалисти­ческого права характерен классовый характер. 1) Единственным источником права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже - нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю народа, руководимого коммунистической партией. 2) Конституции носили декларативный характер и в реальной жизни большинство их норм не исполнялись Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные акты, нередко секретные, которые выражали интересы партийно-государственного аппарата. 3) Господствовало узконормативное понимание права. Частное право уступало господствующее место праву публичному. 4) Право носило императивный характер, обеспечивалось партийно-государственной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. 5) В теории исключалось возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права. Суд оставался инструмен­том в руках классов и групп, стоящих у власти, обеспечивал их господство и охранял их интересы.

14.5В религиозной правовой семье признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы жизни, т.е. включает и юридические нормы, и религиозно-нравственные, и обычаи. Шариат состоит из двух частей: 1) теологии или принципов веры (акида), которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, предписывает ему линию поведения; 2) право (фикха), основанное на идее обязанностей, возложенных на человека по отношению к Аллаху. Мусульманское право имеет четыре источника: 1) Коран - священная книга ислама; 2) сунну, или традиции, связанные с посланцем бога; 3) иджму, или единое соглашение мусульманского общества; 4) кийас, или суждение по аналогии. К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда ин­ститутов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Наряду с писаным правом - шариатом в мусульманских странах действует и обычное право – адаты. Принципы и нормы мусульманского права проявляют свое назначение в утверждении мусульманского образа жизни.

Индусское право составляет вторую систему религиозной правовой семьи. Это право Индии, Пакистане, Бирме, Сингапура и Малайзии - стран, исповедующих индуизм. Индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из убеждений индуизма является разделение людей на социальные иерархические категории - касты, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и морали. Основным регулятором поведения людей являются обычаи, которые у каждой касты свои. Все споры решаются собранием касты. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. Судебные прецеден­ты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его по всей строгости. Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть..

14.6 Дальневосточная (китайское и японское право) правовая семья относится к обычно-традиционным. Сюда примыкают также некоторые страны Африки и Мадагаскара. В ней отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

Китайцы отрицательно относятся к идее права с его строгостью и абстрактностью. Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает, что оно необходимо для тех, кто не заботится о морали, для преступников, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Сами китайцы обходятся без права. Они не интересуются содержанием законов, не обращаются в суд и регулируют свои отношения на основе соглашения и гармонии. Традиционно их стремление обходить суды и решать споры внесудебными методами. В течение веков Китай не знал организованных юридических профессий. Суд творили администраторы, руководствовавшиеся советами чи­новников.

В правовой системе Японии параллельно действуют традиционные нормы, сформированные в прошлом. Японцы также отрицательно относятся к праву, которое они отождествляют с уголовным. Согласно традиции, судебному разбирательству следует предпочесть примирение, полюбовное соглашение. Даже если споры решаются судом, они в подавляющем большинстве завершаются примирением. Кредитор, требуя от своего должника все, что ему причитается по закону, выглядит в их глазах бесчестным. Уважение заслуживает кредитор, деликатно выясняющий положение должника и уважающий его. Прецедент не считается источником права.

В настоящее время указанные правовые семьи оказывают взаимное влияние друг на друга, заимствуя правовые институты и устои.[kgl]

[gl] Тема 15. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ [:]

Цель:Рассмотреть структуру правового статуса личности

Структура лекции:

15.1 Понятие, структура и виды правового статуса личности

15.2 Принципы правового положения личности

15.3 Основные права и свободы личности

15.4 Юридические обязанности

15.5 Гарантии прав и свобод личности

15.1Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус. Право закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции.

Различают: а) общий или конституционный статус гражданина; б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус. Общий правовой статус — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств, является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Специальный или родовой статус отражает особенности правового положения определенных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих, участников войны, студентов и пр.). Эти категории граждан могут иметь помимо общих прав и обязанностей дополнительные права и обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина и меняется вместе с изменениями, происходящими в жизни человека. Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Можно также выделять: статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; статус граждан той или иной страны, находящихся за рубежом; отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.; профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); статус лиц, работающих в экстремальных условиях или особых регионах.

Структура правового статуса: а) правосубъектность; б) гражданство; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) правовые принципы.

Субъективные права личности – это конкретные правомочия, возникающие у нее на основе норм объективного права, это юридические возможности человека, вытекающие из общих, абстрактных правил поведения. Законные интересы личности – это юридически значимые и оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственно содержанием прав и свобод граждан. Содержание законного интереса не определено законодателем, т.к. право не способны заранее предусмотреть все жизненные обстоятельства. Юридические обязанности личности - это установленные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения.

Категория гражданства означает закрепление юридической принадлежности лица к определенному государству. Это политико-правовая связь между человеком и государством, носящая длительный и устойчивый характер и порождающая их взаимные права и обязанности. Понятие “гражданское состояние личности” – более широкое по своему содержанию и может быть четырех видов: а) состояние гражданства; б) состояние иностранного гражданина; в)состояние лица без гражданства; г) состояние лица, которому предоставлено убежище.

Государство, наделяя личность комплексом прав, свобод и обязанностей, признает ее субъектом действующего или будущего права. Способность иметь права и нести обязанности составляет понятие правосубъектности. Каждая личность обладает общей правосубъектностью. Она находит свою конкретизацию и уточнение в отраслевой правосубъектности. Фактическое же пользование правами, свободами и обязанностями в объеме правового статуса зависит от дееспособности, деликтоспособности.

15.2Принципы правового положения личности - это основные начала, идеи, определяющие характер взаимоотношений личности и государства: принцип юридического равноправия; неотчуждаемость прав и свобод, недопустимость их ограничения, кроме случаев, предусмотренных законом; приоритет прав и свобод человека перед интересами государства; гарантированность (реальный характер) прав и свободы личности; единство прав, свобод и обязанностей; взаимная ответственность личности и государства.

15.3Наиболее распространенной считается классификация прав и свобод по их характеру: а) личные (гражданские), б) политические, в) социальные, экономические и культурные права и свободы.

Личные (гражданские) права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного, нежелательного вмешательства в его личную жизнь, внутренний мир, призванные обеспечить существование и своеобразие личности. Это так называемые «естественные права»: на жизнь, личную свободу, неприкосновенность, тайна переписки, свобода передвижения и пр., принадлежат каждому человеку.

Политические права и свободы - это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. Это право на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, свобода объединений. Политические права принадлежат, главным образом, только гражданам данного государства.

Социально-экономические права и свободы - возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека: свобода труда, право на выбор профессии, право на отдых, социальное обеспечение и пр.

Культурные права и свободы - возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями: право на образование, свобода творчества, право на пользование достижениями культуры.

Права человека существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Права гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо.

15.4Юридическая обязанность - установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения. Обязанности опираются на возможность применения государственного принуждения. В них концентрируются как личные, так и общезначимые интересы. Функциональное назначение юридических обязанностей — корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; а социальное — формировать должное правосознание и правовую культуру граждан. Любые субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения. На практике обязанности незримо “сопровождают” все права, корреспондируя им в соответствующих правоотношениях, т.е. в процессе реализации. Иначе права могут превратиться в “пустой звук”.

15.5Гарантии—это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Экономические гарантии – это единство экономического пространства, рыночная экономика, свободное перемещение товаров и услуг, свобода экономической деятельности, признание и равная защита всех форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Политические гарантии — это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В РК признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие.

Духовные (идеологические) гарантии система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость, общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся признание идеологического многообразия, запреты на монополизацию идеологию, разжигание социальной, расовой, национальной, родовой розни, свобода творчества, запрет цензуры и пр.

Юридические гарантии - система юридических средств и способов, обеспечивающих надлежащее признание, реализацию, охрану и защиту прав человека и гражданина (право на судебную защиту, на получение квалифицированной юридической помощи, на компенсацию причиненного ущерба и пр.).

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Среди юридических гарантий следует различать гарантии реализации (пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации) и гарантии охраны (конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности за нарушение прав и свобод личности и пр.). С позиций правового статуса личности гарантии могут быть общими, специальными и индивидуальными.

Организационные гарантии – деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений в сфере правотворчества, правоприменения, осуществления мер контрольного, процедурного и режимного характера. Подразделяются на: организационно-кадровые, контрольные, процедурные гарантии. [kgl]

[gl] Тема 16. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА [:]

Цель:Рассмотреть основные формы (юридические источники) права

Структура лекции:

16.1 Понятие формы права. Соотношение форм и источников права

16.2 Виды форм (источников) права

16.3 Понятие и признаки нормативного правового акта

16.4 Классификация нормативно-правовых актов

16.5 Иерархия нормативных правовых актов

16.6 Понятие и виды законов

16.7 Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов

16.8 Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

16.1К понятию «форма права» существует два подхода. Согласно первой точке зрения, понятия “форма права” и “источник права” тесно связаны, но не совпадают. Если “форма права” показывает, как содержание права выражено вовне, то “источник права” — истоки формирования права, систему факторов, определяющих его содержание и формы выражения. Этот подход различает материальные, идеальные и юридические источники права. Источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию.

Второй подход рассматривает данные понятия как тождественные, имея в виду внешнюю форму выражения права - как комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых норм ознакомиться с их реальным установлением и пользоваться ими. Эта точка зрения основана на узком понимании источника права как результата деятельности государства по созданию правовых предписаний. В данном случае мы будем говорить об источнике права в формально-юридическом смысле, при котором он совпадает с формой права.

16.2Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай- санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией, т.е. правило, передающееся из поколения в поколение до тех пор, пока не попало в орбиту государственных интересов. Правовой прецедент - это письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее эталоном при рассмотрении аналогичных дел в будущем, т.е. обязательным для всех, получает государственную поддержку, может быть судебным и административным. Нормативные договоры получили широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими. Любой нормативный договор имеет следующие свойства: 1) содержит норму общего характера; 2) добровольность заключения; 3) общность интереса; 4) равенство сторон; 5)согласие участников по всем существенным условиям договора; 6)эквивалентность и, как правило, возмездность; 7)взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение договора; 8) правовое обеспечение. В некоторых странах, особенно мусульманских, формой (источником) права являются религиозные нормы, выражаемые в виде догм, уточняющих, во что верующий должен верить, предписывающих, что они должны и не должны делать. Косвенный источник права - правовая доктрина - идеи, разработанные в правовых теориях учеными, оказывает огромное влияние на процесс правотворчества, правоприменения, толкование правовых норм. Основным источником права в современных правовых системах является нормативный правовой акт.

16.3Нормативно-правовой акт - это изданный в особом порядке официальный документ компетентного государственного органа или всенародного волеизъявления, содержащий нормы права (правила общего характера). Он обладает рядом признаков: 1) создается в результате правотворческой деятельности органов государства или всенародного волеизъявления (референдума); 2) содержит в себе общеобязательные правила поведения (нормы); 3) содержащиеся в нем предписания являются выражением государственной воли; 4) принимается и реализуется в особом процессуальном порядке; 5) имеет строго определенную официальную документальную форму (закон, указ), обязательные атрибуты (название акта; наименование органа, принявшего акт и пр.); 6) направлен на регулирование наиболее типичных, массовых отношений; 7) рассчитан на постоянное либо длительное действие; 8) адресован ко всем либо к неопределенно большому кругу субъектов; 9) система НПА определяется конституцией и изданными на ее основе специальными законами и актами; 10) нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям.

16.4Классификация нормативно-правовых актов производится по разным основаниям: по юридической силе - на законы и подзаконные акты; по содержанию – отраслевые и комплексные; по объему и характеру действия - акты общего и ограниченного действия; по правовому положению субъекта правотворчества – НПА государственных органов; совместные акты государственных и негосударственных организаций; принятые на референдуме; по территории распространения своего действия - общегосударственные, региональные, местные; по сроку действия - акты неопределенно длительного действия; временные акты; по значимости - основныеи производные.

К основному виду нормативных правовых актов относятся: Конституция, конституционные законы, кодексы, законы; указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона; указы Президента РК, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента РК; нормативные постановления Парламента РК и его палат и т.д.

Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Его место в иерархии определяется уровнем акта основного вида. К ним относятся: регламент; технический регламент; стандарт государственной услуги; регламент государственной услуги; реестр государственных услуг; положение; правила; инструкция.

Законами РК могут быть предусмотрены иные формы НПА производного вида.

16.51) Конституция Республики Казахстан (высшая юридическая сила);

2) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

3) конституционные законы РК и указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона;

4) кодексы РК;

5) законы РК, указы Президента РК, имеющие силу закона;

6) нормативные постановления Парламента РК и его Палат;

7) нормативные указы Президента РК;

8) нормативные постановления Правительства РК;

9) нормативные правовые приказы министров РК и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии РК и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

10) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета РК, Верховного Суда РК.

16.6 Закон -это НПА, принимаемый высшим представительным органом государства или народом на референдуме в особом процессуальном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Признаки: 1) принимаются высшими представительными органами государства или народом на референдуме; 2) законы принимаются по наиболее существенным вопросам общественной жизни, требующих оптимального удовлетворения прав личности (ст.61 п.3 Конституции РК); 3) обладают высшей юридической силой; 4) содержат нормы первичного, исходного характера; иные акты призваны детализировать и конкретизировать установления законов; 5) законы могут быть отменены или изменены только законодательной властью; 6) принимаются в особом процессуальном порядке; 7) подлежат обязательному подписанию главой государства; 8) подлежат обязательной публикации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.